Основная часть мусульман Узбекистана придерживается «религиозного минимализма», но, оказавшись в качестве трудовых мигрантов за границей, они ищут новые формы коммуникаций с себе подобными.
4 комментарияВойна в Донбассе обеспечила России первое место в мире по приему беженцев
Россия заняла первое место в мире по количеству запросов на соискание убежища. За год их общее число выросло более чем в пятьдесят раз, 99% из них идет от граждан Украины, так что причины этого понятны. Не понятно, что делать с проблемой миграции в целом. В том числе с учетом того, что ее вспышки неизменно следуют за попытками Запада вмешаться во внутренние дела независимых стран.
Несмотря на фактическое возрождение холодной войны, вероятность глобального конфликта пока волнует граждан не так, как в 60-е или 80-е годы. По крайней мере, миграция их волнует гораздо больше. Но по мере увеличения числа локальных войн количество мигрантов также возрастает.
Украинцами земля полнится
За год Россию покинули 26 тысяч человек – население небольшого райцентра. Много это или мало?
С точки зрения теории свободного рынка, миграция – это, безусловно, положительное явление. Трудовые ресурсы перетекают туда, где они востребованы, где они увеличивают конкуренцию и позволяют увеличить производство. То, что созданные исключительно мигрантами США не без оснований претендуют на глобальное лидерство – яркое подтверждение правоты этой теории.
Вот только почему-то и США, и другие страны, активно поддерживавшие миграцию еще несколько десятилетий назад, ставят все более и более жесткие препоны желающим перебраться к ним на постоянное место жительства. Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, Венгрия вообще заявила о намерении построить стену на границе с Сербией, откуда к мадьярам перетекают нелегальные мигранты. Скорее всего, эту стену постигнет та же судьба, что и стену на границе с Россией, разрекламированную Яценюком, но тренд понятен. Впрочем, лучше уж строить стену, чем топить лодки с беженцами в Средиземном море.
Граждане России тоже охотно перетекают за рубеж. «По итогам 2014 года количество состоящих на консульском учете российских граждан, проживающих постоянно за границей, превысило 2 млн человек, что на 26 тыс. больше прошлогоднего показателя», – сообщили изданию Газета.Ru в МИД РФ.
Таким образом, можно констатировать, что за год Россию покинули 26 тысяч человек – население небольшого райцентра. Много это или мало?
- В ЕС начинают отгораживаться от мигрантов гигантской стеной
- Европа стала новым Понтием Пилатом
- Массовые убийства «понаехавших» начались в ЮАР
- Как борются с нелегальной миграцией в странах Запада
- Евросоюз предпочитает давать статус беженцев африканцам, а не жителям Украины
- Россия принимает украинских беженцев как соотечественников
- «С Украины происходит массовое бегство от мобилизации»
- Егор Холмогоров: Родная речь
По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, в 2014 году Россия стремительно вышла на первое место в мире по количеству полученных обращений о получении убежища – 274 700. Из них почти 99% (271 200) поступило от граждан Украины. То есть одни только беженцы с Украины перекрыли обозначенный МИДом отток в десять раз (правда, речь зачастую идет о временном убежище, и никто не гарантирует, что эти люди останутся в РФ навсегда). И это не считая трудовых мигрантов, число которых после падения рубля по отношению к доллару и евро, безусловно, сократилось, но, как может подтвердить каждый ходящий по улицам Москвы человек, уменьшилось не так уж значительно.
Безусловно, существует еще и проблема «утечки мозгов», мол, из России уезжают образованные интеллектуалы, которым не хватает выделяемых государством денег на научные исследования, а приезжают малообразованные селяне. Однако в случае с Украиной это не так – из районов, охваченных гражданской войной, образованные горожане уезжают наравне с селянами. Да и в процитированной выше статье в качестве примеров эмиграции из РФ почему-то упоминаются не молодые ученые, а посудомойки-массажистки и фальшивый гей.
Поэтому для России, как и для стран Западной Европы и США, в настоящее время основной проблемой является вовсе не «утекание» собственных граждан, а абсорбция приезжающих мигрантов. К сожалению, успешных примеров в мире на данный момент не так уж и много.
Нигде никому не рады
Популярность антимигрантских партий неуклонно растет по всему миру. Политики, научившиеся балансировать на грани между призывами решить проблему мигрантов законными методами и близкой к нацизму ксенофобской риторикой, год за годом улучшают свои электоральные результаты. На теме борьбы с мигрантами решил строить свою кампанию и эксцентричный миллиардер Дональд Трамп, заявивший об участии в президентской гонке в США. По его словам, на границе с Мексикой будет построена стена длиной 3200 километров, и «мексиканцы сами за нее заплатят».
Но ни одна богатая страна проблему мигрантов в полной мере пока для себя не решила – ни демократическая Швеция, ни тоталитарная Саудовская Аравия. Люди стремятся оттуда, где жить плохо, туда, где, по их представлениям, жить хорошо – и никакие границы, моря и океаны не могут их остановить.
Безусловно, страны Запада во многом сами виноваты в резком увеличении потока мигрантов в последние годы. Не потому, что хорошо живут, а потому, что активно участвовали в ликвидации государственных режимов в Ираке и Ливии, потому что поддерживали повстанцев в Сирии, потому что не знают, как уйти из Афганистана.
По данным вышеупомянутого отчета ООН, среди стран, из которых бегут люди, на первом месте Сирия, на втором – Афганистан и только на третьем (с большим отставанием) – Сомали.
Вряд ли что-то может доказать провал восточной политики Запада еще яснее, чем эти цифры. Попытавшись «улучшить» жизнь людей в этих странах, западные политики столкнулись не только с потоком беженцев, но и с терроризмом, в частности с ИГИЛ*, с которым опять-таки непонятно, что делать.
Разрушение политического режима на Украине тоже не обошлось «малой кровью». Четверть миллиона только официальных беженцев в Россию – это огромная цифра. И ничто не свидетельствует в пользу того, что ситуация в обозримом будущем начнет улучшаться. Значит, будут новые сотни тысяч беженцев – как на восток, так и на запад.
Кстати, если в России и Белоруссии просьбы украинских граждан признаются обоснованными в более чем 90% случаев, то в Польше, Великобритании, Франции, Бельгии и Финляндии – менее чем в 10%. В Канаде, США, Германии, Италии и Чехии этот показатель составляет от 35 до 65%.
Разумеется, для РФ русскоговорящие (а зачастую этнически русские) беженцы из Донбасса и других регионов Украины – это совсем не то же самое, что афганцы или сомалийцы в Британии. Это, скорее, то, с чем столкнулись Германия, Польша и СССР после окончания Второй мировой войны – необходимость срочно принять, разместить и трудоустроить большое число мигрантов с отошедших к другим странам территорий. Возможно, есть смысл обратить внимание на этот опыт.
В любом случае, Россия в ближайшие годы будет не столько страной – поставщиком мигрантов, сколько принимающей стороной. Строить миграционную политику необходимо исходя из этого, а не из того, что из страны кто-то «утекает».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ