Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
14 декабря 2016, 14:04 • Политика

Государство будет развивать информационное общество в России

Опубликована Стратегия развития информационного общества в России

Государство будет развивать информационное общество в России
@ Dominic Lipinski/FA Bobo/
PIXSELL/PA Images/ТАСС

Tекст: Ирина Алкснис

Развитие информационного общества и цифровых технологий в России является одним из ключевых направлений государственной политики. Совбезом РФ обнародован проект Стратегии развития информационного общества до 2030 года. Ее целью является выход России в мировой авангард современных электронных технологий.

Совет безопасности РФ опубликовал проект Стратегии развития информационного общества в России на 2017–2030 годы.

«Есть категория документов высшего разряда, которые относятся к национальной безопасности и которые подписывает президент. Это в том числе и данная стратегия. Перед этим, напомню, была опубликована доктрина информационной безопасности. В данном же документе вопросы безопасности затронуты, но косвенно», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД управляющий партнер и генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов.

То государство, которое научится обрабатывать эти знания, эти большие объемы данных о гражданах, о транспорте, медицине, образовании, коммерции – такое государство будет «на коне

«Стратегия, в частности, результат работы восьми подгрупп рабочей группы, которая была создана при администрации президента, под руководством Игоря Щеголева (в 2008–2012 годах министр связи и массовых коммуникаций, с 2012-го – помощник президента – прим. ВЗГЛЯД) после форума «Интернет-экономика», прошедшего в декабре 2015 года,  – отмечает Игорь Ашманов. – Процесс этот – закономерный. Прошел форум «Интернет-экономика», по его итогам в январе 2016 года были даны поручения, была создана рабочая группа – и данная стратегия черпает мысли оттуда».

Впервые сделана попытка договориться о терминах – в конце текста стратегии приведен соответствующий глоссарий. «Ранее термины употреблялись как бы как общепонятные, но на самом деле их все понимали по-разному», – поясняет Ашманов.

Современные информационные технологии все глубже проникают в жизнь общества. Электронные государственные услуги, онлайн-медицина и онлайн-образование, электронные библиотеки и финансовые услуги в последние годы стали привычной частью жизни все большего количества людей. Адекватное и эффективное использование цифровых услуг в этой ситуации становится не просто желательным, а само собой разумеющимся, тем более учитывая возможности, которые они предоставляют.

«То государство, которое научится обрабатывать эти знания, эти большие объемы данных о гражданах, о транспорте, медицине, образовании, коммерции – такое государство будет «на коне» и будет иметь все инструменты для развития и улучшения», – добавляет Ашманов.

О значимости развития в России современных информационных технологий регулярно говорится на самом высоком уровне, а главной угрозой в этом процессе Владимир Путин видит опасность «не поймать технологическую волну».

Именно достижению этой цели и посвящен подготовленный проект стратегии. Согласно ему, в России будут созданы национальные платформы онлайн-образования, онлайн-медицины, единая инфраструктура электронного правительства, национальная электронная библиотека и другие цифровые инфраструктурные платформы. Например, Федеральная налоговая служба намерена постепенно перевести все взаимодействие с налогоплательщиками в бесконтактную плоскость в рамках работы электронного правительства.

Президент Фонда развития информационной демократии Илья Массух сделал акцент на переориентации основной задачи в новой редакции стратегии. «Это уже не инфраструктурное развитие. Если раньше мы проводили телефонные линии, осваивали мобильные телефоны, интернет, то в новом проекте стратегии мы уже развиваем направление использования этой информации – либо накопление знаний, либо использование в сфере экономики и социальной сфере (системы культурного развития, онлайн-медицина). Развитие цифровой экономики – это то, о чем говорил президент в своем свежем послании», – сказал Массух.

Он также добавил, что в новой редакции стратегии уделено серьезное внимание безопасности коммуникаций. «Причем не только государственных. Важно, что уделяют внимание уже и гражданам. Они должны взаимодействовать на безопасном уровне, с безопасными устройствами. Стратегия отвечает на эти новые вызовы времени», – уточнил Массух.

Благодаря развитию и распространению цифровых технологий современное общество нередко называют информационным. Однако информационное общество – это далеко не общество знаний. А формирование в России именно его – общества знаний – является важнейшим приоритетом для страны. Однако для этого нужны условия для воспроизводства и распространения знаний – от научных и изобретательских кружков для детей до поддержки одаренных студентов частными компаниями. Современные электронные технологии способны создать в данном направлении качественно новый прорыв.

Другим приоритетным направлением, обозначенным в проекте стратегии, является создание цифровой экономики, которая в свою очередь позволит резко повысить производительность труда, эффективность производства, даст толчок росту во многих отраслях экономики и поможет привлечь инвестиции в сферу инновационных технологий.

Для России крайне актуальным является формирование новых рынков, основанных на информационных и коммуникационных технологиях, и занятие на этих рынках лидирующих позиций, в том числе через развитие экосистемы отечественных компаний цифровой экономики.

Это тем более значимо, поскольку задает России требование технологически соответствовать мировому уровню развития данных технологий, а еще лучше – задавать его. Соответственно, именно наша страна и отечественные организации должны создавать уникальные прорывные технологии, которые будут задавать тренды, а не гнаться за более успешными зарубежными конкурентами.

В стратегии признается отставание России по ряду направлений и подчеркивается необходимость обеспечить суверенитет в том числе в области развития технологий, отмечает собеседник. «Дело в том, что раньше об этом прямо не говорилось. Но в нынешнем году, когда начали говорить об импортозамещении, такие идеи начали проникать и в документы высшего уровня», – указывает Ашманов.

В этой ситуации крайне значимой становится роль государства, которое должно задать условия, выдержав баланс между протекционизмом и созданием условий для здоровой конкуренции. Россия по собственному печальному историческому опыту знает, чем оборачивается отсутствие в экономике и технологиях реальной конкуренции. Соответственно, безусловно, нужны преференции и поддержка для российских IT-компаний, но при этом нельзя создавать им «оранжерейные условия». У «Яндекс.Такси» будет куда больше стимулов развивать сервис, продукты и технологии при конкуренции с GetTaxi и другими аналогичными системами, нежели без оных.

Государство заинтересовано в развитии и повышении уровня российских IT-компаний, чтобы они становились драйвером отечественной экономики. Но государство может только дать им «удочку», создав благоприятные условия для развития, а дальше решение должно быть за рынком.

Отдельной темой, разумеется, являются те граждане, которые не хотят, не могут или просто боятся пользоваться современными электронными технологиями. В данном вопросе предлагаемая стратегия однозначна – при всем перестраивании система сохраняет и будет сохранять традиционные «аналоговые» схемы.

Ашманов добавляет, что, по его оценке, предложенная стратегия адекватна текущему моменту. «Основное, хотя и не очевидное, «прозрачное как воздух» свойство этого документа заключается в том, что руководство страны  – правительство и администрация президента – говорят на языке, который не вызывает никакого отторжения у профессионалов в области IT-технологий,  – подчеркивает Ашманов. – Мы теперь говорим на одном языке. Это очень хорошо, поскольку многие годы во власти отставало понимание этой быстро меняющейся и высокотехнологичной отрасли. Понимание отставало и у спецслужб. Я уж не буду говорить о безумных высказываниях разных депутатов, как патриотического, так и либерального толка». Теперь понимание налицо – «специалисты-айтишники, люди, занимающиеся информационным бизнесом, и люди во власти все понимают на одном уровне», вновь подчеркивает собеседник.

В свою очередь Илья Массух отметил: «Первый раз вижу в государственном документе, что по мере появления новых технологий перечень основных направлений может быть изменен. У нас интернет-технологии и информационная сфера динамичная, она требует постоянного обновления. Здесь это заложено». Он также добавил, что в целом стратегия соотносится с движением ООН по развитию информационного общества.

До 25 декабря продлится общественное обсуждение подготовленного проекта стратегии, после чего он будет доработан и рассмотрен на заседании Совбеза в январе 2017 года.

..............