«О балансе системы»

@ РИА "Новости"

13 октября 2011, 14:21 Мнение

«О балансе системы»

Единственный шанс баланса – защитить и права потерпевших и ориентироваться на мировой опыт. Когда наказание ставит своей задачей восстановить попранное право потерпевшего, это наказание совершено по-другому выглядит.

Ольга Костина

член Общественной палаты РФ

Необходима реформа Уголовного кодекса (принять в России новый более гуманный Уголовный кодекс предложил 13 октября руководитель Института социально-экономических и политических исследований, который координирует работу по подготовке Народной программы Общероссийского народного фронта, Николай Федоров – прим. ВЗГЛЯД). Конечно же, вносить изменения в уголовно-исправительную систему и уголовно-процессуальные документы нужно было системно, а не отрывочно, не закрывать какие-то вопиющие дыры, которые будоражат общественное мнение.

#{smallinfographicleft=427277}То, что президент Медведев в принципе проявил такое политическое и гражданское мужество, чтобы начать это движение, очень важно для России. Совершенно очевидно, что эта работа по реформированию УК должна быть публичной и системной.

Мы также подавали свое предложение в Народный фронт, которое касается жертв преступлений в России. Конечно, эту тему не сравнишь с теми лобби, которые отстаивают (и довольно справедливо это делают) права осужденных или обвиняемых. Практически все инстанции, которые мы прошли, соглашаются с тем, что единственный способ сбалансировать систему и сделать ее осмысленной и разумной – усиление прав жертв преступлений, государственная защита этих людей. В большинстве случаев, когда общество требует расправы, речь идет о тяжких преступлениях насильственного характера, а не о преступлениях экономических и нетяжких, совершенных первый раз. Общество в состоянии в обмен на заботу государства, качественное и быстрое правосудие, сбалансировать эту систему.

Хочу отметить, что Дмитрий Медведев справедливо называет реформы модернизацией системы. Сначала речь шла о гуманизации, либерализации. Сейчас мы понимаем, что речь идет о том, что те, кто совершает тяжкие преступления, должны жестко наказываться, адекватно и справедливо, а те, кто может исправиться, не должны подвергаться такому наказанию или платить штрафы вплоть до разорения...

На этой неделе почему-то в СИЗО погибли два человека, вина которых не доказана. А сегодня появилась публикация, что в Волгограде накрыли колонию для «авторитетов», которым создавались там дачные условия. Была и другая публикация, где отмечалось, что из «зоны» «авторитеты» могли съездить отдохнуть за границу. Не очень понятно, о какой либерализации можно говорить. Надо говорить о балансе этой системы, о ее адекватности.

Я постараюсь еще раз обратиться к руководству Народного фронта, к премьеру, к президенту, чтобы они обратили внимание на законопроект, который подготовила Общественная палата по увеличению прав жертв. Сейчас можно наблюдать, что к родственникам осужденных относятся достаточно жестоко. Например, родственникам осужденной не по тяжкому преступлению женщине не сообщают, куда осуждённую отправили отбывать наказание.

Единственный шанс баланса – защитить и права потерпевших и ориентироваться на мировой опыт. Когда наказание ставит своей задачей восстановить попранное право потерпевшего, это наказание совершено по-другому выглядит.

Создание нового Уголовного кодекса может занять очень длительное время при проявлении жесткой политической воли.

Кстати, в ноябре в Общественной палате будет создана постоянная группа по содействию реформе правосудия. Оказалось, что значительное количество известных юристов, криминологов и специалистов по уголовному праву оказались совсем не вовлечены в эту дискуссию. То есть те люди, которые действительно могли внести конструктивные предложения, оказались в стороне от этих реформ, и, собственно говоря, их никто особо не спрашивает.

Другое дело, что мы также понимаем, что при осуществлении реформ возникнут вопросы на этапе правоприменения. Необходимо создание социальных фондов, конституционных программ, усиление службы приставов. Все это, конечно, потребует времени. И начинать надо было уже вчера.

Понятно, что написать новый Уголовный кодекс можно за несколько месяцев. Но хотелось бы, чтобы его не писали в кулуарах какого-то министерства или министерств. У нас достаточно специалистов во всех областях уголовного права, и нам есть с кем посоветоваться. Ведь часто возникает проблема, что предложения по гуманизации вносит одно ведомство, автор документа неизвестен, а ответственность за реализацию предложений несет другое ведомство. Если мы хотим серьезных изменений, то нужно говорить о комплексной ответственности всех, кто принимает в этом участие.

Источник: «Актуальные комментарии»

..............