Комментируя события в Актобе, сразу несколько моих друзей написали, что сейчас нас с казахами будут стравливать. Благо поводы имеются, главный из которых – по-разному трактуемая «историческая несправедливость».
Это все к Назарбаеву вопросы, конечно – кого он там вскормил за 25 лет
Почти сразу я наткнулся на эпический спор с казахстанскими националистами, набежавшими к известному набросу про «переименование Актюбинска». Проштудировав их аргументацию, я вынес для себя несколько наблюдений.
Мне кажется, это полезно знать для общего развития.
Первое, что бросается в глаза, – зоологическая русофобия казахстанских националистов не имеет никаких отличий от русофобии украинских западенцев. В историческом аспекте, например, она точно так же завязана на комплекс жертвы «колониальной политики русских».
Поскольку комплекс этот конструировался не для расчесывания ран, а для реванша, он доверху набит шизофренической раздвоенностью.
Из серии: «генетические рабы, алкоголики и дегенераты из России, у которых нет ни своей истории, ни языка, столетиями попирали своей проклятой колониальной пятой нас, маленьких мужественных героев-чингизидов, основателей древних городов и вольных конников, собиравших дань с маскейских рабов и алкоголиков». Удивительно!
Заметим, к слову, что, в отличие от наших непримиримых красно-белых спорщиков, казахстанские националисты, как и западенцы, русских по эпохам не разделяют. Как при царизме русские их «пушками от рек отгоняли», так и при Советах «гептилом с Байконура травили».
Одна методичка, один учебник истории.
Примеры исторического и этимологического мифотворчества практически идентичны западенским, но оттого не менее примечательны: «Мы наследники Золотой Орды», «вся казахская земля в раскопках испещрена системами водопровода и канализации», «запретное слово это кекиль по-казахски» (вот сейчас кому-то обидно стало), «русские еще не оправились от 300-летней зависимости от Казахской орды», «флаг над Рейхстагом водрузил казах Рахимжан Кошкарбаев», «колесо изобрели тюрки», «казахи самостоятельно управились с китайцами, от России никакой помощи не было», «Кремль по кирпичику из Казани в Москву вывез Иван Грозный. Он же разрушил казахстанские города».
Все плюсы, полученные от русских, вроде строительства городов, распашки целины или создания академии наук, отвергаются националистами в стиле «да это сказки» или «мы вас об этом не просили». Зато все минусы, реальные или воображаемые, от «голодомора» до «полигона, где взорвали три тысячи ядерных бомб, почему все это «великолепие» не построили в Подмосковье?», раздуваются до небес.
Вообще-то, это все к Назарбаеву вопросы, конечно – кого он там вскормил за 25 лет. Своего Ельцина у него не было, и на «лихие 90-е» пенять не с руки…
Что касается «актуальной русофобии», то и здесь все как по кальке. С рисунками Ватника с фингалами, с «Россией – мировым изгоем» и «Таежным союзом», со «стекломоем» и «блинами с лопаты», с сарказмом про «вставание с колен» и «айфонами американскими пользуются», с «Обамой, справляющим нужду в русских подъездах» и демотиваторами на тему русских пьяниц и бомжей.
Такой плагиат с киевских изданий меня как исследователя даже огорчает немного, но что уж тут поделаешь.
А вот отвержение темы гонений на русских в 90-е уже не столь солидарное. Тут с мифологемой недокрутили, видимо. Полное отрицание смешивается в ней с переводом стрелок. На кого? Да на самих русских, конечно же: «Ваши друзья, которые уехали не по своей воле, стали жертвами алкоголизма»; «Если кто-то квартиру на фотоаппарат менял – при чем здесь казахи?» и т. д.
Видимо, именно этим объясняется какой-то липкий, сочащийся страх перед воображаемым приходом Русского мира. Видно, что с людьми хорошенько поработали – так, что пробрало и некоторых казахстанских русских, прибежавших извиняться перед националистами за Россию: «Вы, братья-казахи, по одному московскому обо всех не судите – вы ж нас, русских казахов, лучше всех знаете – злые мы или нет».Как и следовало ожидать, логическая схема тут выстроена в точности так же, как и на Украине образца лета-2014. Что-то вроде: мы, русские и казахи Независимого Казахстана, все как один встанем против вашей братской любви и милосердия, дорогие россияне, против вас, фашисты проклятые!
Вот, например, характерная «двоечка» от условной русской: «Если полезете к нам, то встанем спина к спине и будем защищать свою Родину, Казахстан, и не важно, от кого, от россиян или китайцев» – и условного казаха: «Мы своих русских в обиду не дадим. Горой встанем! Умрем, если надо».
Особенно прекрасно это звучит на фоне периодических одергиваний брутальными националистами своих русских дев-подпевал там и тут.
Показательны и проговорки про долгожданный «майдан»: «Мы готовы. И к уходу Назарбаева, и к националистической революции. Резни не будет, наши русские будут с нами, и вы своим фашистским шовинизмом нам в этом поможете». Ну и, конечно, неистребимое бахвальство: «Единственное различие – вежливых человечков мы будем… догонять».
Замечательно тут то, что наполненные этой бравадой ребята никакой китайской опасности или тем более исламистской угрозы не воспринимают от слова «совсем». В итоге на русское недоуменное «Слушайте, давайте держаться вместе, нам вас еще от терроризма спасать!» следует кичливое «Ты сначала Россию спаси»…
Ах да, конечно: это лишь один спор, и это всего лишь премерзкие националисты – про весь великий казахстанский народ такого сказать никак нельзя. Только давайте учитывать, что стравливать нас будут с помощью таких вот активных «семейных уродов», оснащенных универсальной русофобией «с местным колоритом».
Источник: Блог Дениса Тукмакова