История с водительскими правами и дуршлагом на голове – она ведь о чем?
О правах меньшинств и злоупотреблении оными.
Существуют понятные нормы при фотографировании на официальные документы: человек должен выглядеть на фотографии так, чтобы его можно было идентифицировать. Он не должен быть измазан грязью, у него не должно быть искаженное лицо, он не должен быть замотан во что-либо или иметь головной убор.
Но однажды появляются представители какого-нибудь религиозного меньшинства и говорят: «мы не можем сниматься без головного убора, религия не позволяет снимать его при посторонних. Мы всегда в общественных местах ходим в головных уборах».
Что в этой ситуации делать государству? Принудительно заставлять снимать головной убор – чтобы были как все? Можно, конечно, но это в свою очередь приведет к ненужному религиозному конфликту.
Так что самое простое и правильное – сделать для меньшинства исключение. Хорошо, раз у вас такие религиозные обычаи и вы всегда так ходите – снимайтесь в головном уборе, но лицо должно быть открыто – смысл документа в идентификации человека.
Все довольны – меньшинство соблюдает свои традиции, чиновники могут идентифицировать изображенного на документе человека. Недовольны только отдельные то ли идиоты, то ли ненавистники меньшинства. Они прибегают к троллингу: «мы тоже религиозное меньшинство, верим в макаронного монстра. Фотографируйте нас на документы в дуршлаге».
Государство сталкивается с попыткой злоупотребления правами меньшинства. Понятно, что ни в какого макаронного монстра на самом деле эти граждане не верят, но доказать это невозможно: вера – вещь интимная. При этом для реальных меньшинств подобный троллинг может быть оскорбительным.
Что делать?
Вариант первый – предоставлять право на исключение из общих правил только официально признанным религиозным меньшинствам, а остальных слать куда подальше. Вариант рабочий, но так можно обидеть реальное религиозное меньшинство, по каким-то причинам не признанное.Кроме того, нужно создавать целую систему с целевым финансированием, которая будет регистрировать меньшинства и разбираться, какое из них подлинное, а какое нет. Нагрузка на бюджет и многие другие проблемы.
Вариант второй – поскольку троллинг понятен, просто отправлять его исполнителей куда подальше. Но это будет беззаконие и произвол, ибо системы определения лжеменьшинств не создано.
Вариант третий – предоставлять исключения из общих правил всем, кто просит. Тоже нехорошо: склонных к троллингу идиотов много, все закончится дурдомом.
И, наконец, вариант четвертый: давать исключения из общих правил всем, кто заявляет о принадлежности к религиозному меньшинству, но потом следить за тем, чтобы получившие право на фотографию в головном уборе граждане действительно в нем ходили – в соответствии со сделанными ими заявлениями. Ни одно реальное религиозное меньшинство от этого не пострадает, а идиоты будут выглядеть как идиоты.
Профит.
Источник: Блог Александра Дюкова