«Бедные ханжи»

@ из личного архива

31 июля 2013, 08:41 Мнение

«Бедные ханжи»

Все, к чему, по мысли прочитавших, свелся суховатый и местами скучноватый текст романа, – это разврат. Никто не подумал, что текст написан об одиночестве, о душевной незрелости, о неумении брать на себя ответственность.

Татьяна Наумова

литературный критик

Сегодня был грустный день. Я узнала массу захватывающих, удивительных, неожиданных вещей. Например, что секс до 18 лет приводит к бесплодию. Это сразу мне напомнило, как на 1-м курсе я открыла для себя брошюрки о телегонии, над которыми мы весело смеялись – а зря.

Все, к чему, по мысли прочитавших, свелся суховатый и местами скучноватый текст романа, – это разврат

Неискушенному читателю может показаться, что я специально хожу и отыскиваю странных людей, которые, собственно, и проповедуют всякие вещи. Нет. Я берегу свой душевный покой тщательно – ну, кроме тех случаев, когда речь заходит об обсуждении книг.

В них-то все и дело. Недавно мы в узкой компании обсуждали нашумевший в Британии роман Зои Хеллер «Хроника одного скандала». И это было – невыносимо.

Все, к чему, по мысли прочитавших, свелся суховатый и местами скучноватый текст романа, – это разврат. Никто не подумал, что текст написан об одиночестве, о душевной незрелости, о неумении брать на себя ответственность. Умные, замечательные люди увидели лишь историю порочных отношений между учительницей и учеником и радостно загалдели: «Педофилы! Растлевают! Подумайте о своих детях!»

Галдеж перемежался интересными фактами о развращающей природе секса между партнерами с разницей в возрасте и о том, что матерям, у которых дочери, невыносимо читать «Лолиту» (о чем эта книга? Ну, о педофиле, конечно).

Очень грустно видеть, что человек пишет: «не одобряю травлю», а потом постулирует то же самое, что говорит средний обыватель, одобряющий травлю как метод социального воздействия, что в книге, где есть секс, видят только один секс. Еще печальней то, что любая форма отношений, отличающаяся от общепринятых, будет осуждена de facto.

С этим подходом невозможно бороться, потому что он оперирует двумя тезисами: «это развращение» и «я так себя не веду». Осуждающие главную героиню «Хроники», сорокалетнюю учительницу Шебу, испытывают восхитительное чувство собственной правоты – куда как приятней жить в этом черно-белом мире, где дихотомии «свой-чужой» / «правильно-неправильно» и по-другому решительно невозможно.

«Хроника одного скандала» у многих вызывает претензии и придирки; я тщательно пролистала рецензии на Goodreads.com и нашла их обоснованными: и экранизация куда увлекательней текста, и местами неровные куски, и книга вгоняет в депрессию, все так. Но никто, никто не возмутился, что книга про педофилию – хотя очевидно, что текст был один и все прочли про неуставные отношения.

Просто в западном сознании все, что произошло, – это преступление, но оно не должно для читателя затмить все остальное, и следует заметить, что многие критики справедливо отмечали, что они сочувствовали Шебе, а вовсе не несчастному совращенному пятнадцатилетнему Конноли – просто потому, что не все сводится к внешнему набору фактов.

Я хотела написать в комментариях, что нам не хватает костров инквизиции, но боюсь, иронию не поймут и действительно будут ждать костров, на которые обывателей не потащат, конечно. Они же ведут себя правильно.

..............