Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

18 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

24 комментария
21 ноября 2005, 17:02 • Политика

Авиабазар в Эмиратах

Ближневосточные страны скупают вооружение

Авиабазар в Эмиратах
@ Reuters

Tекст: Геннадий Нечаев

Россия впервые предпринимает попытку вернуть утраченные позиции на авиационном рынке ближневосточного региона. По данным экспертов, на девятой международной аэрокосмической выставке «Дубай эйршоу – 2005» будет заключено рекордное количество сделок. В Дубае будут представлены образцы российской военной техники, а также гражданская продукция аэрокосмического комплекса.

Как предполагают аналитики компании Airbus Industry, до 2023 года включительно региону Ближнего Востока и Северной Африки потребуется более тысячи самолетов на сумму 124 млрд. долларов.

Не бедный регион

Финансовые возможности региона наглядно продемонстрировала сделка на сумму 2,9 млрд. долларов на поставку 12 аэробусов А-350-800

Экспозиция, развернутая на салоне, не уступает по представительности таким знаменитым выставкам, как Фарнборо или Ле Бурже. Только Соединенные Штаты представили в эмирате 18 военных самолетов, среди которых сразу два стратегических бомбардировщика В-1В: один для статической экспозиции, другой для полетов. Среди прочих – военно-транспортные самолеты С-17 и С-130, штурмовик А-10, самолет ДРЛО Hawkeye-2000, истребители F-15C, F-15E, F-16, F/F-18, ударный вертолет Apache AH-64A, военно-транспортный вертолет CH-47D Chinook.

Техника, как видим, разнообразная и весьма дорогая. Впрочем, и клиенты в регионе не бедные, понимающие толк не только в роскошных яхтах и беговых верблюдах, но и в современном оружии. Только за последние 10 лет ВВС ОАЭ было закуплено 140 усовершенствованных ударных летательных аппаратов. Авиационная группировка Эмиратов, по мнению военных аналитиков, в настоящее время может успешно противодействовать возможным угрозам со стороны Ирана, которых так опасаются страны Персидского залива.

Финансовые возможности региона наглядно продемонстрировала и заключенная вчера сделка на сумму 2,9 млрд. долларов на поставку кувейтской лизинговой компании 12 аэробусов А-350-800. Однако успех европейского консорциума меркнет перед возможным контрактом на поставку в ОАЭ 42-х лайнеров Boeing-777 на сумму 9,7 млрд. долларов. Еще 10 миллиардов заокеанские производители надеются выручить в ближайшие 5 лет за поставки самолетов военного назначения. Отсюда и обилие боевой авиации в экспозиции США.

Ближневосточные перспективы

МиГ-29 на авиашоу
МиГ-29 на авиашоу
Казалось бы, российским компаниям на давно и плотно оккупированном американцами ближневосточном рынке делать нечего. Но не все так просто. Закупая вооружение для своих армий, богатые арабские страны стараются по возможности уменьшить зависимость только от одного поставщика. Так, те же Эмираты помимо боинговских истребителей F-16 Desert Falcon охотно приобретают и аналогичные французские машины Mirage-2000. На вооружении ВВС соседней Саудовской Аравии, кроме многоцелевых F-15 Desert Eagle, состоят и самолеты Tornado европейского консорциума Panavia.

Играя на конкурентных противоречиях, ближневосточные страны получают отличное оружие по сходной цене. При разумной маркетинговой политике найдется ниша и для российской авиатехники. Тем более что нашей стране есть что предложить. Речь идет в первую очередь о модернизированных истребителях МиГ-29СМТ – многофункциональных машинах, принадлежащих к поколению «4+». Два таких МиГа примут участие в салоне.

Такие боевые «универсалы», способные действовать и как перехватчики, и как ударные самолеты, наиболее востребованы в странах бассейна Персидского залива, где с ужасом вспоминают «танкерную войну», развязанную Ираном и Ираком в ходе междоусобного конфликта 1980-88 годов. Тогда истребители воюющих сторон практически парализовали судоходство в регионе, поставив на грань коллапса экономику нефтяных стран. Нормализовать ситуацию тогда помогло только присутствие флотов США и СССР. Как полагают эксперты, по критерию стоимость/эффективность МиГ-29СМТ превосходит как заокеанские аналоги, так и морально устаревшие европейские Tornado.

Не случайно заместитель генерального директора Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Владимир Выпряжкин на пресс-конференции после открытия салона подчеркнул, что Ближний Восток «стал для РСК одним из самых приоритетных регионов в плане поставки военной техники». По его словам, «потребность ближневосточных государств в модернизированных самолетах МиГ-29 оценивается на уровне до 250 машин».

Прежде всего это касается парка самолетов МиГ, состоящих на вооружении Алжира, Сирии, Йемена, Египта, Ливии и Ирана. Кроме того, РСК продвигает на рынок учебно-боевой самолет (УБС) МиГ-АТ. В частности, с ОАЭ прорабатывается вопрос по организации лицензионного производства для поставки в третьи страны. По МиГ-АТ есть перспективы в Египте (речь также идет о лицензионном производстве). Предварительные переговоры по этой теме проводятся с Саудовской Аравией.

Не МиГом единым

Як-130
Як-130
Но не только МиГи готов предложить на экспорт российский авиапром. Еще одной интересной новинкой с высоким экспортным потенциалом является перспективный учебно-боевой самолет и легкий штурмовик Як-130, продвижением которого на международный рынок занимается ОКБ им. Яковлева совместно с авиастроительным объединением «Иркут».

И, пожалуй, в качестве экспортного товара шансы яковлевского УБС кажутся предпочтительней, чем у аналогичного изделия РСК «МиГ». Дело в том, что большинство стран предпочитают закупать образцы, состоящие на вооружении в стране-производителе. А именно Як-130 выбран Министерством обороны РФ в качестве самолета повышенной летной подготовки – именно с таких самолетов боевые летчики по окончании курса обучения пересаживаются в кабины боевых машин.

Кроме того, ударный потенциал Яка выше: он может нести более разнообразный арсенал подвесного вооружения, чем МиГ-АТ, а в варианте штурмовика (такой самолет проходит сейчас летные испытания) пилота прикрывает титановая броня. Немаловажно и то, что аэродинамика «сто тридцатого» более соответствует облику современных боевых машин: это облегчает курсантам переход к пилотированию «полноценными» истребителями и штурмовиками.

Единственным преимуществом МиГа является более низкая цена: по оценкам специалистов, стоимость нового Як-130 со всеми опциями может составить 10 млн. долларов – почти половина от цены среднего многофункционального истребителя. Вообще рынок УБС/УТС считается одним из самых перспективных: во всем мире нуждаются в замене до 3000 таких машин.

«Патрульный» для Персидского залива

Дубай эйршоу – 2005
Дубай эйршоу – 2005
Кроме военной авиации, внешнеэкономическое объединение «Авиаэкспорт» предлагает к продаже уникальные самолеты-амфибии Бе-103. Помимо хороших летных качеств эти четырехместные машины обладают неплохой мореходностью, что позволяет им совершать взлеты и посадки в открытом море, также они способны летать в режиме экраноплана – т. е. на высоте нескольких метров от поверхности воды или земли.

Совокупность этих качеств делает самолет идеально пригодным для патрульных полетов над акваториями Красного моря и Персидского залива, инспекции морских нефтепромыслов, трубопроводов, для борьбы с незаконной деятельностью в прибрежных экономических зонах.

Производственное объединение в Комсомольске-на-Амуре уже наладило серийный выпуск этих машин, и 40 самолетов «Бериев-103» будет отправлено на экспорт в 2005-2007 годах. В этом году в экспозиции Казанского вертолетного завода будет представлена исчерпывающая информация о летных и эксплуатационных характеристиках вертолетов «Актай», «Ансад», Ми-38 и различных модификаций Ми-17.

Последние, простые и надежные «рабочие лошадки», на протяжении многих лет пользуются устойчивым спросом как в ближневосточном регионе, так и во всем мире. К модернизированным машинам уже проявили интерес Кувейт, Бахрейн и Алжир.

..............