27 июля, четверг  |  Последнее обновление — 23:54  |  vz.ru

Главная тема


"Петр Великий" и "Дмитрий Донской" вызвали переполох среди балтийских стран

«голосовал за независимость»


Итальянский посол поддержал крымский референдум

проверка боем


Американский спецназ проиграл коллегам из Гондураса

«били колорадского жука»


Смеявшиеся над погибшими в Одессе киевские музыканты запланировали концерт в России

«парадоксальная ситуация»


Немецкие бизнесмены увидели пользу в санкциях США для «Северного потока - 2»

громкое дело


Багдасарян вынесли наказание за вождение без прав

«выгодно всем сторонам»


В Германии предложили вариант «легального решения» проблемы с турбинами Siemens

армия и вооружение


Российские военные летчики получат новую «летающую парту»

новые санкции


Главную угрозу для финансовой системы России США оставили про запас

9 мая


Павел Волков: Cионистам нет дела до социалистических завоеваний советского народа. Они видят в Дне Победы нечто иное

Путь воина


Андрей Бабицкий: Как тут не заподозрить, что усилия могильщиков России увенчаются успехом?

Русофобская пропаганда


Сергей Худиев: Создавая определенный образ России, они разрушают прежний образ Америки

на ваш взгляд


В Германии предлагают России решение проблемы с турбинами «Сименс»: просто отдать их обратно. Как стоило бы поступить?


Запечатлеть само время

Владимир Можегов, публицист
   11 июля 2017, 17:55
Фото: v-mozhegov.moikrug.ru

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Говорить о Глазунове трудно. Назвать его великим художником у меня лично не поворачивается язык. Очевидно, что уровень его популярности много выше таланта живописца.

«Художник как боец и апостол»

С другой стороны, много ли мы можем назвать людей, кто сделал бы больше для обращения дезориентированного постперестроечного русского народа к своим корням?

Значит, не столько художник, сколько проповедник? Апостол?

Да, но и «Вечную Россию», и «Мистерию ХХ века» можно ругать до бесконечности и... до бесконечности же и разглядывать, часами сопоставляя лики и смыслы, и чувствуя себя при этом совершенным ребенком... И громадный призрачный космонавт, плывущий в адском холоде космоса над «Мистерией ХХ века», по-настоящему пугает... И «Вечная Россия» – действительно завораживает.

И таких гениальных концептуальных находок, мгновенных наитий и удач (вот ужас, запечатленный в фигуре четырехдневного Лазаря) у Глазунова немало.

Значит – не только апостол, но и художник?

Фото

Илья Глазунов. Легенда о царевиче Димитрии. 1967 г.
Илья Глазунов. Легенда о царевиче Димитрии. 1967 г.
Да. Слишком прямолинейный, формальный, даже плоский (все грехи советской художественной школы – и его грехи). И эти восковые неживые лица, эти преследующие тебя повсюду одинаковые голубые глаза... Эта прямолинейность плаката и претенциозная монументальность...

Но при этом (и даже во многом – благодаря этому) ему удалось то, что не удалось многим и многим другим – донести и достучаться... И при всем проповедничестве, апостольстве, пропаганде даже, есть во всем этом и нечто большее, нежели формальный «символ веры». Есть что-то, что заставляет пролистывать альбом с иллюстрациями дальше и дальше, до самого конца...

Интрига? Драма? Трагедия?

Фото

Илья Глазунов. Христос и Антихрист. 1999 г.
Илья Глазунов. Христос и Антихрист. 1999 г.
Говоря откровенно, для меня Глазунов-художник – прежде всего талантливый иллюстратор. 

Его иллюстрации к Достоевскому, по-моему, превосходны. А драматург и философ в нем более убедителен, нежели живописец. Его «Легенда о царевиче Димитрии» действительно пронзает. А его «Христос и Антихрист» – апофеоз Глазунова-философа. И вообще – пророчество.

Да, художник в России, наверное, и правда больше, чем художник. И одновременно менее художник, нежели нечто иное – целое, главное, основное. Глазунов, художник, который пытался запечатлеть само время, неотделим от своего времени. И пусть даже не гениальный живописец, но – личность и величина, без которой немыслима уже ни история современного искусства, ни современной России – тоже.

Итак, художник как боец и апостол.

Фото

Илья Глазунов. Вечная Россия, 1988 г.
Илья Глазунов. Вечная Россия, 1988 г.
В 1970-е Глазунов выдержал настоящий бой за сохранение архитектуры старой Москвы. «Сорок сороков» старой, еще досоветской Москвы, с ее некогда стоящей над городом полнозвучной симфонией колоколов... Лазарь Каганович назовет эту русскую симфонию «невообразимым хаосом, созданным будто пьяным мастеровым», и даст команду на методичный коммунистический погром, который, начиная с 30-х годов ХХ века, неостановимо будет идти вплоть до начала 70-х...

В это время памятники старой Москвы (уже вычеркнутой к тому времени из международного реестра исторических городов), согласно новому плану реконструкции, должны были подвергнуться окончательному разрушению. Генплан подводил под судьбой исторического города жирную черту.

Фото

Илья Глазунов. Мистерия ХХ века, 1978 г.
Илья Глазунов. Мистерия ХХ века, 1978 г.
В это время Глазунов со товарищи создадут фундаментальный художественный альбом, в котором запечатлеют памятники былой Москвы и все понесенные ей разрушения, и с этим альбомом наперевес, поднимая культурную общественность, пойдут в атаку на высшие органы власти.

И будут драться до тех пор, пока наконец грозивший стать могильным памятником исторической Москвы Генплан не будет похоронен сам.

После письма в Политбюро ЦК, составленного Глазуновым и композитором Вячеславом Овчинниковым (под которым друзья соберут подписи влиятельных ученых и деятелей культуры), Генплан реконструкции будет выставлен на всеобщее обозрение в Манеже и подвергнут уничтожающей критике.

Результатом этой войны станет то, что при ГлавАПУ Москвы будет создан общественный совет, строго следящий за судьбой исторической застройки города и санкционирующий всякую попытку вмешательства.

Вот настоящие масштабы, в которых творил Глазунов. Время, которое он пытался запечатлеть – он столь же размашисто писал сам.

О себе он говорил, что всем в своей жизни обязан Сергею Михалкову, который его выпестовал и как художника, и как общественную фигуру. А сам он во многом выпестовал русское национальное движение, у истоков которого в начале 60-х стоял. (Передача традиции – да, это о нем.)

Где-то между 1962–1964 гг. патриотический клуб Глазунова «Родина», объединяющий людей, обеспокоенных заботой «о памятниках и святынях Отечества» и организующих чтения «по русской культуре и искусству», становится одним из зачатков русского национального движения.

В 1966-м, при его непосредственном участии, учреждается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (он входит в правление общества). В это же время его неформальный «Русский клуб» занят возвращением в национальное сознание (и даже отчасти официальную культуру) забытых и запрещенных имен: Данилевский... Леонтьев... Розанов... Катков... Иоанн Кронштадтский... Серафим Саровский...

Выдающийся русский художник Константин Васильев обязан своей поддержкой Глазунову. Будущий руководитель Общества «Память» Д. Д. Васильев также вышел из-под его крыла...

Человек крайне сложный, он умел делать врагов из лучших друзей.

Его друг, Владимир Солоухин, в романе «Последняя ступень» вывел Глазунова под именем Кирилла Буренина, чуть не обвинив его в «двойной работе» на русское движение и на КГБ.

Странное время, сложнейшие характеры, неоднозначные судьбы.

Общественный опрос, проведенный ВЦИОМ в 1999 году, назвал Глазунова «самым выдающимся художником ХХ века». ЮНЕСКО удостоило его высшей награды – золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру.

Последнее, учитывая все сделанное Глазуновым для сохранения архитектурных памятников и национальной культуры России – совершенно бесспорно.

Пробуждение национального самосознания – вот настоящее художественное поле, на котором он по-настоящему работал. Пытаясь запечатлеть это время, судьбу ХХ века, эру русского тысячелетия, он сам же и творил это время во всей его неоднозначности, и целостности тоже. (В «Мистерии ХХ века» сказано об этом даже с некоторой нарочитостью.)

Глазунов – значительный факт русской истории ХХ века. А что ему удалось, что не удалось, что останется от его дел навсегда и что будет забыто завтра? Думается, что судить об этом, учитывая масштаб этой личности, более-менее адекватно можно будет лет через 50–100.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Дометий Завольский: Русские хуже Гитлера?

Даже крыловский волк пытался предъявить ягненку более благообразное обвинение. Пресловутый же «товарищ Волк» приходит к обоснованиям лишь метафизическим. Вот о метафизике зла в картине мира коллективного Запада мы и поговорим. Подробности...

Маргарита Нифонтова: Дальневосточные метания

Сделать Дальний Восток притягательным, развитым и современным – такой приоритет определил президент страны Владимир Путин три года назад. Рассмотрим, как обстоят дела с реализацией поставленной главой государства задачи. Подробности...

Павел Волков: Наша общая Победа

Можно только поаплодировать Израилю, который принял закон о внесении 9 мая в реестр государственных праздников. Смысл дискуссии, развернувшейся вокруг его принятия, стороннему наблюдателю может быть не понятен. Попробую объяснить. Подробности...

Михаил Карягин: Технологии фабрики украинских фейков

Для того чтобы ввести читателей в заблуждение, не обязательно публиковать откровенную ложь. Это видно на примере публикации, активно распространяемой украинскими медиа, о том, что в Крыму втрое сократилась площадь виноградников. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Владимир Можегов: Зима пришла

История с новым законопроектом о санкциях против Ирана и России (и, возможно, Северной Кореи), уже наделавшая много шума и даже вызвавшая понятное раздражение европейских элит, кажется, и правда готова перевести мир в новое состояние. Подробности...
Обсуждение: 48 комментариев

Андрей Бабицкий: Путь воина

Это отнюдь не Запад поднял свои полки и вывел их на поле боя. Нет, его как раз все абсолютно устраивало. Это война, объявленная нами. Победа в ней не предрешена, но сама готовность сражаться за свое достоинство – это уже победа. Подробности...
Обсуждение: 142 комментария

Владимир Корнилов: Россия официально, на уровне закона, объявлена врагом

Сегодня многие будут комментировать закон о санкциях, принятый вчера палатой представителей США. При этом сомневаюсь, что кто-нибудь удосужится прочитать сам билль. Из того, что я в нем увидел, могу сделать три основных вывода. Подробности...
Обсуждение: 49 комментариев

Вадим Самодуров: Правила Волкера

На ведущие должности в администрации назначены отнюдь не те, кто привел Трампа к власти. Взять того же Волкера. Человек плотно работал с Маккейном и курировал миссию США в НАТО. То есть может оказаться еще похлеще Виктории Нуланд. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Елена Кондратьева-Сальгеро: Техника жонглирования полуправдами

Полуправды, приукрашенные моральными специями, заставляют немедленно включить недоверие и всерьез задуматься над тем, что конкретно так страстно вдруг желают усиленно прививать вашим новорожденным детям – и, главное, зачем? Подробности...
Обсуждение: 35 комментариев

Сергей Худиев: Русофобия – это не главное

Статьи в американских медиа о том, как ловко Путин манипулирует Трампом, санкции за то, что Россия «манипулировала американскими выборами», – во всем этом бросается в глаза параноидальная русофобия, но проблема, кажется, глубже. Подробности...
Обсуждение: 73 комментария
 
 
© 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............