Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

9 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

9 комментариев
13 ноября 2017, 17:15 • Экономика

России пророчат фазу «пополнения кубышки»

России пророчат фазу "пополнения кубышки"

России пророчат фазу «пополнения кубышки»
@ Сергей Коньков/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

В предстоящие семь лет российскую экономику ждет рост, но не выше 2%. Рубль продолжит слабое падение, а инфляция сохранит уровень до 4% в год. Таков общий вывод опроса 26 авторитетных экономистов, подготовленный НИУ ВШЭ. Что это означает для страны и к чему готовиться населению и бизнесу?

В свежем опросе Института «Центр развития» НИУ ВШЭ приняли участие 26 экспертов из России и других стран, в том числе аналитики Sberbank CIB, VTB Capital, UBS, JPMorgan, Morgan Stanley, ING и Renaissance Capital. Предыдущий опрос проводился в августе. И с тех пор экономисты стали смотреть в будущее более оптимистично.

Во-первых, все ждут более высокий рост ВВП в 2017 году – вместо 1,4% ранее до 1,8% теперь. Во-вторых, экономисты более уверенно говорят о снижении потребительских цен. Судя по всему, Центробанку наконец удалось убедить экспертное сообщество, что низкая инфляция – это всерьез и надолго. Опрошенные экономисты ждут в этом году инфляцию не выше 3,3% и верят в сохранение ее уровня в районе 4% в дальнейшем. А это целевой уровень инфляции, за который бился Банк России. При этом ключевая ставка ЦБ снизится с 8% по итогам 2017 года до 6% к концу 2023 года, считают опрошенные. 

Наконец, экономисты ждут относительно стабильный курс рубля. С одной стороны, рубль продолжит ослабляться, с другой стороны – в ближайшие годы не должно быть резкой девальвации российской валюты. Курс рубля будет снижаться, но очень медленно. В ближайшие годы – примерно на 2,5% в год, затем – на 1,5%, считают опрошенные. «Таким образом, с учетом разницы темпов инфляции в США и России реальный курс рубля практически не будет меняться», – полагает директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. 

Так, согласно опросу, к концу этого года доллар будет стоить 59,3 рубля, а к концу следующего – 60,8 рубля. Через три года (к концу 2020 года) за доллар будут давать 62,4 рубля, а через шесть лет (к концу 2023 года) – 64,8 рубля.

Что же касается роста российской экономики, то экономисты верят, что в ближайшие несколько лет он будет продолжаться. Еще совсем недавно было падение. Печалят лишь темпы роста, которые не будут превышать 2%. Половина опрошенных экспертов считает, что уже в 2018 году темпы роста ВВП будут ниже, чем в 2017 году. Около трети думают, что рост в 2019 году будет ниже, чем в 2018 году. Разница, правда, исчисляется долями процента. Но очевидно одно –

на взрывные темпы роста ВВП, как это было в жирные 2000-е, надеяться не приходится. Российскую экономику ждет медленное выздоровление от затяжного кризиса 2014–2016 годов с ростом ВВП до 2% вплоть до 2023 года.

Этот прогноз строится на том, что нефть марки Urals, на основе которой верстается бюджет, будет не падать, а расти, хоть и крайне медленно – всего на 1–2 доллара в год (с 52 долларов за баррель в среднем за 2017 год до 61 доллара в 2023 году). При этом МЭР РФ закладывает в проект бюджета более дешевую нефть, зачастую по цене на 10–15 долларов ниже. Поэтому риск неисполнения федерального бюджета с возможной последующей дестабилизацией финансовой системы выглядит достаточно низким, считает Смирнов. А это также залог стабильной макроэкономической ситуации.

В целом темпы роста выше среднего показывают сегодня сельское хозяйство и грузоперевозки. В ряде промышленных отраслей также наблюдаются положительные тренды. Есть улучшение ситуации и в розничной торговле, которая более двух лет показывала спад.

Однако в строительстве спад еще не преодолен, по-прежнему проблемы испытывает сектор платных услуг. Все это логично вытекает из низкого потребительского спроса. «Реальные доходы населения снижаются два года кряду. Спрос постепенно растет, и здесь показателен рост продаж автомобилей и бытовой техники, но медленными темпами. И мы не ожидаем, что потребительский спрос станет драйвером роста российской экономики», – считает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук. Но это ситуация в целом по стране, а если посмотреть на региональные особенности, то значительная часть регионов до сих пор остается в состоянии стагнации и даже рецессии.

Разумеется, прогноз, основанный на опросе НИУ ВШЭ, – не истина в последней инстанции. «Предсказать, что ждет российскую экономику в ближайшие семь лет – сложно, так как в этом уравнении слишком много неизвестных. И одно из неизвестных – это цены на нефть», – говорит Роман Ткачук.

Собственно, выход российской экономики в этом году на рост ВВП на 2% также во многом заслуга восстановившихся цен на нефть. «России будет непросто сохранить такие темпы роста, особенно если нефтяные котировки откатятся вниз в район 50 долларов за баррель», – указывает на один из главных рисков Ткачук.

Однако в целом этот опрос дает ориентир для бизнеса и населения, к чему готовиться в следующие семь лет. Бизнесу лучше развивать долгосрочную стратегию и повышать качество товаров и услуг. Потому что в условиях стагнирующего потребительского спроса конкуренция за кошельки клиентов будет становиться все жестче.

«При таком прогнозе стоит строить свои планы с учетом сохранения существующих условий в долгосрочной перспективе. Для бизнеса это означает упор на медленное развитие, а не на получение быстрой прибыли», – согласен основатель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин.

Населению тоже стоит привыкать к новой реальности: зарплаты расти будут, но далеко не взрывными темпами, поэтому лучше иметь подушку безопасности. «Населению стоит идти в ногу с правительством, то есть постепенно накапливать сбережения, при этом отдавая предпочтение доллару», – считает Роман Ткачук. В приоритете правительства сейчас как раз накопление резервов. В частности, Минфин в третьем квартале направляет все сверхдоходы, полученные от высоких цен на нефть, на покупку валюты.

«Россия находится в фазе «пополнения кубышки» на случай политических или экономических потрясений в будущем. Для россиян же это означает, что, даже если цены на нефть будут высокими, бюджетные расходы не будут активно увеличиваться – мы продолжим жить с затянутыми поясами», – говорит Ткачев.

..............