Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

12 комментариев
21 сентября 2012, 18:01 • Политика

Роют землю

В Польше выкопали жертв смоленской катастрофы

Роют землю
@ tvn24.pl

Tекст: Сергей Гречушкин,
Варшава

К воскресенью польская прокуратура обещает завершить экспертизу тел двух жертв смоленской авиакатастрофы 2010 года, эксгумированных в начале недели. Власти согласились потревожить прах погибших по требованию родственников, напоминающих, что получали из Москвы уже закрытые гробы, а россияне, по их мнению, могли и перепутать останки.

Тела погибших вырыли из могил в ночь на понедельник на кладбищах в Гданьске и Варшаве. На экспертизу отправлены останки Анны Валентинович (известной польской диссидентки 70-х годов) и Тересы Валевской-Пжиялковской, зампреда фонда «Голгофа Востока». Накануне прокуратура сообщила, что ее эксперты произвели вскрытие, но воздержалась от каких-либо подробностей.

В российской документации совпадали только имя и фамилия моего отца. Там была просто неправда

Тотчас после эксгумации сын Валентинович Януш – главный инициатор кампании по эксгумации – заявил, что изъятое из могилы тело не принадлежит его матери. Но уже в среду Януш передумал, сказав, что пока не может ни подтвердить, ни опровергнуть то, что тело принадлежит его матери.

Теперь останки обеих жертв находятся в институтах судмедэкспертизы в Кракове и Вроцлаве. По словам сотрудников военной прокуратуры, которые ведут повторное расследование, экспертизы могут продлиться до конца недели. Как пояснил Стефан Хамбура, адвокат семей нескольких жертв (в том числе и Валентинович), целью является выяснение «причин смерти Валентинович».

Это уже не первые жертвы смоленской авиакатастрофы, чей прах был потревожен в этом году. Весной были подняты и проверены останки Януша Куртыки, шефа Института народной памяти, расследующего преступления гитлеровских и коммунистических времен. Кроме того прокуратура обследовала тела депутатов Сейма Пжемыслава Госевского и Збигнева Вассермана.

Во всех случаях поводом для этих скорбных экспертиз были требования родственников, которые выражали сомнения в достоверности идентификации останков и причин смерти.

Дело в том, что идентификация и экспертиза останков проводились в Москве, хотя и с участием польских специалистов. Часть жертв была опознана родственниками и знакомыми, но многие были идентифицированы только после генетической экспертизы. После этого останки были доставлены в Польшу на похороны без права открыть гробы.

#{image=449562}Напомним, что выкапывание трупов проходит на фоне политической кампании, которую ведет польская оппозиционная партия «Закон и справедливость». 10 сентября эта партия, которую возглавляет Ярослав Качиньский, обнародовала свою версию причин крушения самолета с его братом – президентом Лехом Качиньским на борту. Как заявил газете ВЗГЛЯД депутат Сейма от этой партии Антони Мачеревич, соавтор доклада, наиболее вероятной причиной трагедии стали взрывы на борту самолета, а отнюдь не столкновение с землей. Впрочем, эксперты объясняли появление подобных докладов исключительно политическими причинами.

«Как ни странно», в Москве не ошиблись

Свои сомнения родственники некоторых жертв начали публично высказывать уже вскоре после похорон. Они выражали сомнения в тщательности экспертиз, проведенных в России, и настаивали на повторных – в Польше и даже за границей. Например, Хамбура требует останки Валентинович направить в одну из швейцарских клиник.

Одним из аргументов было то, что в случае некоторых жертв российская медицинская документация не содержала точных данных о состоянии здоровья жертв (например, перенесенных ранее операциях). В конце концов, прокуратура провела повторные обследования, но не обнаружила ошибок – все ранее эксгумированные останки были идентифицированы правильно, а причиной смерти были травмы, полученные при авиакатастрофе.

Не устраивать политический скандал

Однако это не удовлетворило родственников. «В российской документации совпадали только имя и фамилия моего отца. Там была просто неправда», – сказала газете ВЗГЛЯД Малгожата Вассерман, дочь депутата Вассермана. Впрочем, сославшись на секретность расследования, она категорически отказалась объяснить, какие именно ошибки были допущены и что нового выяснила при повторной экспертизе польская прокуратура.

Как напоминают эксперты, после авиакатастрофы тела жертв бывают сильно повреждены, что сильно затрудняет опознание.

«Я сама не сталкивалась с таким случаем. Но, конечно, ошибки иногда случаются, причем на каждом этапе идентификации. Даже родственники иногда ошибочно опознают тела», – сказала в этой связи «Газете Выборчей» доктор Дорота Лоркевич-Мушыньска, судмедэксперт.

По ее мнению, именно в результате авиакатастроф может произойти смешение останков. «К сожалению, это может сделать невозможной генетическую экспертизу жертв, хотя, в принципе, именно она должна однозначно определить личность погибшего», – пояснила эксперт. Подобное мнение высказывают не только медики, но и политики из правящей партии Гражданская платформа (ГП).

«Это была страшная катастрофа. Вероятность того, что некоторые останки были перепутаны, весьма велика. Конечно, стоит это привести в порядок, но не следует устраивать политический скандал, как это делает оппозиция», – заявил Ханна Гронкевич-Вальц, мэр Варшавы и влиятельный представитель ГП. А обозреватель «Газеты Выборчей» Мачей Гавликовский назвал кампанию по эксгумации «политической некрофилией».

Кладбищенские раскопки

Но сторонники кампании уже планируют новые раскопки. Хамбура уже подал заявление на обследование двух новых жертв по просьбе их родственников – замминистра культуры Томаша Мерты и видного общественного деятеля Стефана Меляка. Прокуратура пока признала, что готовит еще две эксгумации, не раскрыв, однако, имен покойных.

Формально целью экспертизы называется, как и в прежних случаях, «установление истинных причин смерти».

Родственники погибших пока не заявляют о своих планах на случай обнаружения ошибок. Например, Малгожата Вассерман, сама адвокат по профессии, пока говорит, что не собирается обращаться даже в польскую прокуратуру с просьбой о расследовании причин допущенных неточностей.

«Мы ждем реакции со стороны России, – сказала она газете ВЗГЛЯД. – У меня нет желания и возможностей привлекать к ответственности кого-либо в России по вопросу фальсификации документов. Но я думаю, что в России стоило бы провести тщательное расследование по этому факту».

Напомним, 10 апреля 2010 года самолет польского президента Леха Качиньского, который направлялся на памятные торжества в Катыни, разбился под Смоленском. На борту находились 96 человек – 88 пассажиров и восемь членов экипажа, все они погибли. В число пассажиров Ту-154 входили представители государственной власти, вооруженных сил и известные общественные деятели Польши.

Межгосударственный авиационный комитет 12 января прошлого года обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Позже выяснение причин катастрофы завершила польская правительственная комиссия, которую возглавлял министр внутренних дел Ежи Миллер. Польские и российские эксперты пришли к выводу, что причиной происшествия было снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг.

..............