«Мыслить мемами»

@ russia.ru

5 декабря 2011, 18:30 Мнение

«Мыслить мемами»

Главный итог выборов в том, что все довольны: и овцы, и волки, и неприсоединившиеся. Все получили всё, что хотели: свою пайку одобрямса, свою пайку гнева. Больше всех выиграл обыватель.

Андрей Ашкеров Андрей Ашкеров

Основатель некоммерческого гражданско-политического и экспертного объединения «Гильдия исследователей»

Главный итог выборов в том, что все довольны: и овцы, и волки, и неприсоединившиеся. Все получили всё, что хотели: свою пайку одобрямса, свою пайку гнева. Больше всех выиграл обыватель, который получил возможность считать себя политическим субъектом без мук и напряжений. Это значит, победителем оказалось малодушие. Партийная система любой страны обозначает её базовый политический лексикон.

Избиратель перестал мыслить лозунгами, но стал мыслить мемами

Незаинтересованность в участии в выборах означает то, что этот лексикон оказывается достаточно беден. Однако и новые социальные силы, к которым относится прежде всего слой образованных горожан, не предлагают ничего взамен. Избиратель перестал мыслить лозунгами, но стал мыслить мемами*, а мемы позволяют не думать и отдавать мыслительный процесс на откуп неизвестно кому. Старая культура анекдота обернулась культом демотиваторов. Причём с мотиваторами, по сравнению с демотиваторами, дела обстоят намного хуже. Есть ощущение, что общество обуяла невероятная лень, которая подкрепляется учёными мнениями о том, что мотивации – личное дело каждого. В итоге мотивациями занимаются рекламщики и маркетологи. Поэтому главным разочарованием кампании стали не конкретные партии, а образованные слои, которые так ничего не предложили, в том числе в форме организованного социального движения. Зато появился типаж интернет-хомяка, который представляет собой ходячую систему гиперссылок, заменяющую ему знания и убеждения.

Кстати, один из главных упрёков «ЕР» состоит в том, что её политика предполагала ставку на систематическую деградацию оппозиции. За этим стоят сложные процессы соотношения официальной и неофициальной культур: государство вдруг взялось стереть грань между ними, озаботилось лабораторными опытами по производству неофициальной культуры по лекалам 70-х годов прошлого века. Малодушие, о котором я сказал в самом начале, порождается этой прежде всего заботой государства о сохранении уютных резерваций для всего неофициального. Это распространение политики всеобщего благосостояния на культуру запустило фабрику обывательщины, но обывательщина не оказалась удобной. Впрочем, консенсус элит не был нарушен. Элита убеждена в главном: «Мы – элита, а остальные – это остальные».

На прошедших выборах уверенной роли в элитном раскладе сил добилась «Справедливая Россия», которая стянула на себя голоса любителей мемов и прочего политфольклора. Скорее всего, у «СР» в результате этого успеха только возрастёт барственное отношение к избирателю, наблюдаемое у всех остальных членов всепартийного политклуба.

Собственно, «элита», о понятии которой смешно говорить без кавычек, воспроизводит в обществе систему отношений «монарх-подданный». В ней – в этой системе – она, разумеется, считает себя монархом. Примета этого отношения – в восприятии избирателей как тех, кто нуждается не в пастыре даже, а в поводыре или пастухе, который должен указывать и направлять. Не только «ЕР», но вся партийная система базируется на унаследованной от КПСС роли «руководящей и направляющей силы». Однако партии должны скорее предостерегать от угроз и избавлять от коллективного малодушия. У нас получается ровно наоборот: нет ровным счётом ни одной партийной программы, в которой просчитывались бы угрозы и риски даже завтрашнего дня. (Что там говорить о послезавтрашнем).

Суммируя итоги выборов: мы имеем всеобщее удовлетворение, которое даст фору развитому брежневизму. Можно говорить о ситуации нового статус-кво: как партии власти, так и оппозициям всех мастей удалось сохранить лицо. Выборы превратились в дышло, которым можно вертеть как угодно: согласные – соглашаются, несогласные – соглашаются ещё больше.

Что касается «ЕР», то это партия управдомов, и нужно быть большим эстетом, чтобы усмотреть в ней нечто сверхъестественно симпатичное. Таким эстетом и оказывается богема, которая – методом бесконечного отрицания – эстетизирует фигуру управдома. Никакой интриги в противостоянии богемы с управдомами нет. Тем более глупо сводить к их противостоянию «всю политику» (хотя это и делается сегодня на каждом шагу).

И вот что я вам скажу, господа богемные сопротивленцы: богема не возьмёт на себя и десятой части управдомовых обязанностей, ибо слишком уж противно и скучно. Однако это не отменяет того факта, что управдомовы обязанности важны и необходимы. И исполняются они не под шёпот музы и изредка, а самостоятельно и каждый день.

В интервью газете ВЗГЛЯД

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............