«Армия, флот и Русская православная церковь»

@ ИТАР-ТАСС

23 марта 2011, 16:31 Мнение

«Армия, флот и Русская православная церковь»

Конкуренты России пытаются навязать ей архаизацию, деиндустриализацию, отказ от атомной энергетики и военно-промышленного комплекса, а Церкви – отказ от широкомасштабной миссионерской деятельности, охватывающей и капиталистов, и коммунистов, и биржевых брокеров, и панковских рокеров, и политиков, и аналитиков, и цветоводов, и оленеводов.

Кирилл Фролов

заведующий отделом Украины Института стран СНГ

Католические епископы Германии потребовали от властей отказаться от использования атомной энергетики, сообщает Deutschlandfunk. По словам председателя конференции немецких католических епископов Роберта Цоллича, использование атомной энергии не является «надежным решением». В том же духе высказались протестанты ФРГ.

Именно от патриарха зависит, в том числе, и политический выбор миллионов людей

Требование запрета атомной энергетики абсурдно. Катастрофы бывают и на железнодорожном транспорте, что же, его теперь запретить? Да, логично требовать нравственного подхода, выражающегося в предельной ответственность в проектировании и эксплуатации АЭС, учета всех сейсмологических и прочих факторов. Но Православие, в отличие от германских католиков, не враг и не помеха науке и ее развитию как таковым. Церковь призвана давать нравственную опору научным исследованиям, в том числе в области атомной энергетики и космонавтики, напоминать, чтобы научные достижения служили добру и не попадали в руки сил зла. Поэтому необходим союз Церкви и науки, храмы и диспуты в наукоградах и инноградах, в том числе в Сколково.

Тема взаимодействия и диалога Церкви и атомной физики в России имеет свою долгую и историю. Такое сотрудничество развернуто между Саровским ядерным центром, на территории которого не только возрожден основанный преподобным Серафимом монастырь, но и создан православный интеллектуальный клуб, возглавляемый физиком- ядерщиком Дмитрием Сладковым. Историософское осмысление того факта, что всероссийский ядерный центр был создан в местах подвигов великого молитвенника за Россию преподобного Серафима Саровского, можно наблюдать в публицистике таких разных церковных авторов, как Сергей Чапнин и Егор Холмогоров. Последний, собственно, является автором термина «атомное Православие». Преподобный Серафим не просто молился о России, но и предсказывал ее возрождение после серии катастроф. Нынешние события в Ливии еще раз демонстрируют, что у России нет друзей, кроме стратегических ядерных сил, армии, флота, оборонной промышленности и Русской православной церкви.

#{best_opinions} Оппоненты и конкуренты России пытаются навязать ей архаизацию, деиндустриализацию, отказ от атомной энергетики и военно-промышленного комплекса, а Церкви – отказ от широкомасштабной миссионерской общественной деятельности, охватывающей все общество: и капиталистов, и коммунистов, и биржевых  брокеров, и панковских рокеров, и политиков, и аналитиков, и цветоводов, и оленеводов. Мы видим попытки указать Церкви ее «место» в среде секулярных интеллектуалов  Православие  до сих пор воспринимается как некая сила, которая отвечает за некую «традиционную часть общества», то есть за тех, кто не хочет «вписываться» в современный социум, брать паспорта, электронные карточки и т. д. То есть Церкви оставлен «альтернативный социум», при условии что она оставит попытки христианизации основного социума.

Протоиерей Всеволод Чаплин попытался преодолеть этот стереотип, отметив, что Церковь не собирается одевать общество в «хиджаб» и что его напоминание о дресс-коде направлено не к так называемому «традиционному обществу», но адресовано именно основному обществу и имело целью напомнить о приличиях именно ему.

В скором времени ожидаются развернутые выступления патриарха на тему диалога веры и науки на скорбных «торжествах» на Украине в память 25-летия Чернобыльской трагедии, на которые, чтобы осмыслить и их, и последствия аварий на АЭС в Японии, приглашены многие государственные деятели и ученые из разных стран. Ну и, конечно, я убежден, что Церковь не отдаст своим оппонентам такую важную тему, как 50-летие полета в космос Юрия Гагарина, который, как известно, публично выступил с критикой сноса храма Христа Спасителя, что было вызовом хрущевской политике уничтожения Церкви.

Более того, именно от патриарха я ожидаю повышения уровня религиозной грамотности ведущих российских политиков. Мы только за, когда они пытаются осмыслить современные события с религиозной точки зрения, проводить параллели из истории христианства. Но, чтобы быть точным, логично обращаться к главному катехизатору России – патриарху. Именно он, а не разные «старцы» или самозваные «посредники» способен точнее всех сформулировать православный ответ на любой современный вызов. Кроме того, бессмысленно отрицать тот факт, что именно от патриарха зависит, в том числе, и политический выбор миллионов людей.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............