«Китайская военная угроза»

@ из личного архива Владислава Шурыгина

15 мая 2012, 19:00 Мнение

«Китайская военная угроза»

Весь мир принято пугать образом Великого Китая. Что полуторамиллиардный Китай способен выставить против противника стомиллионную армию и этим тараном смести все вокруг себя. На самом деле ситуация намного-намного сложнее.

Владислав Шурыгин Владислав Шурыгин

военный эксперт

Весь мир принято пугать образом великого Китая. Что полуторамиллиардный Китай способен выставить против противника стомиллионную армию и этим тараном смести все вокруг себя. На самом деле ситуация намного-намного сложнее.

Китайцы повторяют сейчас то, что делал когда-то царь Петр, создавая на месте большой армии стрельцов профессиональную армию

Даже во времена  великого кормчего Мао Цзэдуна, который был готов жертвовать миллионами китайцев для достижения своих целей, Китай не являлся для Советского Союза таким фатальным противником, каким, например, были США и НАТО. Потому что Китай, на тот момент абсолютно технологически отсталый, имея громадные технологические ресурсы, не имел при этом реальной возможности воевать против Советского Союза. Наша группировка на Дальнем Востоке, ядерный щит обезоруживали Китай. Было очевидно, что при начале любой войны Советский Союз превращал Китай в средневековую державу за несколько минут.

Конечно, ситуация с тех пор изменилась. Нужно понимать, что сегодняшний Китай – это не та же страна, что тридцать лет назад. Сегодня Китай по своему экономическому потенциалу является второй державой мира после США. Большая часть населения Китая – крестьянская, которая до сих пор живет общиной. Разрыв между уровнем жизни городского и сельского населения – десятки раз. А уровень разрыва между обеспеченным классом Китая и 70% населения – такой же, как в Индии. Эти ножницы – очень серьезный фактор. Этот пар под крышкой, стремление людей снизу получить доступ к благам самым серьезным образом давит на китайское руководство.

Очевидно, что коммунистическая партия Китая, очень прогрессивная политическая структура, вынуждена строить в стране не коммунистический и даже не социалистический, а некий госкапиталистический проект, постепенно уходя туда же, куда ушла Россия в 91-м году. Мудрый Китай пытается строить систему без тех ломок и деградаций, которые произошли с Россией. В общем, несмотря на огромную экономику, Китай является очень социально уязвимой страной.

Если переходить к понятию военной угрозы, нужно понимать, что несмотря на развитую экономику, Китай может выделять на оборонные нужды ограниченное количество ресурсов. Он, конечно, опережает большинство стран по затрачиваемым деньгам, но модернизация китайской армии в целом – большая проблема.

У Китая сегодня существует фактически две армии. Одна – привычная НОАК, народно-освободительная армия Китая. Она насчитывает больше полутора миллионов, а со всеми резервами – до трех с половиной миллионов человек. Это громадная аморфная структура, доставшаяся в наследство нынешнему Китаю от эпохи Мао Цзэдуна. Это очень низкотехнологичная, не имеющая современного вооружения и имеющая большие проблемы с мобильностью армия. Достаточно сказать, что китайские пехотные дивизии образца 80-х годов не имели даже танковых подразделений.

#{smallinfographicleft=500883}Китайское руководство – военное и политическое – прекрасно отдает се6е отчет в том, что модернизировать всю армию и быстро оно не может. Поэтому было принято решение создавать ключевые точки роста. Решение это было правильным. Сегодня в рамках этой большой китайской армии НОАК существуют проекты современной армии. Они осуществляются в некоторых округах, в том числе и Северного округа, который граничит с Россией, и округа, который граничит с Тайванем. В рамках этой большой армии создается компактная современная армия, в которую идет и современная техника, и вооружение, куда входят наиболее боеспособные части. Именно эта мини-армия и является армией, о которой можно говорить. Фактически китайцы повторяют сейчас то, что делал когда-то царь Петр, создавая на месте большой армии стрельцов профессиональную армию на основе потешных полков.

Сегодня китайская промышленность может поставлять вооружение очень хорошего качества. У него есть пока проблема с доступом к самым новейшим технологиям. Например, китайцы, несмотря на свою привычку все клонировать и воровать, до сих пор не были способны создать новейший истребитель. И клон российского истребителя Су-27, которые создали китайцы и попытались его продать, до сих пор не пользуется популярностью, потому что сильно уступает российскому. Но при этом Китай имеет технологии, опережающие российские. Прежде всего, это связь, микроэлектроника. По этим направлениям китайцы имеют серьезные преимущества и стараются их максимально использовать.

#{weapon}Если говорить о военных соотношениях России и Китая, они не в пользу России. После проведения военной реформы Россия лишилась военного потенциала на Дальнем Востоке – раньше это была основа противостояния Китаю.

Конечно, китайская военная угроза существует. Но на данный момент она отложена. На китайских форумах китайская молодежь, военные очень много говорят о территориальных претензиях, которые сохраняются в отношении России. Но большинство китайского руководства отдают себе отчет, что захватывать в России, кроме более или менее освоенного Приморья, нечего. Путь на север – путь в никуда.

Китай сейчас рассматривает Россию как карлика, который из европейских легенд кует оружие для великого Китая. Китайцы предпочитают закупать наши технологии, наше вооружение, но пока ведут себя строго дипломатично.

Если рассматривать возможность конфликта, сегодня китайцы могут в течение пяти-шести месяцев сформировать против России примерно трехсоттысячную группировку, которая будет вооружена самым современным оружием.

Но, повторюсь, сегодня оценивать эту угрозу нужно как минимальную. У Китая слишком много проблем на Юге, нерешенных вопросов, которые предстоит решать. Китаю нужно еще как минимум 10–15 лет мирной жизни, чтобы завершить военную реформу и провести экономические преобразования, без которых Китай задохнется.

Существует китайская тысячелетняя традиция: «Иди на Юг, защищайся с Востока, бойся Севера». В рамках этой парадигмы Китай сдержанно относится к планам войны против России. Так что у нас есть время подготовиться.

Источник: Russia.ru

..............