Один блогер задался вопросом, почему в США есть много песен с призывом всех-всех любить любовной любовью, а в России – так сразу и не вспомнишь. Он делает вывод, что, дескать, русская культура агрессивна и злобна, у нас, мол, все «Батяня комбат» и «Вихри враждебные»... Неужели это так? Есть чем озадачиться.
Фильмы – это отражение массового сознания, его открытых и скрытых желаний
Песни у всех разные, статистику тут не навести, да она и не показатель, поскольку музыку создают и поют «под настроение», а оно переменчиво. И, кстати, наибольшее количество песен с призывами к любви, доброте и всеобщему миру делалось в СССР, «империи зла».
К тому же сейчас в РФ действует какой-то негласный запрет на создание новых песен – везде исполняется старье, да инструментальные композиции, да рэперство (об этом я уже писал).
Здесь замешаны и интересы шоу-бизнеса, и геополитика, и субъективные пристрастия отдельных «звездных» исполнителей. Значит, песни не показатель. Явственная культурная разница между Западом и нами все же есть, и об этом все знают.
Она ярко проявляется в кинематографе. Американская культура предстает в образе триллеров, бесконечных убийств и мучительств с показыванием всей изнанки и физиологии.
Я помню шок, который испытал, когда в эпоху перестройки через видеосалоны к нам ворвалось массово западное кино. Первый фильм, который я так бесцензурно посмотрел, начинался кадрами о вылавливании частей расчлененного трупа из вод Гудзона.
Сюжет врезался в память: про маньяка-гомосексуалиста, которого развратил его отец и который потом мстил всем своим «любимым», тщательно расчленяя их. Такого типа был почти весь западный киноширпотреб! От фильма про живых мертвецов, пожирающих живых людей, меня однажды даже стошнило...
Согласитесь, кино – прямой тестовый показатель культуры, с этим трудно спорить. Фильмы – это отражение массового сознания, его открытых и скрытых желаний.Картины делаются для зрителя, их смотрят, за них вручают престижные премии. Недавно с женой взялись смотреть оскароносный фильм «Старикам тут не место», думали, что-то доброе, а на поверку жуть оказалась.
Про киллера-маньяка, который всех поубивал и в итоге спокойно скрылся, как непобедимый герой. Такой вот американский хэппи-энд. Да и весь этот фильм снят с какой-то звериной серьезностью. Тарантиновские криминальные чтива хоть веселые и с юморком.
Я думаю, что жутко-кровавый американский кинематограф – это и есть истинная подсознательная суть западного менталитета. Причем внешняя видимо-слышимая часть – это молитвы, религиозные гимны, христианские призывы типа «Христос любит тебя!», а внутренний мир – ад кромешный с подавленной агрессией и сексуальными перверсиями.
Ханжество, одним словом. Ханжество, ставшее массовой культурой.