В последнее время в белорусских СМИ все чаще мелькает имя Глена Ховарда, президента расположенного в США Джеймстаунского фонда. 17 августа по первому каналу белорусского телевидения было показано интервью с Ховардом из Вашингтона, а до этого он несколько раз посещал Белоруссию.
Власти Белоруссии готовы вступать в сомнительные контакты с кем угодно, не задумываясь о последствиях
Во время своих визитов Ховард был принят на самом высоком уровне и удостоился встреч с министром иностранных дел Владимиром Макеем, которого ряд политологов называют второй по значимости после Александра Лукашенко фигурой в политической системе.
Для главы организации, которую в белорусских СМИ представляют как частный некоммерческий фонд, столь высокий прием может показаться неуместным. Однако в действительности ничего неожиданного здесь нет, поскольку Джеймстаунский фонд еще с 80-х годов прошлого века известен как занимающаяся внешней политикой организация, в которой ключевую роль играют бывшие руководители ЦРУ и высокопоставленные чиновники, влиятельные политики и отставные генералы Пентагона.
Изначально фонд был создан для трудоустройства сбежавших на Запад высокопоставленных сотрудников разведки социалистических стран. Сегодня из приюта для предателей и перебежчиков фонд превратился в крупный исследовательский центр, занимающийся геополитикой и собирающий информацию в 50 странах планеты.
Нынешний президент фонда Глен Ховард, которому белорусские власти оказывают столь радушный прием, отнюдь не является новичком в политике. Он работал военным аналитиком в Международной корпорации по внедрению научных достижений (SAIC), занимающейся поставкой высоких и информационных технологий для военных ведомств США, консультантом министерства обороны США, Совета национальной разведки США и крупных нефтяных компаний в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.
В начале 2000-х Ховард возглавлял так называемый Американский комитет за мир в Чечне и вместе со своим заместителем Збгневом Бжезинским развивал антироссийскую деятельность на Кавказе. Комитет был создан в 1999 году с основной задачей формирования на международном уровне негативного образа России в Чеченской войне.
Подобно Джеймстаунскому фонду, эта организация состояла из бывших политиков, военных и разведчиков, среди которых основное ядро составляли неоконсервативные «ястребы», известные своими милитаристскими убеждениями и планами установления планетарного лидерства США. Среди них такие одиозные идеологи неоконсерватизма, как Ричард Перл, Уильям Кристол и Джеймс Вулси.
- Лукашенко посоветовал желающим заработать белорусам «немного шевелиться»
- Белоруссия придумала альтернативу российскому газу
- Лукашенко подает США сигналы о готовности к примирению
- Лукашенко предложил США нормализовать отношения
В составе комитета были и фигуры с откровенно подозрительной и «подмоченной» репутацией – например, Эллиот Абрамс, бывший заместитель советника президента США по национальной безопасности, который в начале 80-х участвовал в незаконных поставках оружия никарагуанским контрас.
Полученный в качестве президента Американского комитета за мир в Чечне опыт позволил Глену Ховарду не только возглавить Джеймстаунский фонд, но и продолжить деятельность на Кавказе. О характере этой деятельности красноречиво свидетельствуют факты.
В связи с организованным фондом в 2006 году семинаром «Кавказский фронт Садуллаева: перспективы нового Нальчика» американскому послу в России Уильяму Бернсу в МИД России была вручена нота протеста, а в 2007 году проведенный фондом семинар под названием «Будущее Ингушетии», в котором принимали участие бывшие боевики, был охарактеризован российским МИДом как антироссийская акция.
То, что деятельность фонда носит откровенно антироссийский характер, вновь подтвердилось в 2010 году, когда Джеймстаунский фонд обратился в Международный олимпийский комитет с просьбой не проводить Олимпиаду в Сочи и принял участие в пропагандистской кампании, направленной на срыв мероприятия. Формальным предлогом обращения послужило то, что Олимпиада не может проводиться на месте кровавых событий Кавказской войны XIX века, в которой народы вели якобы национально-освободительную борьбу против Российской Империи.
В целом северокавказская проблематика занимает важное место в деятельности фонда и небезосновательно рассматривается как болевая точка РФ. Наряду с этим эксперты фонда активно изучают процессы в приграничных с Россией государствах, изыскивая возможности создания новых рычагов давления на Москву, дабы российское руководство не смогло развязать себе руки для вмешательства в процессы в зонах национальных интересов США, а таковой зоной считается весь мир.
Едва ли можно считать совпадением тот факт, что Ховард появился в Белоруссии в тот момент, когда власти начали проводить последовательную политику «белорусизации
Американские эксперты не скрывают, что Кавказ является зоной жизненно важных интересов официального Вашингтона – об этом еще в 90-е писали статьи и книги такие эксперты, как Ариэль Коэн.
Сегодня Джеймстаунский фонд продолжает деятельность ушедшего на время в тень «Американского комитета за мир в Чечне», издавая «Еженедельник Северного Кавказа», среди авторов которого есть имена членов совета комитета. Кроме того, Джеймстаунский фонд активно занимается сбором информации и в других евразийских регионах, поддерживая деятельность проамериканских групп и привлекая к своей работе представителей диаспор.
Фонд давно уже имеет репутацию организации, которая не только служит прикрытием для действий ЦРУ, но и имеет отношение к подготовке боевиков и террористов. Так, в частности, один из организаторов взрывов в Бостоне 15 апреля 2013 года Тамерлан Царнаев в мае 2012 года участвовал в семинаре Джеймстаунского фонда в Тбилиси.
Национальная и этническая тематика интересует Джеймстаунский фонд не только на Кавказе, но и в других регионах бывшего СССР. Раздувание национализма с XIX века было эффективным инструментом разрушения политического порядка, поэтому неудивительно, что и сегодня Джеймстаунский фонд не отказывается от проверенных подрывных методов.
Едва ли можно считать совпадением тот факт, что Глен Ховард, специалист по национальным вопросам, появился в Белоруссии именно в тот момент, когда власти постсоветской республики начали проводить последовательную политику «белорусизации», направленную на культивирование национализма, вытеснение русского языка, конструирование новой идентичности (о которой в мае 2015 года Владимир Макей рассказывал в интервью газете The Washington Post, а до этого – в ноябре 2013 года польскому изданию Dziennik Gazeta Prawna) и отрицание общего исторического прошлого Белоруссии и России (чем активно занимается Институт истории НАН Белоруссии, минобразования и другие госструктуры).
В своем интервью белорусскому телевидению Глен Ховард вновь повторил то, что он уже говорил во время своего визита в постсоветскую республику и неоднократно повторял в комментариях государственным СМИ Белоруссии, для которых сотрудники Джеймстаунского фонда внезапно стали главными экспертами.
Основная идея состоит в том, что Белоруссия, по мнению Ховарда, должна стать «славянской Швейцарией», соблюдающей нейтралитет по отношению к силам с Востока и Запада. Этот нейтралитет, однако, носит весьма специфический характер, так как должен привести к внешнеполитическому сближению с НАТО и США при одновременном отдалении от России.
Так как в ноябре прошлого года Глен Ховард уже заявлял на конференции в Минске с участием местных и зарубежных экспертов, что Белоруссия может стать верным союзником НАТО, то подобную идею нельзя расценивать просто как проявление формальной вежливости иностранного гостя.
Интерес Ховарда к Белоруссии имеет еще один важный аспект. В последние два года власти постсоветской республики предпринимали шаги для восстановления отношений с США, которые с 2004 года были предельно прохладными. В 2008 году США и Белоруссия даже отозвали своих послов, а штат американского посольства в Минске был сокращен до пяти человек под руководством временного поверенного.
Помимо формальных дипломатических контактов, именно появление в постсоветской республике Глена Ховарда, неофициального посланника влиятельных кругов американской политической элиты, стало знаком потепления отношений между Минском и Вашингтоном.
Это объясняет и то, что скромный глава частной организации был принят главой МИД РБ, активно выступающим за сближение с Западом. За последние несколько месяцев в штате посольства США в Белоруссии появился не только экономический советник, но и военный атташе. О готовности к улучшению отношений с США в апреле этого года заявил Владимир Макей, а в июле о желании нормализовать отношения с США на взаимовыгодных условиях публично заговорил уже Александр Лукашенко.
Вместе с Ховардом в Белоруссию на протяжении года приезжали другие сотрудники Джеймстаунского фонда и эксперты с антироссийской репутацией. Среди них – автор книги о Лукашенко, обосновавшийся в США Григорий Иоффе, который регулярно публикует аналитические материалы о Белоруссии в изданиях Джеймстаунского фонда, а также соратник Михаила Саакашвили, бывший вице-премьер Грузии Темури Якобашвили.
Ховард и его эксперты заседали на конференциях с участием приближенных к властям белорусских политологов, скептически настроенных к идее продолжения объединения Белоруссии и России в формате Союзного государства. Этот факт тоже имеет значение, так как в Белоруссии постепенно формируется слой экспертов, имеющих опыт работы в государственных структурах, с прозападными и даже открыто антироссийскими взглядами.
Так, например, с недавнего времени в Минске действует некий Центр стратегических и внешнеполитических исследований, созданный по образцу американского аналитического центра (think tank), где тон предсказуемо задают бывшие работники соответствующих госструктур, выпускники факультета международных отношений Белгосуниверситета и Академии управления при президенте.
Очевидно, что «независимые» эксперты по внешней политике могут работать в Белоруссии лишь с санкции властей. Аналогично с социологическими исследованиями по политической тематике – это госмонополия, на что власти недавно обратили внимание российских друзей и партнеров через инспирированный скандал вокруг вильнюсского НИСЭПИ.
Похожая на детский лепет «геополитическая аналитика» миниатюрного клона американских неоконсервативных аналитических центров примечательна лишь своим откровенно антироссийским характером, свидетельствующим о формировании новых идеологических установок у белорусского истеблишмента.
Из доклада с претенциозным названием «Новая геостратегия России» можно узнать, что Россия готовит новую «многополярную холодную войну», «провоцируя нестабильность» в странах бывшего СССР и «нагнетая напряженность» на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Все это ведет к «подрыву единства» Евро-Атлантики и угрожает «дезинтеграцией» ЕС и НАТО. Тональность, в которой преподносятся подобные провокационные фантазии, напоминает не только идеи Бжезинского, но и издания Джеймстаунского фонда, воспринимающего геополитику сквозь призму неоконсервативной интерпретации интересов США.
Но если проамериканская позиция Джеймстаунского фонда вполне понятна, то геополитические воззрения молодых белорусских политологов в духе американских неоконсерваторов выглядят на первый взгляд весьма странно, особенно если учесть покровительство, оказываемое Центру стратегических и внешнеполитических исследований со стороны МИД Белоруссии.
Впрочем, происходящее не столь неожиданно, как может показаться на первый взгляд, поскольку политическое руководство постсоветской республики не первый год активно проводит «многовекторную» внешнюю политику, в которой все больше прорисовывается западный вектор, а восточный воспринимается как досадное следствие неудачного географического соседства с Россией.
Формируется ощущение, что ослепленные неодолимым желанием поскорее получить покровительство США и совершить разворот на Запад власти Белоруссии готовы вступать в сомнительные контакты с кем угодно, не задумываясь о последствиях. Судя по опыту экспертов Джеймстаунского фонда, им вполне по плечу не только геополитическая аналитика, но и самые различные задачи – от поставок оружия боевикам до разжигания этнической и религиозной розни. Однако пока официальный Минск видит в экспертах фонда лишь удобных посредников для восстановления отношений с США.
Поэтому появление Глена Ховарда в Белоруссии является не случайным, особенно учитывая, что его визит в ноябре прошлого года состоялся после шумной пропагандистской кампании (с активным участием вышеупомянутых молодых политологов) и публичного отказа властей Белоруссии от размещения на своей территории российской авиабазы.
Выступая в белорусских СМИ, Глен Ховард не скупился на хвалебные эпитеты в адрес Белоруссии и ее руководства. Однако обращает на себя внимание тот факт, что в его рассуждениях преобладают профессиональные обороты из языка геополитики, подчеркивающие реальный смысл интереса представителя американских неоконсерваторов к Белоруссии.В интервью белорусскому государственному телевидению, вышедшему в эфир 17 августа, он отметил, что стратегическое значение Белоруссии растет, так как она находится на пути между Берлином и Москвой, припомнив при этом Наполеона.
Подобное «стратегическое значение» вряд ли порадует жителей Белоруссии, так как оно не сулит ничего, кроме роли разменной пешки на «великой шахматной доске» американской геополитики. Кроме Наполеона уместно было вспомнить и Гитлера, для которого страны на пути между Берлином и Москвой тоже имели «стратегическое значение» с известными последствиями.
К двусмысленным аналогиям Глен Ховард прибегает не в первый раз. В ноябре прошлого года он заявил в интервью газете «Советская Белоруссия», печатному органу администрации президента РБ: «Оглядываясь назад в историю, я вижу, что президент Лукашенко вполне может стать новым Тито – развивать тесные и взаимовыгодные отношения с Западом при одновременном сохранении и укреплении суверенитета своей страны».
Если продолжить рассуждения Ховарда, то стоит вспомнить не только Тито, но и возглавлявшуюся им Югославию, о судьбе которой вряд ли мечтают жители Белоруссии.