Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский зачищает политическую поляну на Украине

На фоне энергетического кризиса и провалов ВСУ на фронте политические позиции Зеленского слабеют. В такой ситуации репрессии – один из способов удержать власть. Но есть ли для этого у офиса Зеленского силовой и правоохранительный ресурс?

0 комментариев
Илья Ухов Илья Ухов Национальную гордость осетин оскорбили пьянством

Важно защитить уникальное национальное разнообразие, не дать прорасти семенам нетерпимости, уничтожающей традиционный уклад на Северном Кавказе.

5 комментариев
5 сентября 2025, 11:22 • Экономика

Рублю предложили расслабиться

Рублю предложили расслабиться
@ Владимир Трефилов/РИА Новости

Tекст: Ольга Самофалова

Российская валюта весь 2025 год удивляла своей крепостью. Однако с конца августа рубль взял курс на ослабление. Глава Сбербанка считает, что этот тренд продолжится вплоть до конца года. Что заставило рубль развернутся и от чего зависят темпы его ослабления?

Глава Сбербанка Герман Греф заявил, что ожидает ослабления рубля к концу 2025 года. На это, по его словам, повлияет в том числе снижение ключевой ставки. Снижение курса рубля приведет к уменьшению рисков для экспортеров и бюджета. Это позволит поддержать стабильность бюджета в условиях изменяющейся мировой экономической конъюнктуры, добавил он.

По последнему макропрогнозу Сбербанка, к концу текущего года курс рубля может достигнуть отметки 90 рублей за один доллар США.

Российский рубль в этом году показывал чудеса стабильности. Даже август ему удалось пройти стабильно, хотя исторически это не самый удачный месяц для курса. Однако с конца лета тренд начал меняться.

«Оставаться рублю таким крепким помогала в первую очередь жесткая денежно-кредитная политика Центрального банка России и указ президента об обязательной репатриации валютной выручки на бирже», – говорит Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.

Однако в конце августа этот указ отменили. «Предложение иностранной валюты в стране для продажи стало сокращаться при прежнем спросе на нее, после чего рубль и начал постепенно слабеть, потеряв с тех пор (с 22 августа) уже примерно 2,5%», – говорит эксперт.

При этом осенью традиционно растет спрос на иностранную валюту со стороны импортеров, поэтому, не исключает Чернов, падение рубля вполне может продолжаться в ближайшие месяцы.

Дальнейшие прогнозы курса зависят от решения ЦБ в пятницу на следующей неделе. На рынке нет сомнений, что регулятор пойдет на снижение ставки (вопрос: насколько) – и от этого зависит судьба рубля.

У Банка России большое пространство для снижения учетной ставки, заявил глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников. Он отметил, что ситуация с инфляцией сейчас коренным образом отличается от начала года, так как в последние два месяца, если отбросить традиционную индексацию тарифов ЖКХ в июле, наблюдается дефляция. На рынке кредитования по-прежнему охлаждение.

«Оценки Минсельхоза по урожаю достаточно благоприятные, поэтому каких-то дополнительных рисков не видим... Плюс курс достаточно крепкий, вопрос по ценам на непродовольственные товары не столь остро стоит», – отметил министр.

Однако за это приходится расплачиваться охлаждением экономики, которая в июле выросла всего на 0,4% против 1% в июне в годовом выражении. «Мы видим, что инфляция в ценах производителей прекратилась – цены за год не изменились, что в общем не очень хороший фактор – это говорит, что спроса недостаточно в экономике. Мы видим, что многие машиностроительные заводы сейчас недозагружены», – добавил он.

В банке ПСБ ждут снижения ставки на 200 б. п. (или на 2% – до 16%) в следующую пятницу, но не удивятся и более смелым решениям Банка России – снижению ставки на 300 б. п. (или на 3%).

Однако Чернов не ждет снижения ставки сразу на 300 б. п., а прогнозирует смягчение ставки на 100-150 б. п. или максимум на 200 б. п., как на прошлом заседании, до 16%. Николай Дудченко из ФГ «Финам» тоже ждет снижения ставки на более чем на 100-200 б. п.

«Надо признать, что снижение ставки на 200 б. п. – до 16% годовых – принципиально ситуацию не изменит, курс рубля будет относительно спокойным. Ситуация начнет меняться, когда уровень ставки снизится до 12-14%»,

– говорит Дудченко.

Шаг до 200 б. п. во многом заложен в стоимость рубля, поэтому движения курса не должны быть взрывными, поясняет Чернов. Поэтому он ждет роста курса доллара в сентябре примерно до 83 рублей при условии отсутствия дополнительных внешних шоков, в первую очередь санкционных.

Но если российский регулятор удивит рынок и пойдет на более смелые шаги по снижению ставки, то простимулирует более резкое ослабление рубля. «Более быстрое снижение ставки ЦБ сделает кредиты доступнее, простимулирует потребление внутри страны, что, с одной стороны, повысит импорт и спрос на инвалюту, а с другой – снизит интерес инвесторов к рублевым активам. Это может привести к ослаблению рубля», – поясняет Дудченко.

Однако пока эксперты ждут плавного ослабления рубля. «Курс доллара в сентябре может колебаться в диапазоне 80–83 рублей с возможными резкими всплесками до 85 рублей и потенциалом роста до 88–92 рублей к декабрю при сохранении негативных факторов. Курс единой европейской валюты способен достичь 95 рублей в ближайшие дни и подрасти до 100–110 рублей к концу года», – прогнозирует Чернов из Freedom Finance Global.

«В нашем базовом сценарии курс доллара может подняться в диапазон 90-93 рубля, а курс евро может вырасти до 97-99 рублей. Но все будет зависеть от траектории ставки. Есть факторы, например, инфляционные ожидания, которые могут повлиять на решения ЦБ», – говорит Дудченко.

Между тем есть те, кто уже заждались ослабления рубля. В первую очередь это экспортеры. «Для компании-экспортера каждое увеличение стоимости доллара на один рубль прибавляет к рублевой выручке сумму, равную долларовой выручке. Как пример, если у компании 1 млрд долларов экспортной выручки в год, то при ослаблении курса рубля к доллару на один рубль рублевая выручка компании увеличится на 1 млрд рублей в год

(до налогов и импортных издержек)», – поясняет Чернов.

На крепкий рубль, в частности, жаловались российские аграрии, так как валютные доходы от экспорта пшеницы при пересчете в рублевую выручку сжимаются, что снижает рентабельность. Весной аграрии жаловались, что если в 2024 году рентабельность зерновых была около 20%, то в этом году упала до нуля в некоторых регионах. Это касается любых компаний, которые имеют высокий вес в структуре выручки. Это и нефтяники, и металлурги, и угольщики, и химики.

Бюджетные доходы тоже от этого страдают. Кроме того, что падают нефтегазовые доходы бюджета из-за снижения котировок, так еще и крепкий рубль усугубляет это падение.

«Нефтегазовые доходы бюджета напрямую зависят от курса доллара и рубля, но это лишь один из факторов его наполнения, а не точная формула. На фактический эффект влияют также цены на нефть и ее логистику, коэффициенты НДПИ/демпфера, скидки Urals и объемы экспорта и т. п.», – заключает Чернов.