Виталий ТРЕТЬЯКОВ, декан Высшей школы телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова:
Итак, свершилось. 21 год тюрьмы за убийство более 70 человек. Причем никаких сомнений в том, что вместо настоящего убийцы в руки правосудия попал кто-нибудь другой, нет. Ошибка правосудия, на которую любят ссылаться противники смертной казни, исключена абсолютно.
Сожалею, что в Норвегии отменена смертная казнь. Ее следовало бы применить в отношении Андерса Брейвика
Брейвик выйдет на свободу совсем еще не старым человеком, напишет мемуары (а скорее всего, напишет их в тюрьме), которые будут экранизированы. Возможно, семью заведет. Детишек.
Если это гуманизм, то такой, который гуманен только к одному человеку, причем убийце. А антигуманен по отношению к более чем семидесяти душам и сотням их родственников.
То есть это не гуманизм, а нечто противоположное или какой-то извращенный, мазохистский гуманизм.
И тогда что такое бесчеловечность? Или преступление против человечества?
И главный вопрос: а способно ли выжить общество, для которого права убийцы и абсурдные принципы выше права на жизнь десятков собственных граждан? (Источник)
Евгений ШЕСТАКОВ, писатель:
Круто. За 77 убитых – 21 год тюрьмы. Евреи злопамятные за нацистскими дедушками аж до сих пор гоняются, а Норвегия горку трупиков на следующее утро простила. (Источник)
Михаил БУДАРАГИН, публицист:
Брейвик попробовал на прочность европейскую толерантность, и она устояла, так что – при скидке на диковатую кровожадность отечественных интернет-комментаторов – России стоило бы извлечь из дела Брейвика урок. Суд не сделал из него героя, не превратил в мученика, а значит о нем забудут через полгода. Потому что только интернет-тролли визжат «всех наказать», а умное государство думает не только о наказании, но и на полгода вперед (специально для газеты ВЗГЛЯД).
Михаил ТЮРЕНКОВ, публицист, заместитель главного редактора газеты «Культура»:
#{image=656654}К вопросу о западных двойных стандартах. Уверенного в своей бесовской правоте Андерса Брейвика за убийство 69 человек сегодня приговорили к 21 году тюрьмы. А многократно покаявшийся за совершенное им единичное убийство Марк Дэвид Чепмен сидит вот уже 32 года и будет сидеть еще долго, его очередное прошение о помиловании буквально вчера было отклонено. При этом требующая свободы российским девкам-кощунницам Йоко Оно столь же категорично требует оставить Чепмена в тюрьме. Такие дела. (Источник)
Егор ХОЛМОГОРОВ, главный редактор портала «Русский обозреватель»:
Приговор Брейвику не создает угрозы повторения (и даже, скорее всего, рецидива).
Приговор представителю другой культуры и другого менталитета создает угрозу эпидемического заболевания. Поэтому если бы такой приговор был вынесен какому-нибудь Юнусу, то я бы счел поведение норвежцев безумием. В приговоре же Брейвику я вижу умный тонкий расизм и расчет на то, что все умные люди и никто больше так делать не станут. (Источник)
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ, адвокат:
Я посмотрела, в каких условиях он живет: это практически трехкомнатная квартира, где есть и ванная, и кабинет, и компьютер
Сожалею, что в Норвегии отменена смертная казнь. Ее следовало бы применить в отношении Андерса Брейвика, убившего 77 человек.
Я вообще не сторонник смертной казни, но в данном случае покончил бы с Брейвиком. Думаю, родственники убитых им детей получили бы в этом случае удовлетворение. А норвежцы по итогам этого приговора должны сделать для себя какие-то выводы. (Источник)
Марк ГРИГОРЯН, журналист:
Брейвику дали 21 год тюрьмы.
Правда, законы Норвегии таковы, что срок могут и продлить, если суд решит, что Брейвик опасен для общества.
Оглашение приговора Брейвик встретил с улыбкой на лице.
У меня сложилось впечатление, что любой приговор, каким бы жестким или даже жестоким он ни был, Брейвик встретил бы как победу. Ему кажется, что он добился своей цели: о нем говорит весь мир, его «идеи» стали известны миллионам людей.
Это такой современный Герострат. С той разницей, что в результате преступления Герострата не было человеческих жертв. Брейвик же убил 77 человек. (Источник)
Юрий ШМИДТ, адвокат:
За подобные преступления назначать ограничение или лишение свободы, оставляя возможность вернуться в общество, противоречит принципам гуманизма и демократии, не говоря уже о том, что против такого решения восстают все эмоции. (Источник)
Николай СВАНИДЗЕ, глава Комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести:
Если смертной казни нет, 21 год – это, в общем, высшая мера наказания. Абсолютно в здравом уме и твердой памяти, «нераскаявшаяся скотина», готовая и дальше убивать, в принципе считающая, что в своем праве и все правильно. Я считаю, что абсолютно нормально. (Источник)
#{image=656562}Александр БРОД, правозащитник, директор Московского бюро по правам человека:
Он совершил человеконенавистническое преступление, руководствовался, в том числе, расистскими мотивами. Смущает то, что, как показали в телесюжете, его камера напоминает неплохой отель. То есть там у него и компьютер, и тренажеры, и все условия. Конечно, отбывание наказания даже 21 год, но в таком месте с комфортом – это даже верх гуманизма. Я считаю, что здесь гуманизм превзошел все мыслимые ожидания. (Источник)
Алла ГЕРБЕР, член Общественной палаты РФ:
Я посмотрела, в каких условиях он живет: это практически трехкомнатная квартира, где есть и ванная, и кабинет, и компьютер. Уже даже подсчитали, сколько будет стоить его содержание. Я понимаю, что Норвегия – очень гуманная страна, демократическая страна, но я бы его в нашу тюрьму посадила, пусть он бы в нашей колонии посидел, тогда бы он понял, что такое тюрьма. (Источник)
Алексей ПУШКОВ, ведущий аналитической программы «Постскриптум»:
Брейвик заслуживает ТОЛЬКО смертной казни. Но абсурдным подходом к правам человека Европа занесла себя в угол. (Источник)