«Открытое письмо»

@ lenizdat.ru

20 июня 2013, 11:09 Мнение

«Открытое письмо»

Уважаемый Валерий Александрович! В связи с обращением группы ведущих представителей российских СМИ к Президенту РФ В.В. Путину о спасении киосков прессы Вы прокомментировали в газете «Известия» причину своего отказа подписать этот документ.

Александр Оськин Александр Оськин

председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции

Главному редактору

ИД «Эксперт»

В.А. Фадееву

Уважаемый Валерий Александрович!

В связи с обращением группы ведущих представителей российских СМИ к Президенту РФ В.В. Путину о спасении киосков прессы Вы прокомментировали в газете «Известия» причину своего отказа подписать этот документ. Данное письмо призывало гаранта Конституции оказать незамедлительную помощь киоскам прессы в стране и спасти их от уничтожения. Согласившись с тем, что «закрытие киосков подрывает конституционное право граждан РФ на получение информации», Вы заявили, что не хотите подписывать указанное обращение к главе государства, так как «распространители хотят продавать в одном киоске с прессой сигареты и пиво».

Система распространения газет, журналов и книг, на мой взгляд, является важным элементом в системе информационной безопасности России

Поскольку Ваш комментарий в газете «Известия» получил широкий общественный резонанс, я позволю себе в формате открытого письма изложить свою позицию по данному вопросу и показать ошибочность Вашей мотивировки отказа.

Прежде всего, и это главное, в письме Президенту нет ни слова о том, что мы просим его разрешить киоскам прессы торговать табаком и пивом. Цитирую: «Мы просим Вас (В.В. Путина) рекомендовать органам законодательной власти федерального и регионального уровней внести в законодательные акты необходимые поправки, предусматривающие наделение предприятий, реализующих прессу в киосках, полномочиями самостоятельно формировать ассортимент сопутствующих товаров и услуг, при условии наличия в торговой точке не менее 500 наименований газет, журналов и книг...» Это главный ошибочный посыл Вашего комментария. Полагаю, что Вы не нашли времени ознакомиться с текстом или Вас ввели в заблуждение недобросовестные помощники. Но мне хотелось бы, оттолкнувшись от данного факта, изложить Вам нашу позицию в отношении ситуации, сложившейся вокруг киосков прессы. Согласно статистическим данным, этот торговый формат, являющийся основной формой распространения прессы в стране, в последние 5 лет сокращается со средней скоростью 10 киосков в день (было 42000, осталось 30000). Налицо уничтожение каналов распространения печатного слова, причем эта тенденция еще в большей степени касается ликвидации сети книжных магазинов (было 8500 магазинов, осталось 3000).

Факторы, способствующие уничтожению каналов распространения газет, журналов и книг в России, совершенно очевидны: это борьба местных чиновников с торговыми форматами, не представляющими для них интереса, лоббирование ликвидации мелкой розницы со стороны крупного ретейла. Именно такого рода политика усиливает главную причину – кризис экономики данного сегмента рынка, вызванный падением спроса населения на печатную продукцию в условиях распространения интернета, высокие арендные ставки, налоги, рост стоимости энергоресурсов, коммунальных услуг и т.д.

Надо признать, что похожие явления в системе распространения прессы наблюдаются и за рубежом. Однако во всех цивилизованных странах и власти, и издатели развернули целевые программы поддержки киосковых сетей прессы, благодаря чему в Испании, Италии, Франции и других странах сокращение киосковых сетей прессы затормозилось, а в Германии и Великобритании сети розничных продаж прессы в последние годы увеличились на 10–15%.

Возвращаясь к Вашим обвинениям о том, что мы якобы обратились к Президенту с просьбой помочь киоскам торговать табаком и пивом, хочу заметить, что многие участники рынка СМИ, в том числе и я, неоднократно писали и говорили о зарубежном опыте спасения систем продаж прессы. Я, в частности, в своих статьях приводил в качестве примера поддержки продаж прессы следующие факты. В Чехии именно издатели пробили разрешение на продажу в киосках прессы крепкого алкоголя, в Италии – табака, в Финляндии – пива, в Польше – лекарственных препаратов. В сети магазинов 7-Eleven в 26 странах мира, предлагающих не менее 300 наименований печатной продукции, реализуется не только весь вышеперечисленный ассортимент, но и оказывают почтовые и банковские услуги населению, реализуют лотерейные и проездные билеты и т.п.

Мы понимаем, что для России продажа алкоголя (как крепкого, так и слабого) в киосках прессы недопустима, но мы неоднократно обращались к издательскому сообществу, в том числе и к Вам лично, с просьбой немедленно включиться в процесс спасения киосков прессы. Увы, адекватного отклика мы не получили, и остается только радоваться тому, что более 50 ведущих издателей России подписали письмо Президенту по этой проблеме.

Осмелюсь предположить, что Вы и Ваши единомышленники плохо информированы о данной проблеме, как принято говорить – «не в теме». Ежегодно АРПП проводит ряд конференций и семинаров по проблемам нашего рынка, но, к сожалению, ни Вы, ни Ваши коллеги не принимаете в них участия, отсюда и непонимание экономических проблем отрасли, в спасении которой Вы, казалось бы, должны быть заинтересованы.

В газете «Коммерсантъ» 4 июня с.г. была опубликована заметка, в которой сообщалось, что наблюдательный совет одного из ведущих банков страны одобрил выдачу кредита Вашему издательскому дому в размере 100 млн руб. на хороших условиях. Понятно, что Вы как издатель испытываете экономические трудности. Проблемы того же свойства осложняют жизнь и распространителям. Разница лишь в том, что распространители, в отличие от Вас, не имеют возможности пользоваться подобной финансовой поддержкой. Именно поэтому представителям распространительского сообщества трудно понять позицию тех издателей, которые не только не помогают спасению системы распространения прессы в стране, а, напротив, вставляют палки в колеса этому процессу.

Мы считаем, что назрела острая необходимость сплочения медиаотрасли в деле поддержки системы распространения печатной продукции России по примеру западных стран. Было бы оправданным создать альянс издателей и дистрибуторов прессы в поддержку системы распространения печатных СМИ (как это уже успешно делается в Испании).

Киосковые сети прессы, охватывающие всю Россию, имеют многолетнюю историю и, на наш взгляд, являются национальным достоянием страны. В современных условиях они призваны выполнять важную роль по продвижению печатного слова к населению, прежде всего к молодежи. Вся система распространения газет, журналов и книг, на мой взгляд, является важным элементом в системе информационной безопасности России.

Хочу надеяться, что нам удастся достучаться до Вас и Ваших соратников с тем, чтобы вы развернулись в сторону спасения и развития всей системы распространения печати в России.

С уважением,

А.В. Оськин, председатель правления АРПП

..............