Больше всего удручают в хоре борцов с историей голоса православных

@ из личного архива

11 июня 2015, 08:03 Мнение

Больше всего удручают в хоре борцов с историей голоса православных

Я не понимаю, как можно сегодня – спустя сто лет! – продолжать обвинять во всех перипетиях российской истории ХХ века одних и снимать ответственность с других. Всегда виноваты белые, либо обязательно негодяи красные.

Роман Плюта Роман Плюта

председатель организации «Православный Союз»

На фоне прошедших празднований 70-летия Победы с новой силой вспыхнули споры о роли советского этапа в истории современной России. Особенно обострились они после недавнего выступления министра культуры Владимира Мединского на круглом столе «Сто лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации», на котором он призвал «признать преемственность исторического развития от Российской империи через СССР к современной России».

Духовная жизнь церкви накануне революционных событий представляла удручающее зрелище

В ответ на это предложение мгновенно поднялся хор возмущенных голосов. «Мединский вконец осатанел, воспевает революцию 1917 года как великую скрепу РФ. Его нужно срочно снимать», – возмутился православный активист Дмитрий Энтео.

И ладно бы, когда такие эти заявления делают ультралибералы и ультранационалисты: ненависть к своей стране, непонимание собственного народа – это их суть. Но вот когда так начинают рассуждать, казалось бы, здравые люди...

Больше всего удручают в хоре борцов с историей голоса православных. Не с верующих людей должно начинаться великое примирение? Не православные ли должны понимать всю духовную глубину происходивших событий? И в первую очередь – на примере истории самой Русской православной церкви...

Духовная жизнь церкви накануне революционных событий представляла удручающее зрелище. Более половины выпускников духовных семинарий России по их окончании священниками становиться не хотели, оставляя служение.

Например, с 1900 по 1910 годы духовные академии окончили более 1600 человек, но в 1911 году по всей России в церквях служили менее 700 священников с образованием, причем из этих 700 половина прошла академический курс еще в ХIХ веке...

В семинариях очень часто вспыхивали волнения и беспорядки, доходившие до покушений на ректоров, инспекторов и преподавателей. Так, в революционные 1905–1907 годы забастовки и беспорядки произошли в 18 семинариях. Как отмечал один из авторов, семинарии в России давно готовили не священников, а революционеров: из их учащихся революционные партии черпали свои лучшие кадры – людей, готовых беззаветно служить высоким идеям.

Духовное училище и четыре года Тифлисской духовной семинарии окончил, кстати, и Иосиф Сталин. Той самой, выпускник которой убил ректора, а вспыхнувший семинарский бунт привел к тому, что семинария была временно расформирована.

Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в своем «Отзыве» дает мрачнейшую характеристику системе духовного образования тогдашней России. Он приводит слова одного из главнейших архиереев церкви: «Должно всю ее разогнать, разломать, вырыть фундамент семинарских и академических зданий и взамен прежних на новом месте выстроить новые и наполнить их новыми людьми». Владыка даже не представлял, насколько он будет вскоре услышан...

Сразу после отречения императора Николая II и образования Временного правительства, 6 марта 1917 года, состоялось торжественное заседание Священного Синода Русской православной церкви.

Во всех церквях России устанавливалось за богослужениями не поминать более царя и семью, а молиться «о Богохранимой державе Российской и благоверном Временном правительстве ея». Что явилось в глазах верующих однозначным благословением свержения монархии и совершившейся революции.

Новый обер-прокурор тут же начал увольнения наиболее консервативных архиереев – за «поддержку старого режима»! По стране прокатилась волна убийств священнослужителей, грабежей храмов. Собор со скорбью констатировал: «Во множестве приходов крестьяне насильственно забрали себе церковную землю, запахивали причтовое поле, вырубали причтовый лес.

Той же участи подверглись и некоторые монастыри. В начале сентября в одном селе под Орлом был зверски убит уважаемый священник Григорий Рождественский со своим юношей-племянником на глазах жены; заграбив деньги, разбойники бежали, а собравшиеся прихожане, увидев плавающего в крови пастыря, принялись растаскивать оставшееся имущество на глазах осиротевшей матушки».

Я не понимаю, как можно сегодня – спустя сто лет! – продолжать обвинять во всех перипетиях российской истории ХХ века одних и полностью снимать ответственность с других. Когда всегда виноваты белые, либо обязательно негодяи красные. И где в подобных дефинициях сам народ, о котором в подобных случаях «пекутся»?

Ведь он в этот раз отнюдь не «безмолвствовал», а принимал самое деятельное участие во всех происходивших событиях и совершал вполне осознанный выбор. Где, наконец, Господь, места которому в выборе исторического пути для России не оставляют совсем?

Давайте наконец примиримся с собственной историей. Примиримся с Богом, его выбором и его выбором и в нашей собственной жизни, и в жизни нашей страны. А его твердую неотвратимую десницу мы видим постоянно – на всем протяжении русской истории, а не только в ХХ веке.

На Украине, где сегодня бушует война, одним из ключевых разломов противостояния, разрывающего страну на части, стало именно отношение к советскому прошлому. Непрекращающийся слом памятников Ленину с одной стороны и восстановление «Ленинского коммунистического союза молодежи» 8 июня 2015 года – с другой. Антисоветская риторика, переименование улиц и отрицание своего недавнего прошлого «там» – и красные звезды и советские символы, лозунги и флаги «тут».

Неужели нам сегодня все еще недостаточно трагедии братской Украины? Неужели мы до сих пор не понимаем, что история – прерогатива Высшего Судьи? И что его суд – это и есть высочайший «суд истории»?

К взаимному примирению, говоря о современных вызовах России, призвал российский народ накануне Дня славянской письменности и культуры 2015 года и нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Через солидарность, взаимную поддержку, снисхождение к своим оппонентам для построения широкого общественного согласия – это и есть наш ответ тем, кто бросает нам вызов», – сказал он.

Только солидарность и построение широкого общественного согласия – это не просто наш ответ оппонентам. Для сегодняшней России – это единственно возможное будущее.

..............