Недавний судебный приговор Юлии Владимировне Григян был встречен в основном неодобрительно – по крайней мере, за пределами Украины. На Украине как раз против него возражают значительно меньше – просто потому, что о ее деятельности знают гораздо больше. А за пределами знают так мало, что говорят не столько о самом приговоре, столько о разных сплетнях вокруг него.
#{image=564567}Например, премьер-министр России заявил, что не знает точно судебных материалов, но в средствах массовой информации говорят, что ее судят за газовый договор, и это совершенно непонятно, потому что договор заключен в полном соответствии с законами и Украины, и остальной России. В данном случае Владимир Владимирович явно введен в заблуждение этими самыми средствами массовой дезинформации, поскольку судили ее не за сам договор.
Хотя эмоций по этому поводу действительно очень много: договор, несомненно, невыгоден для Украины. Ну так извините, кто ж виноват, что Украина в 2005 году расторгла фантастически выгодный договор, заключенный еще премьер-министром Януковичем, предшественником Григян, в 2004-м? По тому договору Украина до самого 2014 года должна была платить всего 50 долларов за тысячу кубометров газа. А сейчас, поскольку в новом договоре цена газа привязана к нефти, то Украина платит что-то порядка 350 долларов за тысячу кубометров, то есть раз в семь больше.
Скорее всего, расторгли договор Януковича с нелегкой руки все той же Юлии Владимировны, потому что другие лица, причастные к этому расторжению – президент Ющенко и глава Нефтегаза Украины, – просто недостаточно компетентны даже для того, чтобы сказать «расторгаю договор». Ну не умеют они.
#{quote1}Но дело не в этом. Судят-то ее вовсе не за сам договор. Ее осудили за превышение полномочий в процессе переговоров. За то, что она единолично отдала участникам переговоров с украинской стороны распоряжение, которое по закону подлежало утверждению всем составом кабинета министров.
Юлия Владимировна по ходу переговоров скрепила некоторые свои распоряжения участникам переговоров большой печатью кабинета министров Украины. А большая печать по закону должна лежать в канцелярии кабинета министров и не подлежит выносу за пределы этого помещения в принципе. А Юлия Владимировна взяла ее в Москву. А это не просто превышение полномочий, это, скажем вежливо, беспредел. Судили ее именно за это.
То, что к суду привязали и тему самого договора, понятно. Украина сейчас пытается добиться новых условий договора и, несомненно, добьется их на тех же условиях, на каких Янукович их добился в 2004-м. А именно – тогда договор был дан в обмен на политику по сближению и интеграции экономики Украины и остальной России. Тогда Янукович был поборником этой политики и был намерен продолжать ее в качестве президента. Естественно, Россия тогда его поддерживала, поскольку России нужны сильные партнеры.
Другое дело, что России не нужны сильные конкуренты. Как никому не нужны. Если Украина будет ставить на европейскую интеграцию, то есть, по сути дела, на превращение своей территории в рынок беспошлинного сбыта товаров из Европы, Россия этого не поддержит. В этом случае на европейской территории украинский экспорт – в основном металлургический – будет конкурировать с российским, а на территории Украины западноевропейский экспорт будет конкурировать с российским.
Но если премьер-министр в 2004-м и президент с 2010-го Янукович продолжит ту свою политику, то он, скорее всего, добьется новых выгодных договоров даже без ссылок на приговоры.
«Приговоры» – я не зря сказал во множественном числе. Юлии Владимировне уже предъявили новое обвинение. Насколько я могу судить по той части новостей с Украины, которую отслеживал сам, она на этом посту наработала минимум на десяток уголовных дел. Я уж не говорю, что за ней тянется хвост уголовных дел с конца 90-х годов. И хотя большую часть материалов этих дел уничтожили, когда она была премьером, но найдется что еще предъявить.
По сути, начали с того обвинения, которое легче всего и быстрее всего доказывается, чтобы достаточно плотно ее упаковать. А дальше будут постепенно разматывать все остальное и рано или поздно размотают.
А что касается газового договора – да, он для Украины очень невыгоден, поскольку невыгодна для Украины вообще вся конъюнктура сырьевого рынка. Но кто виноват? На сей счет на Украине есть милая поговорка: «Видели очи, что покупали. Ешьте, хоть повылазьте».
Источник: Russia.ru