Тупик

@ facebook.com/cevelik

17 февраля 2014, 13:31 Мнение

Тупик

Как можно добиться, чтобы учителя учили лучше? Любой рациональный эксперт подскажет: освободить школу от бюрократического давления, отнимающего много времени у учителей. Но эта разумность касается только малой доли учительства.

Сергей Шмидт Сергей Шмидт

историк (Иркутск)

У бюрократических кандалов есть одна невероятно стремная, «развращающая» сторона, о которой не очень принято говорить – уж больно она неудобна для общей логики осуждения абсурда бюрократического насилия.

Покажу на примере. Цитировал недавно настоящих либеральных волков-тэтчеристов (которых следует, конечно, отличать от белопушистых оппозаек из сетевых коммуникаций, ибо оппозайки – это просто бездельничающая в Фейсбуке постсоветская интеллигенция, а «волки имени тетушки Мэгги» – это серьезные ребята). Там звучала тема: не повышать доходы никаких учителей и врачей, пока не станут работать лучше.

Допустим, либеральные волки пришли к власти и начали реализовывать эту свою мечту. Как можно добиться того, чтобы учителя учили лучше? Любой рациональный эксперт сразу подскажет. Освободите школу от бюрократического давления, которое отнимает много времени у учителей – они будут тратить это время на учеников и значит будут учить лучше.

И вот тут самое неприятное западло. Дело в том, что сия разумность касается только малой доли учительства. В большинстве же сработает другое – если мой труд принимался в том объеме, в котором принимался, зачем мне отдавать под него новое свободное время? Я лучше заберу это время себе. То есть в реальности ничего не изменится. В этом скрытый, отравляющий эффект бюрократизации.

Как препод, 20 лет зарабатывающий на жизнь не просто преподаванием, но и активным преподаванием по совместительству, могу украсить тезис примером из другой области (заодно продемонстрировав, что себя от народа не отделяю).

Допустим, завтра случится чудо и на одной из работ мне заплатят столько, сколько я зарабатываю на пяти-шести. То есть смысла в совместительстве не будет. Улучшится ли от этого качество моего преподавания на единственной работе? Увы, скорее всего, нет. Внутри запустится следующая логика: если прежнее качество устраивало, зачем напрягаться? Лучше я заберу освободившееся время себе.

То есть улучшение возможно, но после внятно сформулированных претензий или озвученных новых требований. Но кто будет формулировать требования и претензии? Правильно, та же бюрократия. И повторится все, как встарь...

Так что прекраснодушные ожидания имеет смысл связывать с «новыми людьми», не отравленными тем эффектом бюрократизации, который я описал. Но «новые люди», свободные от грехов старых, – это уже мегаутопия.

Источник: Блог Сергея Шмидта

..............