Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевДалее по списку
В Италии по запросу Вильнюса задержали российского офицера
Литва продолжает сводить исторические счеты с Россией как правопреемницей Советского Союза. Стало известно о задержании в Италии по запросу Вильнюса российского гражданина. Предположительно, это полковник в отставке Василий Кустрьо, во время «вильнюсских событий» 1991 года замкомандира 76-й дивизии ВДВ. По мнению экспертов, цель «охоты на ведьм» – создать образ врага и одновременно вытребовать компенсацию у «агрессора».
В генпрокуратуру Литвы в Вильнюсе поступила информация о задержании в аэропорту Милана гражданина России, который может быть одним из подозреваемых в деле о «январских событиях» 1991 года в Вильнюсе, когда по приказу советского руководства десантники и бойцы спецназа взяли штурмом телебашню в столице тогдашней Литовской ССР.
Литва пытается перевести события 1991-го в разряд военных преступлений и потребовать солидных компенсаций
В пятницу замглавы департамента уголовного преследования генпрокуратуры Литвы Томас Крюшна подтвердил эту информацию, однако не обнародовал фамилию задержанного россиянина. Чиновник сообщил, что из Милана «пришло подтверждение опознания». В этой связи литовская сторона будет требовать выдачи арестованного – Крюшна пояснил, что процедура экстрадиции из Италии в Литву займёт как минимум 45 дней, и то в случае, если задержанный согласится на выдачу, а российский гражданин, по словам литовского чиновника, на это не согласится.
Задержание произошло 14 мая, но информация поступила лишь через сутки, благодаря итальянскому интернет-изданию VareseNews, опубликовавшему некоторые данные о задержанном. Сообщается, что арестован прилетевший из Санкт-Петербурга 50-летний мужчина с инициалами К.В.
В списке лиц, разыскиваемых ныне литовской генпрокуратурой по делу о «январских событиях» 23-летней давности, есть только один человек с такими инициалами – это полковник в отставке Василий Михайлович Кустрьо, в момент событий в Вильнюсе занимавший должность заместителя командира 76-й воздушно-десантной дивизии, дислоцировавшейся в Литве.
Напомним, что в январе этого года Литва признала подозреваемыми в связи с событиями 1991 года 79 иностранцев.
Арест в Милане заставляет вспомнить о другом инциденте – истории военного пенсионера из Калининграда, полковника запаса Юрия Меля, который в марте был задержан в Литве и сейчас находится под стражей. Как отметила в интервью газете ВЗГЛЯД супруга полковника, арест больше напоминал похищение. Литовская прокуратура инкриминирует бывшему танкисту участие в штурме телебашни в Вильнюсе в 1991 году: как пишет местная пресса, задержанный уже признался, что, будучи лейтенантом, участвовал в тех событиях и даже произвел три холостых выстрела. Друзья и сослуживцы считают, что Мель стал жертвой большой политики, а его арест – показательный жест властей, вставших на защиту украинского Майдана. 24 апреля Вильнюсский окружной суд принял решение оставить россиянина под стражей на два месяца.
Россия продолжит настойчиво добиваться от Литвы прекращения в республике политической травли по сфальсифицированным предлогам, заявил официальный представитель МИД России Александр Лукашевич. Примером такой травли может служить и дело Альгирдаса Палецкиса, которого пытались осудить за «отрицание советской агрессии», и преследования советских офицеров, выполнявших приказ.
История полковника Кустрьо
Выпускник (1972) Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. генерала армии В. Ф. Маргелова, Василий Кустрьо воевал в Афганистане, и, по словам бывших сослуживцев, ему «доверяли наиболее сложные задачи».
6 января 1991 года 76-ю воздушно-десантную дивизию (ВДД) подняли по тревоге и перебросили на два аэродрома в Литве – Паневежис и Кедайняй. Проведением мероприятий руководила оперативная группа 76-й ВДД во главе с заместителем командира дивизии полковником Кустрьо. В ночь с 8 на 9 января начался марш на Вильнюс. Полковнику Кустрьо, в частности, была поставлена задача – взять объекты под охрану в соответствии с намеченным ранее (по мнению участников событий, видимо, еще в Москве) «Планом по поддержанию конституционного порядка в Литве».
Главными объектами были телецентр и телебашня. Группа спецназа «Альфа» во главе с подполковником Головатовым согласовала с десантниками план совместных действий. «Альфовцы» должны были идти первыми, их задачи десантники в полной мере не знали.
- Подозреваемый в штурме телебашни Вильнюса Юрий Мель оставлен под стражей
- МИД: Литва должна прекратить политическую травлю россиян
- Литва выдвинула против российского дипломата обвинения в шпионаже
- МИД предостерег Литву от сведения исторических счетов
- Литва признала подозреваемыми в связи с событиями 1991 года 79 иностранцев
Бойцы «Альфы» двинулись на штурм телецентра и телебашни. Хотя десантники, действовавшие совместно со спецназом, взяли под контроль объекты и отключили телеканалы, литовское ТВ продолжало работать на резервном передатчике. Обстановка накалялась. В Москве, по-видимому, никак не могли принять определенное решение. Никаких дополнительных команд не поступало. Командир 234-го парашютно-десантного полка отправился к командующему ВДВ Ачалову для того, чтобы уточнить порядок дальнейших действий. Но к тому времени в Москве уже решили «убрать» десантников из Вильнюса. При штурме телевизионной башни советскими войсками погибли 13 мирных жителей и лейтенант группы «Альфа» Виктор Шатских. Примерно 140 человек были ранены.
«Они хотят понравиться ЕС и НАТО»
«Я знал полковника Кустрьо в бытность его заместителем командира псковской дивизии ВДВ, это достойный офицер, порядочный человек», – рассказал газете ВЗГЛЯД генерал-лейтенант в отставке Владимир Усхопчик, во время событий января 1991 г. – начальник Вильнюсского гарнизона. «После вильнюсских событий я не видел Кустрьо. Могу заметить, что, если он знал, что находится в списке, то ездить в страны Евросоюза ему не следовало бы», – подчеркивает собеседник. Комментируя новый этап сведения Литвой исторических счетов, Усхопчик отмечает: литовские власти очень болезненно реагируют на обнародование свидетельств очевидцев событий января 1991 года (в частности, в эфире российских телеканалов). По мнению собеседника, именно это послужило одной из причин блокирования российского телевещания в Литве.
«Зная о том, что Россия и Белоруссия не выдают своих граждан, литовские власти законодательно разрешили фактически заочную судебную расправу над подозреваемыми, в том числе иностранными гражданами, – отмечает Усхопчик. – Это вопиющий беспредел, но Вильнюс с этим не считается. Там полагают, что весь советский период был периодом оккупации, советская армия – армия-агрессор, все советское отрицается. Видимо, они хотят понравиться ЕС и НАТО, а те учат их, как себя вести».
«Данные переданы в Интерпол»
«Ряд наших сотрудников, которые служили в то время и выполняли приказ, сейчас находятся в этих списках. Де-факто им противопоказан выезд в любую страну», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД вице-президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», подполковник ФСБ в отставке Алексей Филатов.
#{ussr}Собеседник напоминает об инциденте с бывшим руководителем «Альфы» Михаилом Головатовым, который был задержан в аэропорту Вены по запросу Литвы. «Тогда обошлось – австрийская прокуратура не сочла нужным задерживать Головатова и передавать его литовским властям», – отмечает Филатов.
В списке, по словам Филатова, около 150 фамилий, «не только сотрудники «Альфы», но и офицеры и солдаты других подразделений». «Насколько я знаю, данные переданы в Интерпол, и, собственно, все эти задержания в различных городах, и то, что произошло в Италии – следствие этого решения. Другой причины я назвать не могу», – подчеркивает вице-президент ассоциации ветеранов «Альфа».
Что касается самих вильнюсских событий 1991 года, то, как отмечает Филатов, «было проведено очень серьезное расследование, сотни томов, огромное количество свидетельских показаний». «Ситуация похожа на то, что происходило в 1993 году возле Белого дома, когда в события вмешалась некая третья сила – убивали офицеров силовых структур, – подчеркивает собеседник. – Наш сотрудник Гена Сергеев погиб, защищая от пуль снайпера солдатика, раненого перед Белым домом. Похожая ситуация была на киевском Майдане: некая третья сила, для того чтобы серьезно «подогреть» ситуацию, убивала людей с обеих противоборствующих сторон».
Зачем нужна «охота на ведьм»?
«Зачем через 23 года устраивать «охоту на ведьм»?» – возвращаясь к истории с задержаниями по «вильнюсскому списку», задается вопросом Филатов. «По моему мнению, нынешняя литовская власть пытается таким образом – создав образ врага – отвлечь внимание от сугубо экономических проблем, которые существуют в этой стране», – полагает Филатов.
«Литва пытается перевести события января 1991 года в разряд «военных преступлений», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД один из тех, кто включен литовской генпрокуратурой в черный список разыскиваемых, бывший второй секретарь ЦК Компартии Литвы, депутат Верховного совета Литвы, председатель Комитета граждан СССР Литвы Владислав Швед.
«Утверждается, что Литва в январе 1991 года была независимым, суверенным государством, что Советский Союз «совершил агрессию», что РФ является правопреемником «преступного государства СССР», в связи с чем «январские события» следует рассматривать с точки зрения международного права, – поясняет Швед. – России в этом случае можно будет предъявлять претензии о солидных компенсациях семьям погибших и получивших ранения во время «январских событий». А дальше, как и полагается в Европе, к Российской Федерации последуют претензии – и немалые».
Кто кому должен?
«Судя по информации генпрокуратуры Литвы, число пострадавших в январе 1991 года ныне составляет 1300 человек плюс 14 убитых, – поясняет Швед. – Компенсации пострадавшим и родственникам убитых могут вылиться в весьма круглую сумму».
Собеседник напоминает, что начиная с 1991 года Литва неоднократно поднимала вопрос о компенсациях к СССР и к РФ за «советскую оккупацию» – более 30 млрд долларов США. «А главное – будет нанесён удар по международному престижу России», – подчеркивает Швед. Но, добавляет собеседник, можно напомнить нынешним литовским руководителям о том, что одну треть современной территории республика получила, находясь в составе СССР. «Но поскольку СССР был «преступным» и современная Литва не считает себя преемницей Литовской ССР, эти территории неплохо бы вернуть, – замечает Швед. – В 1939 году СССР вернул Литве Вильнюс. В 1940-м к Литве был присоединён район с центром в городе Сувалки (ранее, в 1919-м, захваченный Польшей), за который СССР заплатил Германии 7,5 млн долларов золотом». Наконец, напоминает собеседник, в 1945 году по личному распоряжению Сталина Литве был передан Клайпедский край.
«Мы всегда доводим дело до крайности и лишь потом пытаемся его решать, – констатирует Швед. – Почти год назад Литва прислала российской прокуратуре так называемое «Определение» в признании подозреваемыми россиян по событиям 13 января 1991 года. На основании этого документа российские правоохранители могли бы составить перечень сограждан, которых Литва может подозревать в совершении военных преступлений, и предупредить их».