За считанные часы до начала Петербургского экономического форума стратегический 30-летний газовый контракт России с Китаем был подписан. Интрига, за которой несколько месяцев напряженно следили в Европе, в США, да и во всем мире, завершилась в пользу России.
Поскольку Китай хочет производить самые дешевые в мире товары – а это его главное конкурентное преимущество – ему и энергоресурсы нужны дешевые
К сожалению, вряд ли мы когда-то узнаем, было ли подписание соглашения в последние часы последнего дня визита президента Владимира Путина в КНР неожиданным успехом нашей команды переговорщиков или же это был заранее срежиссированный обеими сторонами спектакль, задуманный ради вящего театрального эффекта. Но эффект и впрямь стал ошеломляющим.
Еще позавчера, когда прошла информация, что по итогам первого дня визита газовое соглашение не подписано, руководство ЕС впало в эйфорию, зато акции Газпрома упали сразу на два процента.
Разумеется, несмотря на все прожекты со сланцевым газом, лихорадочное строительство в Бельгии, Польше, Литве установок по регазификации катарского сжиженного газа, отказываться от самого дешевого и надежного (в плане поставок) российского газа Европа не собиралась, несмотря ни на какие украинские кризисы.
Но отсутствие крупного альтернативного Евросоюзу покупателя позволило бы европейцам ежегодно добиваться все новых ценовых скидок, сорвать проект «Южного потока» и навязать наконец Газпрому кабальный для него «Третий энергопакет». Но – не сложилось.
О степени уныния, которое вчера наверняка охватило европейский истеблишмент (рядовых потребителей российского газа в Европе все устраивает), можно будет судить только сегодня.
Но акции Газпрома уже подскочили в цене. Возможно, какие-то подробности станут известны сегодня на Петербургском форуме, к которому, очевидно, и был приурочен визит Владимира Путина в Китай.
В том, что Китай рано или поздно начнет закупать российский газ, никто не сомневался. Важно было, когда и по какой цене. Предыдущие 10 лет переговоры с великим восточным соседом шли вяло – потому что энергетические нужды Китая, как считалось, были на ближайшие годы закрыты контрактами с Туркменией, Мьянмой, но в первую очередь с Катаром.
Однако китайские потребности в газе стали расти быстрее, чем предполагали китайские же аналитики. Разумеется, это было на руку Катару, к тому же, когда катарские суда-газовозы проходили самый опасный в мире Малаккский пролив, соединяющий Индийский и Тихий океаны, у китайских военных прибавлялось на головах седых волос.
А сейчас еще и резко осложнились отношения с Вьетнамом, который имеет сильный морской флот. Интерес к российскому газу рос, но наших соседей не устраивала цена. Поскольку Китай хочет производить самые дешевые в мире товары – а это его главное конкурентное преимущество – ему и энергоресурсы нужны дешевые.
А вот России продавать трубопроводный газ дешевле, чем в Европу (около 390 долларов за тысячу кубометров) или сжиженный в Японию – с месторождений Сахалина-2 – смысла не было.
Правда, в последние месяцы против наших цен стала работать ситуация с Украиной, точнее с ее европейскими покровителями. Но подписать контракт на невыгодных условиях было бы в политическом и имиджевом смысле еще хуже, чем вовсе его не подписывать.
Официально цена газа в подписанном вчера контракте не разглашается, названа только общая сумма сделки – 400 миллиардов долларов на предстоящие 30 лет. Однако простые арифметические подсчеты (стоимость контракта делим на годы и на объемы поставок) и оценки энергетических экспертов говорят о цене, которая изначально, несколько лет назад, заявлялась как оптимальная для России: 350 долларов за тысячу кубов.
Плюс обмен различными преференциями. Россия, к примеру, приглашает Китай к строительству моста через Керченский пролив.Китай в ответ, кроме трубопроводного газа, покупает российский сжиженный, электроэнергию, софинансирует разработку магистрального пассажирского самолета и подписывает еще целый пакет соглашений, о которых много говорилось в последние дни.
По большому счету интересы Европы этот контракт никак не ущемляет. Газ в Китай будет идти совсем с других, не имеющих отношения к европейскому экспорту месторождений. Цены также прописаны в долгосрочных контрактах, которые Газпром не собирается пересматривать.
Единственное, чего лишается Европа, – это возможности газового шантажа. В последние месяцы в Брюсселе и Вашингтоне открыто говорили, что Россия обязана не только признать свое политическое поражение на Украине, но еще и оплатить его – бесплатно поставляя газ Киеву, потому что у нее нет другого выхода, она на финансовом крючке у покупателей газа. Вчера Европе с этой иллюзией пришлось проститься.
Источник: «Невское время»