Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПобеда Ельцина в августе 1991-го не подлежит сомнению и переоценке
В 27-ю годовщину августовского путча первого президента России Бориса Ельцина вновь обвинили в трусости и неспособности организовать оборону Белого дома. Зачем советские политики до сих пор пытаются дискредитировать действия Ельцина? И какой урок на самом деле нужно вынести их событий тех лет?
Первый, последний и единственный вице-президент России Александр Руцкой в интервью «Московскому комсомольцу» рассказал о своем видении поведения Бориса Ельцина во время путча в августе 1991 года. По словам Руцкого, пока он сам единолично организовывал оборону Белого дома, Ельцин ушел в «трехсуточный запой с неоднократной попыткой сбежать в американское посольство».
В интервью газете ВЗГЛЯД Руцкой также подчеркнул, что «дважды сталкивался с ситуацией, когда Ельцин пытался уехать. Эти попытки бегства были и 19, и 20 числа. Каждый раз, как проходила информация от разведки, что в течение получаса готовится штурм, то тут же все спускались в бункер. А уже из бункера Ельцин и пытался уехать».
Слова Руцкого отчасти подтвердил другой политик тех времен – последний председатель Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов, не преминув при этом обвинить бывшего соратника в недостаточной компетенции: «Это же факт уже известный. Правильно говорит Руцкой, только свидетелем этого был я. Он (Ельцин) меня уговаривал бежать вместе с ним. Когда я отказался, он тоже был вынужден отказаться. (Ельцин) не просто предлагал, а уговаривал: «Давайте, а не то нас убьют, через полчаса будет штурм» – и так далее. Я сказал: «Вы, наверное, правы, вы у нас единственный президент, давайте идите в посольство, а у меня здесь 500 депутатов – я не могу их оставить», – рассказал РБК о собственной несравненной храбрости и осведомленности Хасбулатов.
При этом, по версии экс-спикера, Руцкой «не был участником этого дела, он знает с моих слов и с моего описания, так же как многие другие». «Руцкой здесь ни при чем, его и близко не было», – добавил Хасбулатов.
Собственно, само это желание принизить роль соперника и выставить себя «самым осведомленным» уже ставит под сомнение заявления обоих политиков, потерявших власть в октябре 1993 года.
- Соловьев прокомментировал сообщения о попытке Ельцина сбежать в посольство США
- Референдумом «о сохранении СССР» власть обманула народ дважды
- Петр Акопов: Август 1991-го был вывихом, а не надломом русской истории
Их слова уже опровергли. Начальник охраны Ельцина Александр Коржаков заявил, что да, действительно, Ельцину предлагали укрыться в американском посольстве, но первый президент России наотрез отказался. Экс-глава ЦОС МВД Владимир Ворожцов подчеркнул, что ни разу не видел, «чтобы Борис Николаевич находился в невменяемом состоянии в 20-х числах августа 1991 года», притом что, занимая должность эксперта комитета по обороне и безопасности Верховного Совета, регулярно с ним встречался в те дни. Наверняка будут и другие опровержения, к тому же есть детальная видеохроника.
На самом деле не так уж принципиально важно, сколько выпил в те дни президент России и рассматривал ли он всерьез вариант бегства в американское посольство. Скорее всего, выпил мало и бежать не думал – слишком уж предвзятыми источниками являются и Руцкой, и Хасбулатов.
Борис Ельцин – единственный победитель и главный выгодоприобретатель путча-1991 (как и путча-1993, к слову).
18 августа 1991 года в Москве было три центра силы – Михаил Горбачев как президент СССР, его противники в союзном руководстве, из числа которых потом был сформирован Госкомитет по чрезвычайному положению, и российское руководство в лице Ельцина, Руцкого и Хасбулатова.
В результате путча противники Горбачева оказались в тюрьме, а сам президент СССР утратил даже то слабое подобие власти, которым обладал. Ельцин, выражаясь игровыми терминами, взял банк и дальше мог делать что хотел.
Сейчас можно сколько угодно спорить, почему он выбрал вариант «распустить», а не «пересобрать» Советский Союз. Возможно, не хватило уверенности в себе. Возможно, амбиций. Возможно, американские советники сумели убедить, что так будет лучше для всех – версий может быть много.
Опубликованные записи переговоров президента США Джорджа Буша – старшего с президентами СССР, России и Украины Горбачевым, Ельциным и Кравчуком (оригиналы на английском – на сайте библиотеки Буша, перевод любезно сделал экс-помощник президента России Андрей Илларионов*) явно свидетельствуют о том, что Америка шла в фарватере процесса, а «ледоколами» работали сами советские лидеры (а Ельцин и Кравчук, безусловно, на тот момент еще были советскими лидерами).
Ельцин, в частности, говорит Бушу о том, что отказ признать независимость Украины может усилить в России неких «экстремистов» – видимо, имея в виду сторонников сохранения СССР без каких-либо изменений. Поэтому, к большому удивлению американского президента, президент России готов поддержать независимую Украину без каких-либо предварительных условий. Что в дальнейшем и произошло.
Кравчук, напомним, тоже очень удивился, когда в ходе подписания Беловежских соглашений Ельцин вообще ничего не сказал о Крыме.
Впрочем, мотивацию тех, кто развалил СССР, можно обсуждать долго, но речь не об этом. Оценку их действиям каждый дает сам.
Но то, что Ельцин победил в августе 1991-го (как и в октябре 1993-го), – это безоценочное суждение. Это объективный факт. В 1991-м он остался единственным центром силы в Москве, а в 1993-м – не побоялся применить силу против бывших соратников по свержению Михаила Горбачева.
Руцкой и Хасбулатов, потерявшие все в 1993-м, не могут простить Ельцину этих побед. И поэтому они пытаются максимально принизить роль и заслуги Ельцина в августе 1991-го.
В чем-то они, возможно, правы. Ельцину просто повезло, что в руководстве ГКЧП не оказалось решительных людей, таких, каким он сам был в октябре 1993-го, и штурма Белого дома тем летом не произошло. Ельцину повезло, что в советском руководстве не оказалось ни одного смелого и харизматичного лидера, который попробовал бы пересобрать СССР. Ельцину повезло, что не нашлось молодого полковника или генерала, который взял бы власть при помощи армии и отправил в Сибирь и советское, и российское руководство.
Поговорка «победителей не судят» появилась именно потому, что после каждой победы появляется очень много желающих доказать, что это была случайность. Мол, СССР победил в Великой Отечественной из-за «генерала Мороза» плюс «трупами закидали», Олимпиада в Сочи выиграна благодаря допингу и так далее.
Это всего лишь жалкие попытки самоутешения проигравших. К Борису Ельцину можно относиться по-разному, и большинство граждан России относятся к своему первому президенту плохо.
Но август 1991 года – это однозначная победа Ельцина, без каких-либо поправок и уточнений. Это нужно признать и не выставлять себя на посмешище.
Пожалуй, главный урок, который нужно вынести из событий тех лет, – это то, что в руководстве страны не должно оказываться людей, готовых на развал государства ради удовлетворения собственных амбиций.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом