В автошколах теперь будут учить не только водить машину, но и экзистенциальному психоанализу. Соответствующий закон уже приняли российские власти. Думаете, это шутка? Не совсем. Конечно, я слегка преувеличил ради красного словца, но смысл нововведений именно такой: будущих водителей будут учить разбираться не только в ПДД, но и в причинах поведения участников движения, в том числе в своем собственном. Для этого в учебном курсе предусмотрены специальные занятия по психологии. И тут я не преувеличиваю. Так сказано в официальном документе.
Вежливости учат не инструкторы в автошколах, а родители в «школе жизни», которая начинается еще в детстве
Как поясняют инициаторы закона, водитель должен понимать, почему, находясь за рулем, он чувствует раздражение и каковы мотивы аналогичных ощущений других водителей. Целиком и полностью поддерживаю! Я давно мучаюсь над этим вопросом. Если на занятия будут пускать не только учеников, но и водителей со стажем, я бы хотел туда пойти. Мне явно нужна помощь психолога. Или даже психотерапевта.
Я бы рассказал доктору, что когда я пешеход, то, в, общем-то, приличный и, не побоюсь этого слова, добропорядочный гражданин. Чтобы матом кого-то послать или, тем более, в морду дать – ни-ни. Ну если только в экстремальной ситуации. Но едва я выезжаю на дорогу, как весь налет интеллигентности слетает с меня, как в июле пух с тополей. По-настоящему материться я научился в 29 лет, когда получил права. И с каждым годом уровень мастерства по использованию этой части словарного запаса только растет. Ну нет у меня других слов, чтобы описать то, что происходит на дорогах! А в последнее время и вовсе дошел «до ручки» – стал подумывать, не купить ли мне биту, чтобы возить ее в багажнике. Налицо психоэмоциональная деградация личности.
А еще «на приеме» у автошкольного психолога я бы рассказал ему, что мой инструктор, обучавший меня вождению, тоже был «психолог» в своем роде. Он орал на меня что есть мочи и «складывал» на меня все маты за любую ошибку. В «воспитательных целях» он ждал, пока я нарушу ПДД, а потом резко бил по тормозам, беря на испуг. А под конец садился за руль и гнал с превышением скорости, демонстрируя, что может случиться, если я буду делать так же. В результате к концу обучения при виде «баранки» у меня начиналась дикая паника, справиться с которой мне удалось лишь спустя несколько месяцев после того, как я сдал на права.
Говорят, психологи в автошколах будут объяснять причины агрессивности водителей. А что, есть варианты?
Когда выпускник автошколы сядет за руль, он увидит тысячу таких причин. Он увидит, как водители не показывают сигналы поворота, если собираются повернуть или, наоборот, мигают «поворотником», но едут прямо. Как проносятся перед ним на мигающий желтый, едва он начинает трогаться на свой зеленый. Как «шустрят» из полосы в полосу в потоке машин на скользкой дороге. Как прижимаются вплотную сзади к его автомобилю, а потом разводят руками, расплющив ему задний бампер. Как пешеходы выныривают на дорогу прямо перед его носом и пересекают проезжую часть наискосок, повернувшись к нему спиной. Все это и много-много чего еще начинающий водитель будет видеть каждый день. Какие еще нужны причины, чтобы взяться за биту?
Интересно, как начинающему водителю пригодятся занятия у психолога? Он станет «считать до десяти», «глубоко дышать», твердить себе «я спокоен, я совершенно спокоен»? Или чему там его еще будут учить?
Когда я за рулем автомобиля пересекаю границу Финляндии, нервное напряжение с меня как рукой снимает. На финских дорогах я абсолютно уравновешен, а если и нервничаю, то только из-за боязни хоть в чем-то нарушить правила дорожного движения. Не из-за больших штрафов – они и в России теперь не маленькие – а потому, что там так принято. Вести себя по закону и по справедливости. Впрочем, сама дорожная обстановка в Финляндии не располагает к нарушениям.
Например, Хельсинки, хоть и небольшой по российским меркам город, но все же в пять раз больше по населению, чем Петрозаводск. Несмотря на это, плотность движения там гораздо меньше, все ездят спокойно и размеренно. Никто никуда не торопится. На перекрестках, где возможно двойное толкование очередности проезда, каждый старается притормозить и пропустить встречный автомобиль. Нет поводов психовать. Мне кажется, это связано не только с законопослушностью финнов, но и с грамотной организацией дорожного движения, которая позволяет разводить транспортные потоки. Ну и конечно, с взаимной вежливостью самих водителей.
После реформы продолжительность обучения в российских автошколах увеличится вдвое. В том числе, за счет занятий по психологии. По-моему, лучше увеличить количество часов для практических занятий и изучения ПДД. По крайней мере, уменьшится число нарушений, вызванных элементарной водительской безграмотностью.
Если и нужны психологи в автошколах, то не в учебных классах. Каждый инструктор, который обучает практическому вождению, должен быть психологом. С первых же километров он должен начать объяснять будущему водителю, как «читать» дорожную обстановку. Как почувствовать, что вот эта автоледи впереди сейчас начнет перестраиваться, не включая «поворотник», или что вот тот мордоворот на «жирном» джипе явно не собирается тормозить на желтый свет, и еще многие и многие нюансы, о которых не написано нигде в правилах дорожного движения.
Это, конечно, не поможет побороть водительское хамство как стиль поведения. Вежливости учат не инструкторы в автошколах, а родители в «школе жизни», которая начинается еще в детстве. Но это уже совсем другая история. Знания по психологии тут ни при чем.
Источник: «Ведомости Карелии»