Переговоры в Вашингтоне между Бараком Обамой и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху развеяли последние сомнения: новая война на Ближнем Востоке неумолимо приближается. Президент США так и не сумел убедить своего собеседника отказаться от ударов по Ирану. Нетаньяху заявил: Израиль останется хозяином собственной судьбы. Если он решит, что Тегеран вплотную приблизился к созданию ядерного оружия, начнется война.
Война с Ираном никак не соответствует миротворческому имиджу Обамы
Барак Обама этой войны не хочет. В 2008 году во многом благодаря своему образу пацифиста он победил воинственного республиканца Джона Маккейна. Кандидат-демократ обещал избирателям завершить две войны, которые начал его предшественник Джордж Буш-младший. И, став президентом, Обама слово почти сдержал – из Ирака американские войска выведены, а Афганистан должны покинуть в 2014 году.
Война с Ираном никак не соответствует миротворческому имиджу Обамы. Но сумеет ли он ее избежать? Вполне может так получиться, что президента США в конфликт с Тегераном втянут – против его воли. Кто втянет? Да желающих предостаточно.
Во-первых, Биньямин Нетаньяху. Израиль относится к иранской ядерной угрозе гораздо более болезненно, чем США. Для американцев речь идет об очередной геополитической проблеме в далеком регионе, для еврейского государства – о собственном выживании. Там не могут забыть об угрозах иранского президента Махмуда Ахмадинежада стереть Израиль с лица земли. Да и как такое забудешь? Поэтому слова Нетаньяху о готовности нанести удар даже без согласования с США не блеф. Он так и сделает, поставив Вашингтон перед свершившимся фактом.
Во-вторых, соперники Барака Обамы из республиканской партии. Если Израиль начнет войну с Ираном до 6 ноября (даты президентских выборов в США), эта тема неизбежно станет основной в американской избирательной кампании. Конкуренты Обамы потребуют от него решительных действий. И в каждом выступлении, в каждом телеинтервью они будут эмоционально вопрошать: неужели США бросят на произвол судьбы своего главного союзника на Ближнем Востоке, единственное демократическое государство в регионе, которое вступило в схватку с диктатурой религиозных фанатиков? Обаме будет непросто противостоять такому прессингу.
В-третьих, влиятельное и богатое еврейское лобби в США. Оно традиционно поддерживает демократов, финансирует их. Обама будет обязан считаться с его мнением.
А в-четвертых, сами власти Ирана. До сих пор они не демонстрировали особого желания идти на компромисс, заморозить ядерную программу, допустить инспекторов МАГАТЭ на ключевые объекты. Если это упорство продлится еще несколько месяцев, война станет не просто реальной, а практически неизбежной. У президента США просто не будет аргументов в пользу альтернативного варианта – мирных переговоров.
Специально для газеты ВЗГЛЯД