Взгляд
19 ноября, воскресенье  |  Последнее обновление — 19:03  |  vz.ru
Разделы

Антон Крылов: Транспорт и кровь

Сложно было выбрать более неподходящее время для презентации планов о превращении проходящих через Москву электричек в «наземное метро», чем эта, ознаменовавшаяся двумя трагедиями, неделя. Подробности...
Обсуждение: 45 комментариев

Лев Пирогов: Временные трудности со смыслом жизни

Мне, откровенно говоря, жаль тех, у кого нет ни детей, ни детского журнала. Я, откровенно говоря, не знаю, как и зачем они живут – в мире, где нет ни одного сталевара и столько рекламы кружевных трусиков. Подробности...
Обсуждение: 283 комментария

Маринэ Восканян: Разоружение – это мир?

Когда речь заходит о ядерном оружии, сторонники его запрещения обосновывают свою позицию слишком большими рисками для планеты. Но у них нет ответа на вопрос – а как же будет вести себя человечество, если ядерное оружие вдруг исчезнет, будучи тотально запрещено. Подробности...
Обсуждение: 86 комментариев

    Tesla представила новые электромобили

    Илон Маск презентовал полноприводный спортивный автомобиль Tesla Roadster и электрический тягач Tesla Semi. Максимальная скорость спорткара – 400 км в час, на одной зарядке он может проехать до 1 тыс. км. Первые 1000 автомобилей будут стоить 250 тыс. долларов
    Подробности...
    Обсуждение: 17 комментариев

    В России впервые за десятилетия построен новый Ту-160

    Первый с конца 1980-х годов стратегический бомбардировщик выкатили на летно-испытательную станцию Казанского авиационного завода им. Горбунова. Ту-160М2 представляет собой коренную модернизацию базового проекта сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160
    Подробности...
    Обсуждение: 22 комментария

    Наводнение в Греции унесло жизни 14 человек

    Из-за сильных проливных дождей в Греции затопило города Мандра, Магула, Неа-Перамос, Элефсина и Аспропиргос. Наводнение унесло жизни 14 человек. По словам спасателей, число жертв еще может увеличиться: стремительные потоки воды затапливали дома до самых крыш. Поисковые группы пока не в состоянии добраться до некоторых районов бедствия
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В ЯНАО арестован директор «дочки» Газпромнефти

        Главная тема


        Трампу навязывают решение вооружить Киев

        Полет Каденюка


        Порошенко назвал Украину «космической державой»

        «заигрались в Бандеру»


        Экс-министр Украины: Польша перекрыла транзит украинских грузов в Европу

        Важнейшее из искусств


        Западные СМИ: Российское кино теряет самобытность в погоне за Голливудом

        «Чей Крым?»


        Украинская полиция дала оценку срыву спектакля Райкина в Одессе

        Особый случай


        Эрдоган не принял извинения за причисление к «списку врагов» НАТО

        «не питать надежд»


        В кабмине Германии возмутились словами главы немецкой разведки о Крыме

        за содействие и предательство


        Вашингтон раскрыл сведения о выплатах бежавшему в США экс-агенту КГБ

        армия и вооружение


        Толстые генералы исчезли из Вооруженных сил благодаря Сердюкову

        «Разоружение – это мир?»


        Маринэ Восканян: Как будет вести себя человечество, если ядерное оружие исчезнет

        «еще один аспект»


        Ирина Алкснис: Неожиданный вывод из скандала с фейком от Минобороны

        «пропаганда комфортной жизни»


        Лев Пирогов: Почему все меньше людей стремятся иметь детей?

        на ваш взгляд


        В РПЦ уверяют, что Октябрьская революция не должна называться «русской», потому что коммунизм был привнесен в Россию извне. Вы согласны?


        Запечатлеть само время

        Владимир Можегов, публицист
           11 июля 2017, 17:55
        Фото: v-mozhegov.moikrug.ru

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Говорить о Глазунове трудно. Назвать его великим художником у меня лично не поворачивается язык. Очевидно, что уровень его популярности много выше таланта живописца.

        «Художник как боец и апостол»

        С другой стороны, много ли мы можем назвать людей, кто сделал бы больше для обращения дезориентированного постперестроечного русского народа к своим корням?

        Значит, не столько художник, сколько проповедник? Апостол?

        Да, но и «Вечную Россию», и «Мистерию ХХ века» можно ругать до бесконечности и... до бесконечности же и разглядывать, часами сопоставляя лики и смыслы, и чувствуя себя при этом совершенным ребенком... И громадный призрачный космонавт, плывущий в адском холоде космоса над «Мистерией ХХ века», по-настоящему пугает... И «Вечная Россия» – действительно завораживает.

        И таких гениальных концептуальных находок, мгновенных наитий и удач (вот ужас, запечатленный в фигуре четырехдневного Лазаря) у Глазунова немало.

        Значит – не только апостол, но и художник?

        Фото

        Илья Глазунов. Легенда о царевиче Димитрии. 1967 г.
        Илья Глазунов. Легенда о царевиче Димитрии. 1967 г.
        Да. Слишком прямолинейный, формальный, даже плоский (все грехи советской художественной школы – и его грехи). И эти восковые неживые лица, эти преследующие тебя повсюду одинаковые голубые глаза... Эта прямолинейность плаката и претенциозная монументальность...

        Но при этом (и даже во многом – благодаря этому) ему удалось то, что не удалось многим и многим другим – донести и достучаться... И при всем проповедничестве, апостольстве, пропаганде даже, есть во всем этом и нечто большее, нежели формальный «символ веры». Есть что-то, что заставляет пролистывать альбом с иллюстрациями дальше и дальше, до самого конца...

        Интрига? Драма? Трагедия?

        Фото

        Илья Глазунов. Христос и Антихрист. 1999 г.
        Илья Глазунов. Христос и Антихрист. 1999 г.
        Говоря откровенно, для меня Глазунов-художник – прежде всего талантливый иллюстратор. 

        Его иллюстрации к Достоевскому, по-моему, превосходны. А драматург и философ в нем более убедителен, нежели живописец. Его «Легенда о царевиче Димитрии» действительно пронзает. А его «Христос и Антихрист» – апофеоз Глазунова-философа. И вообще – пророчество.

        Да, художник в России, наверное, и правда больше, чем художник. И одновременно менее художник, нежели нечто иное – целое, главное, основное. Глазунов, художник, который пытался запечатлеть само время, неотделим от своего времени. И пусть даже не гениальный живописец, но – личность и величина, без которой немыслима уже ни история современного искусства, ни современной России – тоже.

        Итак, художник как боец и апостол.

        Фото

        Илья Глазунов. Вечная Россия, 1988 г.
        Илья Глазунов. Вечная Россия, 1988 г.
        В 1970-е Глазунов выдержал настоящий бой за сохранение архитектуры старой Москвы. «Сорок сороков» старой, еще досоветской Москвы, с ее некогда стоящей над городом полнозвучной симфонией колоколов... Лазарь Каганович назовет эту русскую симфонию «невообразимым хаосом, созданным будто пьяным мастеровым», и даст команду на методичный коммунистический погром, который, начиная с 30-х годов ХХ века, неостановимо будет идти вплоть до начала 70-х...

        В это время памятники старой Москвы (уже вычеркнутой к тому времени из международного реестра исторических городов), согласно новому плану реконструкции, должны были подвергнуться окончательному разрушению. Генплан подводил под судьбой исторического города жирную черту.

        Фото

        Илья Глазунов. Мистерия ХХ века, 1978 г.
        Илья Глазунов. Мистерия ХХ века, 1978 г.
        В это время Глазунов со товарищи создадут фундаментальный художественный альбом, в котором запечатлеют памятники былой Москвы и все понесенные ей разрушения, и с этим альбомом наперевес, поднимая культурную общественность, пойдут в атаку на высшие органы власти.

        И будут драться до тех пор, пока наконец грозивший стать могильным памятником исторической Москвы Генплан не будет похоронен сам.

        После письма в Политбюро ЦК, составленного Глазуновым и композитором Вячеславом Овчинниковым (под которым друзья соберут подписи влиятельных ученых и деятелей культуры), Генплан реконструкции будет выставлен на всеобщее обозрение в Манеже и подвергнут уничтожающей критике.

        Результатом этой войны станет то, что при ГлавАПУ Москвы будет создан общественный совет, строго следящий за судьбой исторической застройки города и санкционирующий всякую попытку вмешательства.

        Вот настоящие масштабы, в которых творил Глазунов. Время, которое он пытался запечатлеть – он столь же размашисто писал сам.

        О себе он говорил, что всем в своей жизни обязан Сергею Михалкову, который его выпестовал и как художника, и как общественную фигуру. А сам он во многом выпестовал русское национальное движение, у истоков которого в начале 60-х стоял. (Передача традиции – да, это о нем.)

        Где-то между 1962–1964 гг. патриотический клуб Глазунова «Родина», объединяющий людей, обеспокоенных заботой «о памятниках и святынях Отечества» и организующих чтения «по русской культуре и искусству», становится одним из зачатков русского национального движения.

        В 1966-м, при его непосредственном участии, учреждается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (он входит в правление общества). В это же время его неформальный «Русский клуб» занят возвращением в национальное сознание (и даже отчасти официальную культуру) забытых и запрещенных имен: Данилевский... Леонтьев... Розанов... Катков... Иоанн Кронштадтский... Серафим Саровский...

        Выдающийся русский художник Константин Васильев обязан своей поддержкой Глазунову. Будущий руководитель Общества «Память» Д. Д. Васильев также вышел из-под его крыла...

        Человек крайне сложный, он умел делать врагов из лучших друзей.

        Его друг, Владимир Солоухин, в романе «Последняя ступень» вывел Глазунова под именем Кирилла Буренина, чуть не обвинив его в «двойной работе» на русское движение и на КГБ.

        Странное время, сложнейшие характеры, неоднозначные судьбы.

        Общественный опрос, проведенный ВЦИОМ в 1999 году, назвал Глазунова «самым выдающимся художником ХХ века». ЮНЕСКО удостоило его высшей награды – золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру.

        Последнее, учитывая все сделанное Глазуновым для сохранения архитектурных памятников и национальной культуры России – совершенно бесспорно.

        Пробуждение национального самосознания – вот настоящее художественное поле, на котором он по-настоящему работал. Пытаясь запечатлеть это время, судьбу ХХ века, эру русского тысячелетия, он сам же и творил это время во всей его неоднозначности, и целостности тоже. (В «Мистерии ХХ века» сказано об этом даже с некоторой нарочитостью.)

        Глазунов – значительный факт русской истории ХХ века. А что ему удалось, что не удалось, что останется от его дел навсегда и что будет забыто завтра? Думается, что судить об этом, учитывая масштаб этой личности, более-менее адекватно можно будет лет через 50–100.


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Лев Пирогов: Временные трудности со смыслом жизни

        Мне, откровенно говоря, жаль тех, у кого нет ни детей, ни детского журнала. Я, откровенно говоря, не знаю, как и зачем они живут – в мире, где нет ни одного сталевара и столько рекламы кружевных трусиков. Подробности...
        Обсуждение: 228 комментариев

        Маринэ Восканян: Разоружение – это мир?

        Когда речь заходит о ядерном оружии, сторонники его запрещения обосновывают свою позицию слишком большими рисками для планеты. Но у них нет ответа на вопрос – а как же будет вести себя человечество, если ядерное оружие вдруг исчезнет, будучи тотально запрещено. Подробности...
        Обсуждение: 31 комментарий

        Антон Любич: Чего нам ждать от «фабрики инвестиционных проектов»

        Минэкономразвития разместило для общественного обсуждения проект постановления правительства о создании «фабрики инвестиционных проектов». Само желание развивать проектное финансирование не может не радовать. Однако к проекту есть вопросы. Подробности...
        Обсуждение: 11 комментариев

        Ирина Алкснис: Неожиданный вывод из скандала с фейком от Минобороны

        Событие с ложными скриншотами Минобороны продемонстрировало хорошую форму и здоровье российского гражданского общества, а также не худшее состояние обратной связи между обществом и государством. Подробности...
        Обсуждение: 34 комментария

        Андрей Бабицкий: Поэт и царь: вопросы финансирования

        Государство проявляет, если брать для сравнения не столь уж отдаленные от нас времена, какое-то невероятное благодушие, граничащее, как иногда кажется, с безалаберностью и попустительством банальному воровству. Подробности...
        Обсуждение: 44 комментария

        Алексей Соколов: Не там сели, Райкин!

        Константин Райкин и «Сатирикон» с профессиональной точки зрения сдулись много лет назад, а сейчас просто тянут деньги из бюджета. Если говорить о причинах нового обращения Райкина к Минкультуры, то их две. Подробности...
        Обсуждение: 96 комментариев

        Наталия Янкова: Евросоюз готов попрощаться с НАТО

        Уже много лет европейцы пытаются сколотить свою европейскую армию, чтобы обрести военную независимость от других континентов. Всегда что-то мешало. И вот наметились сдвиги. Подробности...
        Обсуждение: 8 комментариев

        Глеб Кузнецов: Неразрешенность противоречий между палачами и жертвами

        Главным результатом так называемого пакта Монклоа, который якобы обеспечил транзит «плохой» франкистской Испании в сторону «хорошей» демократической, стал полный иммунитет палачей. По мнению авторов проекта, только это позволило Испании сохранить стабильность. Подробности...
        Обсуждение: 33 комментария

        Владимир Можегов: Классическое кино холодной войны

        Новая российская киноиндустрия насчитывает едва ли 10–12 лет. Она еще почти ничего не умеет и повторяет прописи Голливуда. «Бородатую женщину» уровня «Пиратов Карибского моря» мы увидим еще не скоро. Но в плане искусства пропаганды наше кино уже делает успехи. Подробности...
        Обсуждение: 53 комментария

        Дмитрий Ольшанский: Тлен, патриотизм и автоломбард

        На том маленьком клочке нашего мира, что либеральнее Кремля, собираются митинги, размножаются кандидаты в президенты, бегают активисты, идут деньги. А на том огромном русском поле, что консервативнее Кремля, ветер свистит. Подробности...
        Обсуждение: 27 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............