Признаться честно, президент немного спутал мне планы на этот текст. Мой личный прогноз на содержание его выступления был весьма далек от тех, что озвучивались нашей патриотической общественностью, явно мечтавшей увидеть то ли реинкарнацию Хрущева с ботинком, то ли объявление войны всему Западу в прямом эфире.
В отличие от них, я ожидал как раз услышать иное – максимально обтекаемые формулировки за мир во всем мире, за международное сотрудничество, борьбу с международным терроризмом и так далее. Минимум обвинений, негатива, агрессивных ноток.
Максимум того, что мы называем «за все хорошее, против всего плохого».
Скажу за себя – лично я такой антиамериканской речи давно не слышал. Не просто антиамериканской, а решительно антиамериканской. Понятно, что на фоне Мюнхена, иных эпохальных выступлений и заявлений Владимира Путина нас уже трудно чем-то удивить и сразить наповал. Но если мы не толпа, жаждущая зрелищ и дешевых эффектов, то трудно не заметить то, что было видно вчера невооруженным глазом.
Вчера Россия полуофициально заявила миру о рождении нового геополитического полюса на нашей с вами планете.
Противоречит ли это нашей внешней политике, направленной (если верить всем официальным заявлениям) на создание системы коллективной безопасности и возрождение авторитета ООН? Нисколько. Даже более того – по-видимому, только в состоянии такого равновесия (когда один полюс уравновешивается другим) и возможно построение системы коллективной международной безопасности.
«Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом», – говорил Аль Капоне. Вот что-то похожее и здесь: призывом к международному сотрудничеству и собственным геополитическим блоком можно добиться гораздо большего, чем просто призывом к международному сотрудничеству.
Заметьте – долгие-долгие годы Владимир Путин и Россия обходились исключительно добрыми словами (т. е. голыми призывами к разуму наших дорогих «партнеров»). Результат? Практически нулевой.
Но если гора не идет к Магомету, значит, Магомет идет к горе. Сила, желательно военная – лучший союзник дипломатии, надежный залог успешности любых переговоров. И на этот раз, в отличие от того же Мюнхена, Путин приехал не просто со словами.
За своей спиной он имел уже фактически оформленную пророссийскую коалицию на Ближнем Востоке (с участием Ирана, Ирака и Сирии), серьезнейшее усиление военных позиций этой коалиции буквально за последний месяц (фотографии с американских спутников военного аэродрома в Латакии облетели весь мир).
И Китай. Достаточно было послушать президента Китая Си Цзиньпина и его восточные мудрости про камень и ботинок, чтобы понять, на чьей стороне в этом противостоянии фактически уже первая экономика планеты.
Так какое же решение предлагает Россия для выхода из сложившегося тупика? Самое очевидное – вернуться к тому, что было создано 70 лет назад и показало себя за время своего функционирования вполне сносным инструментом для разрешения глобальных конфликтов.
Только если в 1945 году поводом для международной кооперации послужил нацизм и развязанная им Вторая мировая война, то в 2015-м таким побудительным посылом должен стать терроризм, олицетворяемый сегодня одиозным «Исламским государством*».
Внешнеполитическая цель России озвучена президентом прямо и недвусмысленно: «Создать по-настоящему широкую международную антитеррористическую коалицию. Как и антигитлеровская коалиция, она могла бы сплотить в своих рядах самые разные силы, готовые решительно противостоять тем, кто, как и нацисты, сеет зло и человеконенавистничество».
Есть более эффективный путь разрешения нынешнего глобального кризиса? Кроме международной кооперации – нет. И Россия предлагает реальную почву для такой кооперации.
Я не буду подробно останавливаться на всех шпильках, вставленных президентом нашим «партнерам» по ходу выступления. Фактически вину на текущий кризис он прямо и справедливо возложил на США и их союзников, обвинив в разрушении системы коллективной безопасности, построенной на основе ООН.
Но если б меня попросили выбрать главную фразу, я бы без долгих раздумий остановился на этих словах: «Так и хочется спросить тех, кто создал такую ситуацию: «Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?»И тут у меня возникает только один вопрос: вы знаете хотя бы еще одного человека на планете Земля, кто может себе позволить подняться на главную международную трибуну и публично, на аудиторию в несколько миллиардов человек, заявить что-то подобное в лицо ведущим мировым державам? Да не просто заявить, но и не стать объектом насмешек со стороны «респектабельных» политиков. Знаете? Я – нет.
Перед этим выступлением я долго думал – каким образом Путин на него «опоздает» (по своей старинной традиции, заведенной еще Александром III, так любившим рыбалку)?
А он на него и не опаздывал. Просто он приземлился в Нью-Йорке приблизительно в тот момент, когда за трибуной Генассамблеи выступал господин Обама. А в зал заседаний наш президент вошел, чтобы послушать речь главы Китая.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ