Произошла трагедия. Ушёл из жизни Леонид Владимирович Шебаршин. Настоящий генерал, профессионал внешней разведки. И, по всему опыту жизни, порядочный, верный стране, разведывательному сообществу и самому себе человек. Как и почему случилась эта трагедия – вопросы для расследователей и, к сожалению, множества любопытствующих обывателей. Меня интересует другое. Как юный человек из простой семьи в 1952 году мог выбрать индийское отделение Московского института востоковедения? Дальше – МГИМО, командировки в Пакистан, Индию, переход на службу в разведку – это уже зависело не столько от Леонида, сколько от внешних обстоятельств.
Возможно, «Клуб кинопутешественников» помог выбрать свой путь и Леониду Шебаршину
Сразу объяснюсь, чтобы устранить непонимание. Термин «простая семья» не означает ничего уничижительного. Этот термин означает только то, что в роду Шебаршиных не было ни филологов, ни востоковедов, ни этнологов, ни разведчиков. Никто из старших поколений Шебаршиных не бывал не только в Индии, но и в Польше, Болгарии, Чехословакии. Так как же дети из семей, подобных Шебаршиным, выбирали профессии, далёкие от жизненного опыта родных и близких?
К собственному опыту выбора жизненного пути я не мог обратиться, так как свой выбор я делал на много лет позже «пятидесятников-шестидесятников». Обратился к тем моим близким и знакомым, кто входил в жизнь в конце 50-х – начале 60-х годов. Общий ответ все дали один и тот же: школа тех лет, искусство, социальная среда, настроение старших поколений – все факторы влияния на молодых людей открывали перед юными гражданами самые широкие горизонты.
В школах по всем предметам учителя вели кружки. Занятия в кружках нередко определяли будущее юных романтиков. Кино, театр, живопись создавали образы героев, которым хотелось подражать. Любимцами молодёжи становились лётчики, подводники, геологи, физики, агрономы, рабочие-изобретатели, врачи. И, разумеется, разведчики, рыцари без страха и упрёка. Иностранные картины рассказывали о жизни разных людей в разных странах. А ведь были ещё Дворцы пионеров. Дворцы! В которых природные дарования мальчишек и девчонок под руководством выдающихся специалистов развивались до профессионального уровня.
Возможно, к своим семнадцати годам Леонид Шебаршин посмотрел индийский фильм «Господин 420» с Раджем Капуром в главной роли. Или киноповесть об Афанасии Никитине «Путешествие за три моря». Не исключено, Леонид вживую видел Раджа Капура во время приезда великого индийского актёра в нашу страну. Наверное, многим выпускникам школ помогла выбрать свой путь великолепная телепередача «Клуб кинопутешественников». Возможно, «Клуб кинопутешественников» помог выбрать свой путь и Леониду Шебаршину.
Сравним условия формирования личности в пятидесятые-шестидесятые годы с условиями, в которых формируются молодые россияне в настоящее время. Сейчас одно благо обеспечено всем – свобода выбора. Только выбирать, ориентируясь на что, на кого? На какие человеческие истории, образы и идеалы?
Недавно меня поразило сообщение в средствах массовой информации. Оказывается, объявлен свободный набор в космонавты. И при первом отборе кандидатов в космонавты случился недобор. Объявлен второй набор. Могло такое произойти в нашей стране 50–60 лет назад? Ещё вопрос: при наборе в какие профессии нынче недобора точно не было бы?
Наверное, начало биографии Леонида Владимировича Шебаршина у меня получилось далёкое от настоящего начала. Но я думаю, что важна не фактическая точность, а «реализм действительной жизни». Среда, в которой молодые выбирают профессии, дороги в жизнь, свои будущие биографии. Важно, что начало судьбы генерала внешней разведки таким могло быть.
Специально для газеты ВЗГЛЯД