«Как ни крути»

@ ИТАР-ТАСС

8 февраля 2012, 17:00 Мнение

«Как ни крути»

Почти 2,5 тысячелетия назад Аристотель сказал: «Человек – общественное животное». Обычно это трактуют в чисто антропологическом смысле. Но есть в этом и экономический смысл.

Анатолий Вассерман Анатолий Вассерман

депутат Госдумы, победитель интеллектуальных игр

Почти 2,5 тысячелетия назад Аристотель Никомахович Стагирский сказал: «Человек – общественное животное». Обычно это трактуют в чисто антропологическом смысле. Обычно те, кто говорит об этом аристотелевом рассуждении, имеют в виду чисто поведенческие взаимодействия людей в обществе. То, что мы в обществе учимся, повседневно живем и постепенно приучаемся жить так, чтобы не мешать другим, и так далее. Но есть в этом и экономический смысл.

Государство, с одной стороны, начинает все хуже делать то, для чего оно предназначено, и, с другой стороны, делать то, для чего оно не предназначено

Разделение труда повышает его производительность. В обществе каждый из нас может сделать для других и получить от других гораздо больше, чем мог бы сделать для себя и получить от себя, если бы жил один. Поэтому существование общества выгодно и жизненно необходимо для каждого из нас. Опыт необитаемых островов и таежных отшельников показывает, что человек в одиночку способен обеспечить свое существование, только трудясь на пределе сил, и малейший сбой может его погубить. В обществе каждый из нас тратит на выживание намного меньшую долю усилий и меньше зависит от случайностей.

Исходя из этого, приходится признать жизненно необходимой и устойчивость общества. Только в устойчивом обществе мы можем налаживать стабильное взаимодействие друг с другом, можем получать от этого взаимодействия заметную выгоду.

Чем долгосрочней та или иная работа, тем лучше можно добиться производительности. Грубо говоря, если у меня один человек попросил одну расческу, я посижу пару часов и с помощью ножа и надфиля на коленке ее выпилю. Если я знаю, что от меня из года в год будут требовать по сотне расчесок в день, я не пожалею сил и средств, куплю специализированные станки для вырубки заготовок, для пропила зубьев, для шлифовки в расчете на то, что эти станки за несколько лет окупятся. Соответственно, производительность у меня будет намного выше. Но это возможно, только если я уверен, что в эти несколько лет ничего не случится. То есть устойчивость общества обеспечивает углубленное разделение труда и наивысшую производительность.

Это означает, что все общество в целом заинтересовано в своей устойчивости настолько, что имеет смысл создать структуру, заботящуюся только об устойчивости. Эту структуру и называют государством.

Раз государство уже создано и жизненно необходимо для общества в целом, то появляется смысл догружать государство и другими задачами, в которых заинтересовано все общество. Конечно, общество в состоянии создать множество частных школ и вузов, в которых будут учить кто во что горазд, а по результатам труда этих школ и вузов общество будет направлять все больше людей туда, где учат хорошо. Плохие школы отомрут сами собой.

Но гораздо выгодней создать в рамках государства структуру, обеспечивающую обучение всех без исключения и обеспечивающую отработку и распространение самых эффективных методов обучения. Понятно, что такие структуры не идеальны, что у такой структуры возникают свои цели, помимо изначальных. И государство, с одной стороны, начинает все хуже делать то, для чего оно предназначено, и, с другой стороны, делать то, для чего оно не предназначено. Поскольку этот процесс естественный и закономерный, он давно известен. И существует много средств, позволяющих этот процесс прерывать и восстанавливать нормальную работу государственных механизмов. Эти способы не всегда приводятся в действие вовремя, но рано или поздно обычно срабатывают. Хотя бы потому, что каждый работник государственного механизма – член общества и заинтересован в благополучии общества не меньше, чем в благополучии государственного механизма.

Среди разнообразных задач, поручаемых государству, самым спорным считается все, связанное с так называемым социальным обеспечением. Оно может трактоваться в очень широком смысле – от узкой задачи выплаты пенсий и до колоссального круга задач, который определен для российского Министерства здравоохранения и социального развития, когда сама широта задач привела к тому, что некоторые из них противоречат друг другу. И единый механизм, пытаясь выполнить одни, проваливает другие.

Социальное обеспечение – задача в интересах всего общества, поскольку каждый необеспеченный член общества ухудшает состояние общества в целом. Один бездомный, выброшенный на улицу по житейской случайности и не попавший вовремя в поле зрения органов социальной защиты, способен стать источником эпидемии, уносящей многие тысячи жизней. Или, случайно разогревая еду на костерке, поджечь что-нибудь и причинить убыток, многократно превышающий расходы на его жизнеобеспечение до конца дней его.

Как ни крути, в решении широчайшего спектра социальных задач заинтересовано все общество. И их целесообразно поручить структуре, зависящей от всего общества. То есть все тому же государству. Ну а вопрос о том, каким образом добиваться, чтобы государство работало в пользу общества, а не считало, что общество должно работать в пользу государства, – отдельный. Который в рамках все тех же рассуждений вокруг изречения Аристотеля уже давно исследован, и вряд ли мне есть смысл излагать готовые решения, прописанные во множестве учебников.

Источник: Russia.ru

..............