Взгляд
1 февраля, среда  |  Последнее обновление — 22:42  |  vz.ru
Разделы

России пора прекращать идеализировать Запад

Дмитрий Орехов
Дмитрий Орехов, писатель
Какие ассоциации всегда вызывала у нас Англия? Джентльмены, газоны, Бейкер-стрит, парламент, Биг Бен, королева-старушка? А надо бы: пиратство, разбой, дети на виселицах, работорговля, концлагеря, военные преступления, протофашизм, голод в Бенгалии, геноцид, колониальное иго. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Почему России стоит доверять Ирану

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Иран не является непосредственным участником конфликта России и стран Запада, но выступает на стороне Москвы. Искренность иранского отношения к России имеет под собой серьезные национальные интересы. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Западная демократия – враг демократии

Виталий Трофимов-Трофимов
Виталий Трофимов-Трофимов, политический аналитик
Демократия важна. Но она уже не вызывает того безропотного доверия, которое вызывала в 1990-е и нулевые годы XX века и большую часть десятых годов XXI века. Самые демократичные, как считается, страны далеко не так демократичны, как многие привыкли думать. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины
Подробности...

Россияне окунулись в прорубь на Крещение

Крещение Господне – один из главный праздников христиан. В 2023 году в Москве для желающих окунуться было оборудовано 46 площадок. На каждой из них оборудовали майны, пункты обогрева и теплые раздевалки. Безопасность граждан обеспечивали медперсонал и сотрудники пожарно-спасательного гарнизона
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Новак: Ответ России по потолку цен на нефть стабилизирует мировой рынок

    Главная тема


    Польша покусилась на результаты Переяславской рады

    разгонный блок


    В Молдавии назвали принадлежность упавших на страну ракет

    «Я бы простил»


    Актер Батурин призвал простить раскаявшуюся Хаматову

    диплом за сутки


    В РГГУ предложили ограничить доступ к написавшей диплом студенту нейросети

    Видео

    «в ближайшие дни»


    Кто и почему ждет «решающее наступление» России на Украине

    серия обысков


    Зеленский принес архитекторов своего президентства в жертву США

    членство в НАТО


    Эрдоган отводит от финнов и шведов большую беду

    переговоры 1992 года


    Как Ельцин пытался убедить США в опасности украинского национализма

    причастность к нападению


    Украина опасно рассердила Иран

    новые ассоциации


    Дмитрий Орехов: России пора прекращать идеализировать Запад

    искреннее отношение


    Тимофей Бордачёв: Почему России стоит доверять Ирану

    не вызывает доверия


    Виталий Трофимов-Трофимов: Западная демократия – враг демократии

    на ваш взгляд


    Хотели бы вы сменить профессию?

    Липскеров: «Питаюсь талантом молодых»

    Дмитрий Липскеров: «Питаюсь талантом молодых»
    Писатель и драматург Дмитрий Липскеров
       7 августа 2008, 12:16
    Фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД
    Текст: Эмилия Казумова

    В уютном японском ресторане с видом на Кремль писатель и драматург Дмитрий Липскеров проводит одну встречу за другой. Тем, кому его лицо незнакомо, наверняка покажется, что сидит себе важный чиновник, к которому непрерывно идут ходоки. Им и в голову не придет, что этот человек пишет книги, каждая из которых становится бестселлером. Что он основал одну, а теперь еще и вторую литературную премию для молодых авторов.

    Новый роман Дмитрия Липскерова «Демоны в раю» в крупнейших книжных магазинах стоит в приоритетной выкладке. Корреспонденту газеты ВЗГЛЯД отдали последний экземпляр, украшавший витрину. «Разобрали», – разводили руками продавцы.

    Дмитрий Липскеров – писатель не медийный, в телевизионных шоу он не мелькает, зато у него есть круг постоянных читателей, которые ценят и любят его не за то, что он модный автор и его книги продаются на ура, а за то, что его произведения несут в себе что-то особенное.

    О своем новом романе «Демоны в раю» и новой литературной премии «Неформат» Дмитрий Липскеров рассказал газете ВЗГЛЯД.

    Мне, скорее всего, не понравятся эти произведения, но люди должны самовыражаться так, как они хотят

    – Почему «демоны» и почему «в раю»?
    – Я не очень люблю рассуждать на тему «Что и почему». Есть книга, есть название, содержание, и каждый делает свои выводы, почему этот роман называется именно так. Зачастую сам автор не отдает себе отчета в том, почему книга получила именно такое название. В этом романе есть персонаж – назовем его мистическим – представитель злых сил, которому становится понятно, что здесь, в реальных буднях, ему, по сути, делать нечего.

    – Это потому что многие персонажи еще более демоничны? Мне кажется, большинство героев книги какие-то озлобленные...
    – Я когда-то дал себе слово, что обязательно напишу книгу о своей жизни в 1990-х годах. О своих друзьях, приятелях, о людях, которых я знал в то время. Мне всегда было интересно, куда делись мои товарищи. Почему одни из них в могиле, другие были богаты, а сегодня превратились в абсолютных лузеров, и кто я в этой системе координат.

    В 1990-х не было ничего доброго. Поэтому персонажи не то чтобы озлоблены – они соответствуют реалиям того времени. Люди, которые тогда занимались бизнесом, даже в постели держали заряженное оружие. Если сейчас проблемы решаются в основном в судах, то раньше все решала пуля. Это было просто и дешево. Сейчас многие олигархи, которые уже давно все себе заработали, стремятся устранить своих конкурентов законными способами, они стали разбираться в юридических тонкостях и судебной системе. Лично меня такое положение дел устраивает – пусть лучше страдает чей-то бизнес, чем кого-то убьют.

    – А главный герой книги – помощник президента Валерий Рюмин – это реальный персонаж? У него есть прототип?
    – После выхода книги мне позвонили человек двадцать. Это серьезные люди из власти, которые посчитали, что некоторые персонажи списаны с них. Я неизменно отвечал, что слишком высокого они о себе мнения, если полагают, что я потратил бы на них год своей жизни, год работы. Если это не документальная и не публицистическая литература, то не бывает персонажа, стержень которого явно списан с конкретного человека. Есть определенные качества, которыми я наделяю персонажей, – они могут быть взяты у отдельных прототипов.

    Если же говорить о главном герое, он постоянно эволюционирует. Он является символом нашего времени, уже сегодняшнего. Девиз его глубоко демократичен: «Кто не с нами – того мы забываем!» В 1990-е, если с кем-то невозможно было договориться, его убивали. Сейчас, если договориться невозможно, оппонент не становится врагом, его попросту забывают. В этом и есть эволюция.

    – Критики и ваши постоянные читатели уверяют, что ваши книги похожи одна на другую. Одним это нравится, другим – нет…
    – Автор должен узнаваться не по фамилии, а по первым строкам книги. И писатель, и художник, и музыкант на протяжении всей своей жизни создает одно и то же произведение. Потому что личность никуда не девается, душа остается неизменной. И это не значит, что художник повторяет себя, – он продолжает себя. И при этом развивается. Если взять первую мою книгу и последнюю, то станет ясно, что с каждым новым произведением от целиком фантазийного мира, параллельного нашему, я подбираюсь к абсолютной реальности.

    В 2000 году Дмитрий Липскеров вместе с депутатом Госдумы и президентом гуманитарного фонда «Поколение» Андреем Скочем основали независимую литературную премию «Дебют». Конкурсанты присылали и присылают свои произведения со всех концов страны. Писателями, конечно, стали не все, но широкий пласт молодой литературы сформировался.

    – Десять лет назад я не видел следующего поколения литераторов – то, что было, было скучно и достаточно жутко. Создавалось впечатление, что литература в стране вымирает, – говорит Липскеров. – Литературу надо было взбодрить. Когда людям в провинции было нечего есть, родители говорили детям, которые пытались что-то писать: «Да брось ты эту ерунду». Но когда ребенок приносил 2 тысячи долларов, на которые по тем временам можно было спокойно прожить полгода, все менялось. Откровенно говоря, я читаю только молодых, в отношении которых я понимаю, что сам не могу сделать так же. Я питаюсь этим. В остальных случаях я понимаю, как это сделано, из чего произросло, из каких метаний и мучений. А молодые прокладывают совершенно другую колею, меня это побуждает к каким-то действиям.

    – Если «Дебют» продолжает давать столь положительный эффект, зачем нужно было создавать еще одну премию, «Неформат»?
    – Премия «Дебют» является традиционной, в ней есть жесткие табу. Я подумал, что таким образом мы ущемляем людей, которые мыслят и пишут по-другому. Пришло время, когда стала появляться другая литература, которая не вписывается в концепцию «Дебюта».

    «Неформат» ни в коем случае не противопоставляет себя «Дебюту». Просто это другой литературный полюс, который делает российскую литературу более полной.

    Мне, скорее всего, не понравятся эти произведения, но люди должны самовыражаться так, как они хотят. Их надо выводить из андеграунда. В свое время Пушкин был неформатом, потому что писал на русском, тогда как все творили на французском. Кто знает, может, лет через пятьдесят они станут классиками.

    – Что для вас неформат?
    – Формат задает тон культуре, господствует над умами, расставляет акценты восприятия действительности. И в то же время насаждает определенные языковые, идеологические, жанровые нормы. Таким образом, получается, что тот, кто последовательно двигается по этой главной дороге, рано или поздно становится востребованным – обретает свою аудиторию, а иногда и массовый успех.

    Формат доступен «простым людям», он усреднен, выверен. Вырывая из действительности доступные контексты, он преобразует их в картины, понятные и принимаемые широкой аудиторией, что сводит к минимуму риск быть непонятым и недооцененным среднестатистическим потребителем. А это, соответственно, дает высокий рейтинг продаж и сулит большие кассовые сборы.

    Его можно сравнить с широким и удобным шоссе, в рамках которого имеются особые разметки, ограничительные барьеры, правила движения и дорожные знаки. Всякий, кто выезжает на эту главную дорогу и принимает ее условия, в какой-то степени избавляется от мучительного поиска в процессе творчества, от неопределенности и невостребованности на этапе публикации произведений. Но в то же время следующий достаточно жестким требованиям формата автор загоняет себя в навязанные извне рамки, лишается творческой свободы и сводит широкий диапазон своих возможностей к нескольким проверенным формам, стилям, жанрам.

    Из-за этого формат со временем становится общим местом, лишается элемента неожиданности, засаливается, перестает удивлять, а художник, ищущий живые приемы, новые способы, свежие типы восприятия, остается на обочине, там, где за ограничительными барьерами по бездорожью движется беспорядочный, простодушный, грубый и бунтующий или, напротив, излишне манерный, рафинированно-интеллектуальный и почти всегда бескорыстный неформат.

    – Кто войдет в состав жюри?
    – Председатель жюри Юрий Мамлеев – прозаик, поэт, драматург, философ, президент Клуба метафизического реализма ЦДЛ. Еще в жюри входят экстремальный поэт Андрей Орлов, известный под псевдонимом Orlusha, блестящий критик и писатель Лев Данилкин и Ксения Собчак.

    – Собчак? Почему она?
    – Я считаю Ксению Собчак очень образованным человеком. Она читает намного больше книг, чем среднестатистический образованный человек. К тому же она тонко чувствует разного рода форматы – и, значит, точно почувствует неформат.

    – Неформатные произведения уже начали присылать?
    – Пока нет. Прием материалов начнется 2 сентября.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •