Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

2 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
14 марта 2012, 20:35 • Политика

Резерв и ныне там

Медведев призвал оценивать чиновников по активности в Сети

Резерв и ныне там
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков,
Ольга Кравченко

Система кадрового отбора советских времен – анахронизм, заявил Дмитрий Медведев. Он уверен, что чиновников можно назначать по конкурсу и монетизировать их льготы, в том числе квартиры и машины. Участники заседания заявили газете ВЗГЛЯД, что должна появиться возможность найти замминистра по объявлению в газете.

В среду президент Дмитрий Медведев провел в Сколково встречу с экспертами «открытого правительства», обсудив с ними реформу кадровой политики государства. По его словам, «прежняя система не работает, а новая так и не сложилась, мы пользуемся остатками советской системы».

Список будет эффективным, если включение в него – это основание для того, чтобы при определенных ситуациях тебя поднимали вверх

«Это откровенное передергивание»

Как уже писала газета ВЗГЛЯД, в октябре Медведев представил проект новой – по сути, двухпалатной – конфигурации правительства. Традиционный «узкий» кабинет в будущем может дополнить «большое правительство» из представителей гражданского общества. Объединение чиновников и бизнесменов, работников культуры, общественных деятелей и журналистов предполагается превратить в постоянный совещательный орган – примерно с мая, когда пост премьера должен занять сам Медведев. Рабочую группу по налаживанию работы «открытого правительства» возглавил глава президентской администрации Сергей Иванов, его заместителями стали советник и помощник президента Михаил Абызов и Аркадий Дворкович. В начале разговора в среду Медведев призвал участников заседания понятнее излагать свою позицию для общества, чтобы оно «понимало, о чем мы говорим». В качестве негативного примера он посетовал, что предложенный им накануне проект закона о декларировании расходов чиновниками газеты истолковали неверно. В среду газета «Ведомости» сообщила, что информация о крупных доходах чиновников будет закрытой.

«Какая этому дается интерпретация, я был удивлен», – признался президент, отметив, что газеты неверно сообщили о том, что «вся информация будет идти с грифом «секретно». «Это откровенное передергивание», – сказал он.

Что касается самого проекта реформы госслужбы, то в нем, как передает РИА «Новости», среди прочего предложено поднять зарплаты некоторым чиновникам до 15 млн рублей в год, то есть «платить по рынку».

«Если это в миллионах рублей, то в год, мы насчитали, что-то от 2 до 15 млн должны получать у нас крупные управленцы – от уровня замначальника департамента до министра или в губернаториях до вице-губернатора», – сказал президенту один из экспертов, председатель совета директоров компании Ward Howell Сергей Воробьев, пояснив, что разрыв между зарплатами управленцев на госслужбе и в частном секторе не должен превышать 15%, иначе вместо конкуренции получается «отрицательный отбор».

Медведев согласился с таким принципом, но предложил объяснить «нашему народу», «почему чиновнику нужно платить по рынку».

Табель о рангах и жалованьях

Эксперты предложили Медведеву ввести единую для госслужбы табель о рангах с прозрачной зарплатой и монетизацией всех льгот. Денежное довольствие чиновников должно, по их мнению, состоять из двух частей: фиксированной зарплаты и премии. Но глава государства отметил, что это «не влияет на мотивацию» чиновника, систему классов или разрядов «лучше изменить». В качестве мотивации чиновников он поддержал идею системы бонусов, поощрений и продвижений.

Еще он призвал к монетизации льгот госчиновников, потому что «существующая система предоставления материальных благ абсолютно закрытая и порождает у людей негативные эмоции».

Медведев убежден в том, что за льготами в виде квартир и машин «никакого вклада чиновника люди в этом не видят». «Если это будет монетизировано и выражено в его доходах и на эти доходы чиновник сможет получить ту же самую ипотеку или приобрести автомобиль, которым он будет пользоваться и возмещение расходов на который он будет получать, это будет неплохо», – считает глава государства.

Участвовавший во встрече один из создателей партийного кадрового резерва «Единой России», сопредседатель подгруппы «Развитие кадрового потенциала» в «открытом правительстве», депутат Госдумы Юрий Котлер считает, что общество уже готово к радикальному повышению зарплат государственных управленцев.

«Мы хотим платить по рынку не для того, чтобы чиновнику стало еще лучше, а для того, чтобы появился другой чиновник. Чтобы люди пришли конкурировать с рынка. Чтобы человек мог выбирать между корпорацией и госучреждением. У нас тогда появится другой чиновничий класс. И народ, глядишь, поймет и увидит эффективность этих людей», – сказал Котлер газете ВЗГЛЯД.

В зависимости от доходов народа

Котлеру возражает другой участник заседания Леонид Меламед, сопредседатель подгруппы «Информатизация» рабочей группы по формированию «открытого правительства», генеральный директор холдинга «Композит».

«Нет такой постановки вопроса, что чиновник должен получать 15 млн в год. Это было лишь мнение отдельно взятого эксперта. Я с таким мнением не согласен, – заявил Меламед газете ВЗГЛЯД. – Уровень зарплат чиновников должен быть увязан со средним уровнем зарплат в регионе – или на федеральном уровне, если речь идет о чиновнике федерального уровня. Проще говоря, чиновник должен получать зарплату чуть ниже средней. Если он хочет получать больше, он должен работать на повышение средней зарплаты в своем регионе».

#{smallinfographicleft=447460}Тогда, по мнению Меламеда, неважно, получает чиновник 15 или 20 млн, «если уровень средней зарплаты в регионе или на федеральном уровне находится в этих границах».

Зато Меламед целиком поддерживает идею конвертировать в деньги нынешние льготы чиновников. «Мы сейчас не знаем, сколько чиновник получает с учетом льгот, которые имеет в виде служебных квартир, служебного транспорта и так далее. Эти льготы должны быть монетизированы».

Даже через «объявление в газете»

Также Медведев считает, что на любом уровне ниже правительственного возможно введение конкурсной системы при назначении на должность. В том числе речь идет и об уровне заместителей министра.

«Мы должны исходить из того, что правительство – это все-таки политическая структура. Что касается уровня ниже, то, на мой взгляд, на любом уровне ниже конкурсы возможны», – сказал он, пояснив, что имеет в виду заместителей министров, руководителей служб и агентств, подконтрольных правительству, и отдельных министерств.

В то же время он отметил, что конкурсы должны проводиться не сразу на все позиции, а в рамках двух–четырех ведомств. «В конце концов, если у них по каким-то причинам не будет получаться, мы их поменяем», – заметил президент.

По словам Котлера, прежде чем выбирать чиновников по конкурсу, должны быть созданы показатели эффективности и критерии. При этом у работодателя, например, министра должны быть для этого все инструменты: кадровый резерв, рекрутинговые агентства и даже объявления в газете.

«Должны быть все инструменты по подбору людей и их оценке, чтобы в результате выбирали лучшего. Мы не говорим, что сегодняшний механизм подбора сотрудников коррупционен или берут только «своих». Иногда тот же министр сильно ограничен в инструментах подбора сотрудников, а если его расширить, то ему же будет легче искать себе людей», – пояснил эксперт, подчеркнув, что через конкурсы «должны идти все неполитические должности».

Надо понимать, что всем мил не будешь и за любую критику со стороны граждан увольнять сотрудника было бы неправильно

Меламед тоже уверен, что такой конкурс должен проводиться с понятными квалификационными требованиями к соискателю той или иной должности. «Например, человек, претендующий на позицию в агентство по регулированию авиаперевозок, должен обладать специальными знаниями и так далее, – предложил Меламед. – Также важно, чтобы в конкурсную комиссию были включены представители от гражданского общества, чтобы обеспечить принятие справедливого решения в пользу того или иного кандидата».

На одном посту – не больше шести лет

Президент призвал в принципе модернизировать систему кадрового резерва, посетовав на то, что доставшаяся в наследство советская система уже давно не работает. «Мы создали президентскую тысячу, партийные и региональные списки. Там приличные люди все, но проблема в другом – они почти никуда не переместились, – констатировал он. – Список будет эффективным, если включение в него – это основание для того, чтобы при определенных ситуациях тебя поднимали вверх».

Он также одобрил такую идею, как введение экзаменов для чиновников. «Экзамен – штука полезная, – сказал он. – Причем для госслужащих, особенно для больших начальников, лучше всего такие экзамены проводить онлайн... Иначе вероятность давления на экзаменатора, особенно если он экзаменует лицо весьма и весьма высокое, высока».

Медведев поддержал идею оценивать деятельность чиновников в социальных сетях в Интернете. «Здесь коллеги предлагали, чтобы эта деятельность оценивалась через социальные сети. Я – за, – сказал он. – Потому что социальные сети, в конце концов, что же, их использовать только для того, чтобы на митинги собираться?.. «Лайки» не только для этого могут использоваться. Давайте попробуем».

По словам Котлера, для оценки чиновников по деятельности в Сети должны быть созданы критерии, понятные не только руководству, но и самим чиновникам. При этом стричь под одну гребенку всех нельзя. «Надо выделить определенные группы, которые можно оценивать публично. А какие-то группы надо прогонять через онлайн-экзамены, которые они будут регулярно сдавать», – полагает депутат.

По мнению Меламеда, который в рамках «открытого правительства» активно работает над темой «электронной демократии», в первую очередь так оценивать следует чиновников,  оказывающих услуги населению. «У гражданина должна быть возможность оценить работу чиновника», – считает эксперт «открытого правительства».

Что касается остальных чиновников, то их можно оценивать по ключевым показателям эффективности на специальных порталах, где можно собрать консолидированное мнение, скажем, на основании отчетов о проделанной работе служащего», – полагает Меламед.

«Например, если у чиновника показатель эффективности – добиться 100% проникновения Интернета на территории, а он исполнил 99%, 1% остался неисполненным, он приводит свои аргументы: почему сложилось такое соотношение, можно ли было сделать 100-процентное проникновение. А граждане пусть решают, насколько весомы его аргументы. Но тут надо понимать, что всем мил не будешь и за любую критику со стороны граждан увольнять сотрудника было бы неправильно, – оговорился Меламед. – Однако если претензии к его работе зафиксированы со стороны общественности, его руководство должно объяснить людям, почему принимается или не принимается решение об его отставке».

На заседании в Сколково глава государства также впервые заявил, что нахождение чиновника на одной должности следует ограничить отныне сроком в три–шесть лет, «потому что именно за этот период можно как следует погрузиться в материал». Медведев также обещал подумать о создании федерального агентства по вопросам государственной службы.

Комментарии экспертов

Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности
Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности
Если зарплата у молодого управленца составляет 20–25 тысяч рублей, то с какой целью туда идет выпускник какой-нибудь бизнес-академии? Здесь изначально заложена порочная мотивация. <a href= http://actualcomment.ru/theme/2240.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>

Андрей Исаев, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов
Андрей Исаев, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов
Существует два критерия оценки деятельности чиновников. Во-первых, оценивать деятельность госслужащих могут граждане – непосредственные потребители госуслуг. Они могут давать оценку качеству работы чиновников на местных опросах и референдумах. Они могут, высказывая какие-то претензии, предложения, оказывать или не оказывать поддержку чиновникам. Вторым способом оценки деятельности госслужащих является создание квалифицированных комиссий. В эти комиссии должны войти наиболее авторитетные, известные и опытные люди. Такие комиссии должны работать по аналогии с квалификационными комиссиями судей. Они должны давать оценку способности того или иного чиновника занимать свою должность // ER.RU

Сергей Железняк, замсекретаря генсовета партии «Единая Россия»
Сергей Железняк, замсекретаря генсовета партии «Единая Россия»
Уверен, что подход к государственным кадрам должен быть системным. Нужны четкие критерии оценки работы чиновника не по принципу «нравится» или «не нравится» начальнику, а через целеполагание и публичный контроль результатов. Должен быть конкретный набор параметров, который будет обсужден в обществе и понятен людям. Мониторинг результатов работы чиновников должен быть доступен для общественного контроля и обсуждения. Одним из параметров могла бы стать социология, которая будет показывать динамику удовлетворенности людей действиями чиновников по их областям ответственности.<br><br> По результатам оценки эффективности можно было бы ввести систему автоматического поощрения 5% чиновников, набравших минимальный балл, и также автоматически увольнять 5% самых отстающих. Это стало бы одним из механизмов и постоянно действующим социальным лифтом для госслужащих, а уровень качества их работы постоянно повышался.<br><br> В условиях размера нашей страны сделать эту систему эффективной можно только при активном использовании информационных технологий и коммуникаций. Адекватно измерить эффективность чиновника можно только при системном подходе, где по всему объему данных о его работе будет возможность находить и анализировать информацию по любым параметрам, и формировать «публичную историю» госслужащего. Так, кстати, можно выявлять и закономерности в работе, а потом выстраивать прогнозы. Причем, именно государство должно здесь формировать тренд, само заниматься систематизацией информации, создать такую систему.<br><br> Открытость и технологичность взаимодействия государства и общества снимает множество вопросов о недоверии граждан к власти, о способах влияния общества на власть и участии в управлении страной. Вызовы нового века необходимо решать современными методами // ER.RU
..............