Позади остались времена, когда каждый предмет находился в использовании так долго, как это было возможно.
Многие из тех, кто покупал что-либо при помощи Всемирной паутины, могут отметить, насколько проще иметь дело с хорошим интернет-магазином, чем с частным лицом
Стремительное развитие технологий, появление понятия «моральное устаревание» и огромное разнообразие товаров вкупе с ростом уровня жизни создали в развитых странах ситуацию, при которой вполне пригодные к эксплуатации вещи заменяются более новыми или подходящими.
В этой ситуации самое простое и логичное решение для владельца – продать лишнее. На бескрайних просторах интернета шанс найти покупателя, которому нужно именно то, что уже не нужно вам, очень велик. На первый взгляд, остается только создать площадки, где обладатели избыточных вещей смогут встретиться с теми, кто в них нуждается.
«Доску объявлений», где продавцы будут публиковать информацию о том, что у них есть, а покупатели – находить необходимые им вещи. Проекты, сумевшие добавить к этому удобный интерфейс, а также систему навигации и поиска, имеют шанс стать очень популярными.
Однако многие из тех, кто покупал что-либо при помощи Всемирной паутины, могут отметить, насколько проще иметь дело с хорошим интернет-магазином, чем с частным лицом.
Если магазин располагает отлаженными механизмами товарно-денежного обмена, то в случае с «частником» каждый раз придется искать компромиссный вариант для обеих сторон. Это выливается в дополнительные сложности по пристраиванию избыточной собственности для ее обладателя и в ограничения для покупателя, который на классической «доске объявлений» вынужден выбирать вещи не только по характеристикам и цене, но и по способам взаимодействия с продавцом.
В этой ситуации качественно изменить роль интернет-ресурса, ориентированного на рециклинг, способна функциональная инфраструктура оплаты и доставки. В качестве примера можно привести poshmark.com, www.thredup.com и yerdle.com. Подобные проекты не требуют специальных усилий по продаже от владельцев товара и не уступают в удобстве и безопасности интернет-магазинам, с точки зрения покупателей.
Ресурсы, помогающие дать вторую жизнь вещам и при этом готовые взять на себя технические аспекты виртуальной торговли, в настоящее время являются оптимальным решением для обладателей «лишнего» имущества и потребителей, не желающих переплачивать «за упаковку» или предпочитающих купить товар у конкретного человека, а не у безликой коммерческой структуры.
К тому же далеко не каждую вещь возможно найти в обычных магазинах – особенно часто такое случается со снятыми с производства «по возрасту», но удачными моделями.
В этом контексте нельзя не упомянуть и специфику товарооборота в секторе b2b. Бизнес зачастую нуждается в довольно специфических товарах, причем нередко – для разового или эпизодического использования, с одной стороны, и сокращении издержек – с другой. В этой сфере характерный «запах новой вещи» и «хруст» упаковки имеют гораздо меньшее значение, а потребность в регулярном обновлении средств производства и прочего имущества значительно большее.
Что же делать корпорациям – производителям товаров?
Конечно, можно рассматривать рециклинг как ущерб продажам новой продукции. Однако стоит обратить внимание и на то, что простота сбыта надоевших вещей способна ускорить процесс принятия решения о покупке новинок, которые потом так же легко можно будет сменить на последующие модели.
Для самих производителей и реселлеров «веб-барахолки» могут стать последним шансом избавиться от залежей невостребованного товара. В этом случае крупным компаниям будет проще удовлетворить потребности и тех покупателей, кто готов платить за новое (доля которых еще долго будет достаточно большой), и тех, кто заинтересован в покупке только при условии снижения цены.
Повышение доступности материальных ценностей с точки зрения стоимости и инфраструктуры в конечном итоге стимулирует потребление.
Развитие вторичного рынка вещей и наличие успешных реализованных проектов в этой сфере ведет к смещению значительной части оборота в этом направлении и заслуживает пристального внимания и участия всех заинтересованных сторон.