Взгляд
28 мая, суббота  |  Последнее обновление — 07:58  |  vz.ru
Разделы

«Санта-Барбара» бигтеха с Белым домом

Никита Данюк
Никита Данюк, первый замдиректора Института стратегических исследований
О близкой дружбе с администрацией Байдена среди техногигантов не принято говорить вслух. Однако некоторые действия платформ не могут не вызывать вопросов уже только потому, что экономически они крайне невыгодны для бизнеса. Подробности...

Герои Украины воюют с мертвецами

Максим Соколов
Максим Соколов, публицист
До каких еще пределов будет в Европе простираться украинская монументальная пропаганда? Осквернение могил, проще говоря. И русских, и не русских – как на Пер Лашез. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

От «Болонской системы» надо идти вперед, а не назад

Дмитрий Евстафьев
Дмитрий Евстафьев, политолог
Главный лозунг «болонцев» простой: если твой диплом не признан на Западе – ты никто. Если тебя не напечатали в западном журнале, ты – второй сорт. Если ты, окончив бакалавриат, не уехал учиться за границу – ты лох. Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
Подробности...

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Москва пригрозила ВСУ обнулением в случае угрозы российским городам

    Главная тема


    Украинская церковь ускорила распад Украины

    результат майдана


    Янукович: Государственности Украины грозит полное уничтожение

    утечка вируса


    Минобороны связало распространение оспы обезьян с биолабораториями США в Нигерии

    поставки из России


    Украина потребовала от Германии остановить транзит газа по «Северному потоку – 1»

    Видео

    козыри Москвы


    Россия задала Финляндии два территориальных вопроса

    оружие массового поражения


    Ядерным амбициям Киева появилось новое подтверждение

    западная украина


    Польские интриги провоцируют Белоруссию на участие в спецоперации

    государственный террор


    Киев угрожает Венгрии нефтяной войной

    стратегический курс


    Что Россия получит от присоединения Запорожья

    поставки оружия


    Владимир Прохватилов: Украине нечего противопоставить «Огневому валу» России

    украинская пропаганда


    Максим Соколов: Герои Украины воюют с мертвецами

    интеграция стран


    Сергей Миркин: Получит ли Польша Западную Украину

    на ваш взгляд


    Как изменится ваше отношение к творчеству нравившегося вам артиста, если его политическая позиция окажется отличной от вашей?

    «Стратеги» вернутся в небо

    Россия намерена возобновить производство стратегических бомбардировщиков
       21 августа 2007, 20:05
    Фото: Борис Аксенов
    Текст: Геннадий Нечаев,
    Жуковский

    Россия намерена возобновить производство стратегических бомбардировщиков для пополнения парка самолетов дальней авиации (ДА), чей ресурс может довольно быстро подойти к концу в связи с возобновлением регулярных полетов «стратегов».

    «Если будут выходить из строя самолеты в связи с ускоренной выработкой ресурса, связанного с возобновлением их боевого дежурства, конечно, будет принято решение по их выпуску. Здесь сомнений ни у кого нет», – заявил на открывшемся во вторник в подмосковном Жуковском авиасалоне МАКС-2007 советник президента по военно-технической и оборонно-промышленной политике Александр Бурутин.

    Только США и СССР удалось создать полноценный флот межконтинентальных авиационных комплексов

    Стратегические бомбардировщики межконтинентальной дальности с ядерным оружием на борту являются одной из компонент классической ядерной триады наряду с межконтинентальными баллистическими ракетами наземного базирования и ракетными подводными крейсерами стратегического назначения.

    Иметь полноценную триаду могут себе позволить лишь Россия и США. Французы, вечно страдающие комплексом сверхдержавы, создали в конце 1950-х годов небольшой флот «евростратегических» бомбардировщиков Mirage IVP, дорогих и бесполезных, и долгое время держали их на вооружении из соображений национального престижа, фактически – до полной выработки ресурса.

    То же и с англичанами: в составе Королевских ВВС эксплуатировался целый парк V-Bombers (Valliant, Vulcan, Victor). При этом Valliant был типичным «евростратегом» (самолетом промежуточной дальности, аналогом нашего Ту-16), принявшим участие в единственной боевой операции: англо-франко-израильском вторжении в зону Суэцкого канала в 1956 году, вполне себе межконтинентальный Victor быстро скатился на роль заправщика, а самый совершенный из Victory-Bombers – Vulcan на самом закате своей карьеры, в 1982 году, участвовал в бомбардировках Порт-Стэнли в ходе войны за Фолклендские острова. При этом до цели долетел лишь один из двух собранных буквально со свалки самолетов. Сравнительно большим флотом дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Н-10А располагает КНР, но это лишь копия безнадежно устаревшего морально Ту-16. Стратегическим такой самолет может считаться только в рамках локального театра военных действий.

    Только США и СССР удалось создать полноценный флот межконтинентальных авиационных комплексов. Причем лидировали в этой области долгое время американцы, создавшие в 1946 году гигантский шестимоторный (впоследствии к 6 поршневым моторам для увеличения скорости были добавлены еще 4 реактивных – получился десятимоторный монстр!) бомбардировщик В-36 Peacemaker, прозванный «большой дубинкой дяди Сэма». Это был первый самолет, способный с американских баз достичь любой точки Европы, выполнить задание и вернуться в точку вылета. Но эта огромная, медленная и неповоротливая машина, даже ощетинившись батареями скорострельных пушек, вскоре стала легкой целью для реактивных перехватчиков – чего говорить о зенитных ракетах!

    Положение изменилось к 1955 году: освоив опыт авиастроителей Третьего рейха, СССР и США приняли на вооружение стратегические бомбардировщики Ту-95 и В-52.

    При этом наследие германских конструкторов было осмыслено по разному: хотя оба самолета получили стреловидное крыло большого удлинения, советский самолет оснастили турбовинтовыми двигателями НК-12 (по мотивам разработок германских фирм Jumo и BMW), а американец получил двигатели, подвешенные на коротких пилонах под крылом (идея Junkers).

    С тех пор оба «стратега» несут свою службу, подвергаясь периодически более-менее глубоким модернизациям. Правда, В-52 все-таки несколько старше: последний самолет этого типа сошел с конвейера в 1962 году (американская промышленность сумела наклепать их сразу и много), тогда как производство Ту-95 и его противолодочного варианта Ту-142 продолжалось до 80-х годов, здесь сказалось и то, что в СССР строился серийно еще один самолет такого класса «Мясищев 3М» (все мясищевские бомбардировщики ликвидированы по договору СНВ-2).

    Главная задача обычного стратегического бомбардировщика проста: «бери больше, лети дальше». При этом главный козырь самолета-ракетоносца – это малая уязвимость как в воздухе (пуск ракет может быть произведен и над своей территорией), так и на земле (подразделения ракетоносцев вплоть до единичных машин могут быть рассредоточены по множеству аэродромов).

    Все игры с невидимостью или сверхзвуком увенчались лишь частичным успехом: невидимка В-2 оказался очень даже видимым, кроме того, подходящего вооружения под него так и не создали – вот и летает самолет за миллиард долларов, вооруженный только неядерными свободнопадающими бомбами.

    Сверхзвуковой В-1в оказался откровенно неудачным и из стратегической авиации был переведен в тактическую. Гордость России – «белый лебедь» Ту-160 оказался «избыточным», это самолет для неограниченной ядерной войны, аналог ракетного крейсера: таких самолетов по определению не может быть много. Но дальней авиации надо на чем-то летать, выполняя задачи по боевому патрулированию угрожаемых районов, на разведку, для демонстрации флага, в конце концов! Но при этом ее самолеты должны быть готовы по первому же приказу нанести неотвратимый и точный удар в любую точку территории потенциального противника. Как быть?

    Американцы пришли к выводу: надо продлить срок службы В-52Н как возможно дольше, до 2044 года, при одновременном сокращении парка строевых машин. Правда, стоимость такой модернизации (порядка миллиардов долларов) повергает конгресс в уныние – сокращаются программы по закупкам новейших систем типа F-35.

    Россия такой роскоши позволить себе не может, хотя наши самолеты, как отмечалось, гораздо новее американских. Возобновить производство имеющихся машин тоже нереально – оснастка разобрана, технологии утрачены (кроме Ту-160, пожалуй, по которому есть технологический задел на Казанском авиазаводе), производственные связи разорваны.

    Между тем простой и эффективный выход существует! Не секрет, что многие гражданские лайнеры «в девичестве» были боевыми самолетами. Например, знаменитый Ту-104 родной брат Ту-16, Ту-114 на 75% родственник Ту-95. Есть и обратные: британский противолодочный Nimrod был когда-то гражданской «Кометой» (Comet), а «головная боль» советских и российских моряков Р-3 Orion родился как дальнемагистральный лайнер Electra.

    Есть аналогичный опыт и в нашей стране: грозный морской охотник Ил-38 со 100 шагов не отличим от мирного трудяги Ил-18, разве что по защитной окраске. Таким образом, идея проста: милитаризация гражданского лайнера.

    Берется достаточно «дальнобойный» и грузоподъемный самолет (Ил-96Б, Ту-204, Ан-124), оснащается прицельно-навигационной системой боевой машины (хоть тем новейшим комплексом, что выпускается сейчас для модернизации Ту-160), оснащается специфическими боевыми системами и вооружением (при этом, естественно, придется полностью перекомпоновать фюзеляж) – и бомбардировщик, к тому же сильно унифицированный с «купцом», готов.

    Конечно, гладко было на бумаге – у военных свои требования. Но это проще, чем делать самолет с нуля. Есть и еще одно преимущество такого подхода – возможность ремонта бомбардировщика на гражданском авиазаводе, по крайней мере по планеру. И времени потребуется меньше: не 20–30 лет, а 7–15. Ну а уж пятнадцать-то лет самые свежие наши Ту-95 (не говоря уже о «лебедях») точно отлетают.

    Этот вопрос – создание полноценного боевого самолета на базе гражданского в свете заявления Бурутина на авиасалоне МАКС-2007 корреспондент газеты ВЗГЛЯД обсуждал с группой сотрудников КБ Туполева и КАПО.

    Большинство из них нашли такой подход разумным и реалистичным. На вопрос: «Как скоро может появится новый бомбардировщик?» – один из конструкторов ответил: «Будет решение, будут деньги – сделаем!»


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •