США, их канцлер и его шпион

@ facebook.com/nat.jankova

14 марта 2017, 14:50 Мнение

США, их канцлер и его шпион

Утром 14 марта новостные ленты облетело сообщение – встреча президента США Дональда Трампа с канцлером Германии Ангелой Меркель, запланированная на сегодня и с нетерпением ожидаемая всеми, кто интересуется мировой политикой, не состоится.

Наталия Янкова Наталия Янкова

публицист (Германия)

Утром 14 марта новостные ленты облетело сообщение – встреча президента США Дональда Трампа с канцлером Германии Ангелой Меркель, запланированная на сегодня и с нетерпением ожидаемая всеми, кто интересуется мировой политикой, не состоится. Вмешалась погода – в Вашингтоне ожидается снежная буря и знакомство первых лиц решили на несколько дней отложить.

Трудно придумать более подходящий образ для описания нынешней ситуации в двусторонних отношениях. Ушедший президент Обама публично передал титул «лидера свободного мира» не своему сменщику в Белом доме Дональду Трампу, а канцлеру Германии, которая позволяла себе в адрес Трампа достаточно резкие заявления.

Чтобы фактический глава государства так себя подставил, было непростительно

Эта история – хороший повод поговорить о том, как и благодаря кому сложилась современная система взаимоотношений Америки и Германии. Тем более что в этом году нас ждет 70-летний юбилей Плана Маршалла – знаменитой программы восстановления послевоенной Европы, ставшей одним из краеугольных камней атлантистской политической архитектуры.

Борец против нацизма, канцлер ФРГ, икона социал-демократии, лауреат Нобелевской премии мира. Все это о Вилли Брандте – одном из самых значительных политиков ФРГ. 

Начало политической биографии этого внебрачного ребенка из рабочей семьи впечатляет: антифашистское подполье, побег из гитлеровской Германии в Норвегию на дне рыбацкой лодки, под рыболовецкими снастями, с парой белья, бритвенным прибором и «Капиталом» Маркса в багаже.

Псевдоним Вилли Брандт возник из подпольной клички, превратившись впоследствии в официальное имя.

В Норвегии он организует штаб партии, где собирает деньги и материалы для товарищей в Германии, издает книги, делает доклады, пишет газетные статьи, в которых разъясняет норвежцам сущность нацистской диктатуры.

После нападения Гитлера на Норвегию в 1940 году Брандт был схвачен, но ему удалось бежать в Швецию, где он продолжил активную политическую деятельность, меняя несколько раз партии, пока в 1944 году не вернулся в социал-демократическую партию, в группу, которая находилась в изгнании в Швеции.

Там он искал контакты с западными политиками, налаживая связи с иностранными посольствами и спецслужбами.

В 1945 году Вилли Брандт смог вернуться в Германию. На нюрнбергском процессе он был аккредитован как корреспондент скандинавской прессы, позже стал пресс-атташе норвежской военной миссии в Берлине.

Противники вспоминали ему появление после войны в норвежской униформе, как и внебрачное появление на свет. По словам Гельмута Шмидта, Брандт эволюционировал от социалиста-догматика к прагматичному социал-демократу, что определило его более поздние политические успехи в ФРГ. Главная историческая заслуга Брандта – либерализация общественно-политической жизни страны, прошедшей трудный период послевоенного восстановления и во многом тогда еще формальной денацификации.

Брандт был одним из популярнейших политиков Германии, но при этом он весьма сложная и противоречивая личность.

В июне 2016 года в немецких СМИ появились публикации историка Скотта Краузе, сотрудника фонда Вилли Брандта в Берлине, основанные на исследованиях архивных документов фонда.

Как следует из публикации в Spiegel, Вилли Брандт в пятидесятые годы прошлого века, уже будучи депутатом Бундестага от западного Берлина, получал секретное финансирование от ЦРУ США с заданием американских оккупационных властей направить внутрипартийную работу социал-демократов на интеграцию тогда молодой Федеративной Республики с Западом.

Брандт получил первую по тем временам огромную сумму – в 200 тысяч марок. В дальнейшем финансирование продолжилось.

Позже журналисты Spiegel попытались опровергнуть происхождение финансирования – якобы эти секретные выплаты Брандту шли не из ЦРУ, а из фонда, который оперировал средствами, выделяемыми в рамках Плана Маршала.

Такое предположение кажется мне маловероятным. Деньги по программе Плана Маршалла, которые поступали в Германию, а также в другие страны, требовали целевого использования и строгой отчетности. Это были пожертвования от конкретных частных лиц или организаций, которые поступали в кредитный банк, организованный специально для этих целей, после чего распределялись по странам.

Кроме того, сам План Маршалла, по мнению многих немецких экспертов, был гениальным пропагандистским проектом, у которого было много противников в ФРГ. Поэтому, как мне представляется, деятельность в рамках этой программы вовсе не противоречила контактам с разведывательным сообществом США.

В то время прозападный курс не приветствовался в партии SPD (СДПГ). Многие социал-демократы отвергали новую кампанию по вооружению страны, да ещё с американским вектором.

Чтобы освоить первые 200 тысяч марок, американцами был куплен по завышенной цене тираж газеты, главным редактором которой был Вилли Брандт. Оставшиеся 130 тысяч были направлены, по указанию американцев, на предвыборную кампанию и другие нужды СДПГ.

Американцы действовали через мэра и председателя правительства Берлина того времени Эрнста Ройтера, который и выбрал Брандта с его харизматичностью и медийными возможностями для выполнения задания по интеграции ФРГ с Западом. В группе, занимавшейся этим направлением, были и другие члены партии.

Заместитель директора фонда Вилли Брандта Бернд Ротер горячо опровергает факт «продажности Брандта», как он сам назвал американское финансирование.

Но, по мнению экспертов, его объяснение целевого финансирования на якобы совместный политический интеграционный проект США и ФРГ выглядит неубедительно, особенно с учетом отношения к США в послевоенной Германии.

Сам Брандт всегда категорически отрицал существование какой-либо финансовой помощи партии или ему лично. Он приписывал эту «лживую информацию» проискам своих врагов.

Сейчас это уже забылось, но во время своей бурной активности по внедрению Плана Маршалла Брандт несколько раз проваливался на выборах. В те годы, по свидетельствам его современников и нынешних историков, у Брандта хватало недоброжелателей и он отнюдь не был всеобщим любимцем.

Но теперь он превратился в культовую фигуру одного из столпов новой немецкой государственности – идеальный образ идеального политика, который культивируется в Германии. Но одно дело – это обычная для любого государства пропаганда, а другое – ее реальное восприятие обществом.

Проект «Канцлер-шпион Гийом» был выдающимся успехом спецслужб ГДР и поражением их западногерманских коллег

Эксцентричное раскаяние, когда в Польше на коленях он от лица всех немцев просил прощения во время возложения венков жертвам восстания в варшавском гетто, на мой взгляд, выглядело театрально и безвкусно. И тогда восторг в буквальном смысле мирового масштаба от этого поступка сами немцы восприняли скептически.

Карьера Вилли Брандта оборвалась на пике. Будучи уже канцлером Германии, он был вынужден уйти в отставку. Официальной причиной стало то, что его ближайший сотрудник и его жена в апреле 1974 года были раскрыты как агенты восточногерманской службы безопасности «Штази».

Через две недели после этого Вилли Брандт объявил: «Я несу полную политическую ответственность за этот скандал и ухожу в отставку». Отставка была принята, и Брандта сменил на посту канцлера Гельмут Шмидт.

В 2003 году на телеканале ARD по сценарию, написанному с использованием реальных событий из биографии Вилли Брандта, был показан художественный фильм «Im  Schatten der Macht» («В тени власти»). В ролях Вилли Брандта и остальных персонажей были заняты известные артисты.

В 1974 году ведомство ФРГ по криминальным делам раскрыло некоторые данные из секретного досье Вилли Брандта, в том числе список женщин, с которыми канцлер состоял в интимных отношениях. Ключевой фигурой в этой интриге оказался его личный референт Гюнтер Гийом.

Эти подробности личной жизни канцлера диссонировали с общеизвестным образом Вилли Брандта, хотя слухи о его связях со знаменитыми женщинами, например, с актрисой Роми Шнайдер, конечно, ходили и раньше. Это даже придавало образу канцлера некоторую пикантность. Но открывшиеся подробности этих связей носили уже совсем другой характер.

Личный референт Брандта Гийом, кроме своих служебных обязанностей, занимался «поставками» женщин, как это называлось в окружении канцлера. Женщины сопровождали его в спальных вагонах и отелях во время официальных поездок.

Члены команды сопровождения канцлера в поездках (так называемая Группа безопасности Бонн) обнаружили, что эти «поставки» часто происходили буквально на глазах у Штази.

В процессе расследования по делу Гийома выяснилось, что референт на самом деле топ-шпион, офицер по особым поручениям NVA (национальной народной армии) ГДР. Кстати, в момент ареста он заявил, что является офицером и сотрудником министерства госбезопасности, и попросил уважать его офицерскую честь.

Гийом, получивший прозвище Kanzlerspion, был перебежчиком из ГДР, попросившим в ФРГ убежища. Он находился на службе в непосредственной близости от Вилли Брандта в течение 18 лет и сделал блестящую карьеру, став его ближайшим доверенным лицом. 

Сотрудники Федерального уголовного ведомства заподозрили, что Гийом переправлял в Восточный Берлин аудиозаписи свиданий Брандта с женщинами, где были особенно важны разговоры, которые они вели.

К этому времени Брандт уже в течение года был информирован о том, что его референт Гийом находится в разработке Федерального уголовного ведомства по подозрению в шпионаже в пользу ГДР. Гийом и его жена переправляли Штази документы государственной важности, в основном связанные с США и НАТО.

А в последние два месяца подозрения были почти доказаны и стоял вопрос о его аресте. Но, несмотря на это, канцлер продолжал пользоваться «поставками». 

Таким образом, Вилли Брандт «попал в лапы проституток Штази», которых посылал к нему его референт. В их распоряжении было оборудование для скрытой съемки и звукозаписи.

Это хрестоматийный метод шпионажа. В такую ловушку попадал не один политик в разные времена. Но, чтобы фактический глава государства так себя подставил, было непростительно и для него лично, и для всей западногерманской системы безопасности.

Когда стало ясно, что Вилли Брандт многие годы находился под наблюдением шпиона Штази, что, несомненно, принесло ущерб государству, несколько ведущих политиков ФРГ, в том числе и Геншер, на закрытом совещании решили как-то донести до Брандта, если он этого сам не понимает, что нельзя допускать к руководству страной человека, на которого у Штази есть материал для шантажа.

Подробности этого закрытого совещания неизвестны, но вскоре после него Брандт подал в отставку и на смену ему пришел Гельмут Шмидт.

Для немцев отставка Брандта и сопровождавший ее скандал стали шоком. К тому времени он уже стал очень популярен, особенно благодаря политике сближения Востока с Западом.

Гийома и его жену приговорили к большим срокам тюремного заключения. Во время процесса Гюнтер Гийом отказался давать показания в знак протеста против запрета встретиться с тяжело переживавшим этот скандал Брандтом. В начале восьмидесятых годов супругов Гийом обменяли на агентов Западной Германии.

В 2013 году вышла книга историка Эккарда Михельса «Guillaume, der Spion» («Гийом, шпион») о самом известном в истории ФРГ шпионе Штази.

По мнению автора, ущерб Федеративной Республике в результате разведывательной деятельности ГДР был причинен не такой уж и значительный. Это, мол, все мифы.

Историк пишет о большом количестве засланных в Западную Германию сотрудников Штази, которых Михельс сравнивает с куском мороженого, растаявшего на солнце. Мол, жизнь на Западе была намного привлекательней, чем на Востоке, и агенты Штази, пораженные этим «западным раем», забывали, зачем они вообще там находятся.

Автор книги пишет и о BND (Федеральная служба информации), разведке Западной Германии, которая на протяжении многих лет тоже засылала своих агентов в ГДР.

Но информация BND до сих пор закрыта. А вот страны ГДР больше нет, а значит, нет и секретов. Поэтому тайны Штази стали достоянием общественности. На самом деле, это не так, хотя архивы Штази оглашались очень громко.

На мой взгляд, все это, конечно, хорошая мина при плохой игре. В ФРГ всегда существовало справедливое мнение экспертов о высоком уровне разведывательной работы Штази, они оценивали ее как весьма эффективную. Но современные авторы пытаются переписать историю и сформировать другое мнение о методах и результатах деятельности министерства госбезопасности ГДР.

В 2014 году очередное журналистское расследование газеты Die Zeit показало, что «скандал Гийома» до конца не расследован, но ясно, что он нанес ущерб Федеративной Республике намного больший, чем считалось до сих пор.

То, что этот случай вообще имел место, объективно результат халатности и недостаточного профессионализма властной верхушки и спецслужб ФРГ. Подводя черту, можно сказать, что проект «Канцлер-шпион Гийом» был выдающимся успехом спецслужб ГДР и поражением их западногерманских коллег.

А вот репутация самого Вилли Брандта оказалась подпорченной. История с женщинами, которая принесла ущерб ФРГ, если отвлечься от харизматичной натуры политика, говорит и о его невысоком интеллектуальном уровне. Это подтверждает и театральность, характерная для его поведения.

Но куда большим пятном на репутации, чем все истории с женщинами и утечками государственных тайн, является его ранняя деятельность, оплаченная американскими спонсорами. Ее последствия сказываются до сих пор и будут давать о себе знать еще долго, пока Германия наконец не начнет действовать в собственных национальных интересах.

Брандт продолжал политическую деятельность в качестве депутата Бундестага до самой смерти в 1992 году. А легенда о его личности и значении ее в истории Европы поддерживается по сей день. И, как мне кажется, поддерживается не без помощи США, которые такими методами продвигали и продолжают в настоящее время поддерживать «демократические ценности» в Германии, а также в других странах мира.  

..............