«О белой обезьяне»

@ ruskline.ru

22 ноября 2011, 20:20 Мнение

«О белой обезьяне»

Президент сказал не думать о белой обезьяне, но он постоянно возвращается к образу этой белой обезьяны – раз, второй, третий. И все остальные тоже – мы все вместе не думаем о белой обезьяне.

Михаил Ремизов

президент Института национальной стратегии

Место национальных конфликтов на этих выборах описывается известной формулой Хаджи Насреддина: «Не думай о белой обезьяне». Президент сказал не думать о белой обезьяне, но он постоянно возвращается к образу этой белой обезьяны – раз, второй и третий. И все остальные тоже – мы все вместе не думаем о белой обезьяне. Это неудивительно, не только в силу психической закономерности, но и потому, что обезьяна реально существует. Она периодически напоминает о себе.

Этническим конфликтом является любой конфликт, в котором присутствует мотив различения своего и чужого

В нашем информационном пространстве ритмично появляется тема этнических конфликтов. Это реальность последних нескольких лет, но мы осознали ее только сейчас.

Прежде всего, нужно разобраться с тем, что вообще можно подразумевать под этническими конфликтами. У правоохранительных органов, у политиков, конечно, есть большое желание сказать, что конфликты не этнические, а носят бытовой характер или экономический. Это соблазнительно, но некорректно.

Этническим конфликтом является любой конфликт, в котором присутствует мотив различения своего и чужого – именно в этнических категориях. А содержание этого конфликта может быть разным – бытовым, экономическим. Этничность – не отдельная сфера общественных отношений наряду с другими, но она может окрашивать все остальные сферы. Этническим конфликтом может быть практически любой конфликт. И оппозиция «бытовой – этнический» некорректна и бессмысленна.

Поэтому первый тезис – спрятать голову в песок – под этим предлогом не получится.

Это еще и вопрос юридической практики и человеческих судеб. Мотив межнациональной розни – это же отягчающее обстоятельство. И важно, как трактуется и как применяется этот аргумент. Сегодня он применяется странно и избирательно в отношении к русским, но не кавказским подросткам. Я вижу в этом шовинизм. Шовинизм бюрократии. Идея о том, что однотипные действия русского подростка мотивированы идеологически, а кавказского – инстинктивно. Восприятие кавказского подростка как инстинктивного существа, как зверя, свойственно чиновникам, прокурорам, судьям, которые отказываются видеть идеологические мотивы в их поведении, при этом устойчиво усматривая их в поведении русских подростков. От этого нужно отказаться. Нужно понять, что все в большей или меньшей степени сознательные люди могут иметь идеологические мотивы.

Идеологический заряд, осознание инаковости есть и там, и там. Это второй тезис.

Третий тезис – главное, в чем неправа власть в отношении этнических конфликтов: она думает, что проблема именно в них. Она рассматривает их как болезнь, а не как симптом.

Этнические конфликты – всего лишь симптом тектонических социальных процессов. Если даже нам каким-то чудом удастся вообще избавиться от этнических конфликтов, в общих процессах это ничего не изменит. Мы будем такими же больными, просто не будем чувствовать боли. Нужно не обезболивающее принимать, а диагностировать состояние и уже тогда вырабатывать лечение.

Какие происходят тектонические сдвиги?

Поток экономических беженцев с юга. Новое великое переселение народов. Специфическая форма набеговой экономики, которая характерна для некоторых кавказских народов, сегодня распространяется на всю страну, а не только на фронтир. Вся страна оказывается фронтированной зоной набеговой экономики.

Взаимоналожение родоплеменных структур на матрицу современного урбанизированного общества. Возникает регрессивный синдром, который противостоит модернизации.

Большинство – в данном случае русское большинство – начинает идентифицировать себя через этническую принадлежность, а не через государство. Любая нация и этнос строится через образ «другого». И от того, кто этот «другой», очень сильно зависит и кто я.

Если раньше для нас «другим» был Запад, и это было, скорее, хорошо, заставляло нас подтягиваться, то сейчас для нас «другим» является Юг. Этот образ другого в нас самих вырабатывает и формирует не самые цивилизационные свойства. Условно говоря, мы сражаемся не на арене мировой истории, а на своем заднем дворе. Но не мы это выбрали, это объективная историческая ситуация.

Нам лучше как можно быстрее закончить всю эту заварушку на заднем дворе, выдворив всех смутьянов вон, чтобы потом вернуться на арену мировой истории. Призыв думать о битвах мировой истории, когда ты лежишь мордой в грязь на заднем дворе, абсолютно несостоятелен. Это призыв, с которым к нам обращаются патриоты имперского толка. Они очень часто обвиняют русских в том, что их сознание этнизируется.

Куда пойдет это пробуждение этнического сознания, зависит от национальной интеллигенции. Если национальная интеллигенция уже сегодня осуществляет «предательство интеллектуалов» и хочет дистанцироваться от своего народа и противопоставить этому псевдотрайболизму возвышенные идеалы, это значит, что она отказывается от выполнения своей миссии. А эта миссия состоит в том, чтобы канализировать энергию в мирные русла. В русло не реактивной примитивной ксенофобии, а в русло организованного политического национального движения.

Этнические конфликты, как ни странно, обладают потенциалом формирования гражданского самосознания

Задача национальной интеллигенции состоит в том, чтобы направить этнизацию большинства в русло формирования национального проекта. И в этом национальном проекте этническое и гражданское чувства должны быть соединены.

Мой последний тезис о том, что этнические конфликты, как ни странно, обладают потенциалом формирования гражданского самосознания. Этот потенциал только надо раскрыть. Потенциал состоит в том, что общий знаменатель этнических конфликтов – это столкновение современного горожанина с теми или иными формами клановых структур. И его пробуждающееся этническое сознание должно обнаружить, что на самом деле требования гражданские, социальные как раз и являются лучшим способом реализации его пробужденного этнического сознания.

Да, нужно осознавать свои национально-этнические интересы, но с государством нужно говорить на языке гражданских интересов и ценностей. Пробужденное этническое сознание большинства должно быть направлено в русло гражданских требований к власти. Задача политиков, публицистов, ученых – в том, чтобы раскрыть его гражданское содержание.

Источник: Russia.ru

..............