При всем разнообразии вариантов принципиальных альтернатив у Запада всего две: либо признать свое поражение, либо ввязаться в прямой открытый военный конфликт с Москвой – в надежде, что совместными усилиями все-таки удастся свалить русского медведя. Но даже это иллюзия.
14 комментариевГаз, Карабах и выборы
Баку вмешается в ситуацию в Грузии
После вояжа Дика Чейни по Закавказью и ряда дипломатических баталий вокруг конфликта в РЮО президент Азербайджана Алиев неожиданно приехал в Москву и назвал отношения двух стран «образцовыми», хотя Баку принято считать союзником Тбилиси. Эксперты уверены, что Азербайджан сейчас вынужден лавировать между Россией и Западом. Предложения РФ по газу выгодны Баку, но Алиеву еще предстоит победить на выборах. Да так, чтобы на него не ополчился Запад.
Во вторник по приглашению президента России Дмитрия Медведева в Москву прибыл его азербайджанский коллега Ильхам Алиев. Накануне источник РИА «Новости» в Кремле сообщил, что в центре переговоров в подмосковном замке Майендорф станет ситуация на Кавказе, а также вопросы расширения торгово-экономического сотрудничества между Москвой и Баку.
Отношения Москвы и Баку выйдут на принципиально иной уровень, так как Россия вынуждена теперь сформулировать свою позицию по Карабаху
Информация подтвердилась. Перед началом беседы с глазу на глаз Дмитрий Медведев демонстративно выдвинул на первый план кавказскую тематику. «Нужно сверить часы с учетом проблем, которые возникли в Кавказском регионе после агрессии Грузии», - предложил президент России. Алиев с этим согласился, отметив, что в регионе «есть необходимость консолидировать усилия» для установления мира и предсказуемости.
Отметим, что после войны в зоне грузино-осетинского конфликта Азербайджан неожиданно оказался в центре внимания Госдепартамента США. Желая снизить энергозависимость Европы от поставок российских энергоносителей, Вашингтон озаботился функционированием трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (во время войны не функционировал несколько дней). Кроме того, Штаты вновь заострили тему строительства газопровода Nabucco, предназначенного для транспортировки газа из Туркмении и Казахстана по дну моря и через несколько кавказских и балканских стран - в Европу.
Однако, несмотря на ряд пессимистичных прогнозов, Азербайджан лишь увеличил поставки по нефтепроводу Баку-Новороссийск. Таким образом, миссия вице-президента США Ричарда Чейни в данной республике провалилась.
Как бы там ни было, визит вице-президента США в Баку Москву насторожил. Сразу после переговоров Алиева и Чейни Медведев позвонил азербайджанскому лидеру, дабы лишний раз разъяснить позицию Кремля по Кавказу, а также договориться о встрече, которая и произошла во вторник.
И вот, после переговоров Ильхам Алиев завел речь о непризнанных республиках. Заявил, в частности, что Азербайджан рассчитывает на продолжение роли России в нагорно-карабахском урегулировании. «Несмотря на сложности, нам кажется, что сегодня существуют предпосылки для урегулирования, которое отвечало бы интересам всех стран и основывалось бы на нормах международного права», - сказал он, указав на необходимость искать механизмы «эффективного сотрудничества».
- Закулисный вояж Чейни
- Дилемма державы
- Решение о Карабахе за горами
- Азербайджан выберет главного
- Между двух огней
И если в ближайшее время такие развязки найдутся, то это откроет «широкие возможности для сотрудничества».
При этом в качестве примера оптимальных соседских отношений Алиев назвал связи с Москвой, которые «носят образцовый характер». «Мы очень высоко ценим уровень отношений с Россией, стремимся их наращивать и будем со своей стороны делать все, чтобы добиться этой цели», - подчеркнул президент Азербайджана.
Дмитрий Медведев, в свою очередь, заметил, что Россия «поддерживает продолжение прямых переговоров президентов Азербайджана и Армении». «Позиция России остается прежней: мы и в будущем будем оказывать максимальное содействие поиску взаимоприемлемого решения этого сложного вопроса», - подчеркнул президент, пообещав продолжать контакты по этому вопросу «в самом ближайшем будущем».
Что касается ситуации на Кавказе, Баку готов поучаствовать в ее нормализации. «Ситуация вызывает определенное беспокойство, - сказал Алиев. - Азербайджан готов вносить свой вклад, чтобы снижать уровень напряженности. Но все вопросы должны решаться путем мирного диалога на основе взаимного уважения».
По мнению эксперта по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгении Войко, говорить о резком крене Азербайджана в сторону России пока не приходится. Это, по ее словам, элемент политики «диверсификации рисков», что обусловлено интересом сильнейших мировых игроков к стране. В условиях, когда Азербайджан, с одной стороны, имеет неразрешенный карабахский конфликт, а с другой – привлекателен с точки зрения энергоресурсов – это повышает роль Баку в Кавказском регионе.
«Сейчас азербайджанское руководство будет воздерживаться от резких шагов как в отношении России, имеется в виду энергетическое сотрудничество, так и в отношении США, имеется в виду сближение по линии НАТО», - пояснила Евгения Войко газете ВЗГЛЯД.
Такую ситуацию эксперт объясняет предстоящими президентскими выборами в Азербайджане. Несмотря на хорошие шансы господина Алиева победить уже в первом туре, ему необходима «безукоризненная процедура» проведения избирательной кампании. Благо от оценки этих выборов международным сообществом зависит легитимизация режима Алиева в глазах Запада.
Однако, со временем российско-азербайджанские отношения неизбежно выйдут на принципиально иной уровень - это обусловлено необходимостью прояснить позицию Москвы по нагорно-карабахскому конфликту. Признав независимость Абхазии и Южной Осетии, Москва продолжает неявно занимать сторону Армении. «Азербайджану сейчас нужно, если не склонить Россию на свою сторону, то добиться формулирования каких-то более явных позиций со стороны Москвы», - поясняет политолог.
В этой связи в ближайшее время Баку будет лавировать между интересами России и США. Что касается энергетического фактора, то предложение Москвы о покупке всего азербайджанского газа привлекательно для Баку, но, с другой стороны, это будет означать полный разворот в сторону России, что невыгодно азербайджанским элитам, поскольку поставит под большой вопрос дальнейшее сотрудничество с западными структурами.
«В ближайшее время мы увидим политический торг за интересы в регионе», - резюмирует Войко.