31 марта, вторник  |  Последнее обновление — 05:26  |  vz.ru
Разделы

Коронавирус получил защиту от «агрессивных белых мужчин»

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
В рамках предлагаемой обществу концепции «солидарной ответственности» вирус становится фактически «меньшинством», чьи права можно нарушить высказыванием и чье «единственно верное» описание является юридически защищенной категорией. Подробности...

Когда умер Лимонов, я попросил не говорить глупостей

Захар Прилепин, писатель
Само существование великой русской литературы есть залог бессмертия нации, и преждевременное прощание с ней – признак глупости и пораженчества. Что смерть Бондарева лишь заново высветила. Подробности...

На нефтяном рынке играют в китайские шахматы

Леонид Григорьев, профессор, завкафедрой мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ
Модель ситуации, сходной с той, что сложилась на рынке нефти, существует в древних китайских шахматах: игроки – втроем – должны делать свои ходы с каменными лицами. Выигрывает один, но во время игры каждому игроку приходится делать ходы то в коалиции с партнером справа, то с партнером слева. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

    Как полиция следит за соблюдением карантина по коронавирусу в разных странах

    Полиция по всему миру несет службу в особом режиме из-за коронавируса. В то время, как в странах Европы, Азии и Латинской Америки обычные люди обязаны сидеть на карантине, стражи порядка следят за его исполнением. В Италии полицейским помогают дроны
    Подробности...

    Коронавирус увеличил социальную дистанцию между людьми

    В числе основных мер борьбы с распространением нового коронавируса специалисты Всемирной организации здравоохранения назвали увеличение социальной дистанции. Риск заражения сильно снижается, если между людьми сохраняется расстояние более метра. Власти большинства стран прислушались – и призвали граждан сделать так же
    Подробности...

    Путин посетил больницу в Коммунарке

    Путин приехал в больницу в Коммунарке, где находятся зараженные коронавирусом. Президент оделся в защитный костюм и осмотрел здание в сопровождении главврача Дениса Проценко. Как считают эксперты, своим визитом в больницу Путин демонстрирует, что власть уверена в своих силах и спокойна
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Рада приняла закон о рынке земли на Украине

        Главная тема


        Россию обвинили в попытке развалить ЕС коронавирусом

        передача заболевания


        Назван основной путь заражения коронавирусом в Москве

        медицинская гипотеза


        Онищенко оценил возможность советской прививки БЦЖ защитить от коронавируса

        научные исследования


        Российскую вакцину от коронавируса испытают на специально выведенных хорьках

        Видео

        крестьянская реформа


        Чем отмена крепостного права навредила России

        «европейский дом»


        Пандемия поставила крест на наполеоновских планах Макрона

        спасение жизней


        Ужесточение мер в России может стать спасением от коронавируса

        Ценовая война


        Почему Европа и США отказываются покупать дешевую нефть

        Информационная война


        Александр Малькевич: Википедия – оружие Третьей мировой войны

        Модель ситуации


        Леонид Григорьев: На нефтяном рынке играют в китайские шахматы

        Выборы под угрозой


        Артём Бузила: Эпидемия отменяет демократию

        викторина


        В чем российские женщины опередили весь мир?

        на ваш взгляд


        Как долго вы психологически готовы соблюдать режим самоизоляции?

        Российские порты вышли на рекорд

        Наиболее значительный рост грузооборота – сразу на 40,6% – показали порты Арктического бассейна   20 января 2017, 08:16
        Фото: Алексей Куденко/РИА Новости
        Текст: Николай Проценко

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Грузооборот морских портов России впервые в истории перевалил за отметку 700 млн тонн в год, но это далеко не предел. Новая инфраструктура, новые суда, а также общая ситуация на мировых рынках гарантируют, что рост данного показателя продолжится даже несмотря на то, что Россия взяла на себя обязательства по сокращению добычи нефти.

        По данным Ассоциации морских портов России, совокупный грузооборот отрасли за 2016 год составил 721,9 млн тонн, увеличившись на 6,7%. Падение стоимости внешнеторгового оборота (по последним данным, в январе – ноябре 2016 года он сократился на 13,4% до 422,8 млрд долларов) никак не сказалось на объемах товаров, которые переваливают российские порты. За последнее десятилетие еще не было ни одного случая, когда их грузооборот оказался бы меньше, чем за предыдущий год, а в целом с 2006-го по 2016 год он увеличился на 77,4%.

        Удвоение арктической нефти

        «Главная уникальность танкера в том, что он способен ломать толстый лед и доставлять нефть в условиях круглогодичной навигации в Арктике при температурах до минус 45 градусов»

        Наиболее значительный рост грузооборота в 2016 году – сразу на 40,6% – показали порты Арктического бассейна, остановившись в шаге от уровня в 50 млн тонн. Ключевым фактором столь высокой динамики стало увеличение перевалки наливных грузов в 2,2 раза до 23,1 млн тонн, что сопоставимо с прошлогодними объемами перевалки сухих грузов в российской Арктике (26,6 млн тонн).

        Такой прирост оказался возможен прежде всего благодаря вводу в эксплуатацию рейдового перевалочного комплекса «Норд» на базе плавучего нефтехранилища «Умба» в порту Мурманска. Через этот танкер-накопитель можно переваливать около 12 млн тонн нефти в год, а сырье поступает с двух месторождений «Газпром нефти»: Новопортовского на Ямале и Приразломного на шельфе Печерского моря. В январе прошлого года «Умба», построенная на японской верфи Hitachi Zosen, пришла на смену прежнему плавучему нефтехранилищу – «Белокаменке», которая работала в течение 15 лет.

        Помимо нефти в Мурманске заметно выросла перевалка минеральных грузов через местный балкерный терминал, который в начале прошлого года приобрел российский холдинг «ЕвроХим», один из мировых лидеров на рынке удобрений. Уже по итогам семи месяцев 2016 года терминал обработал 3 млн тонн грузов, показав более чем двукратный прирост в сравнении с тем же периодом предыдущего года. Новый собственник продолжил модернизацию мощностей терминала: в середине прошлого года была введена в эксплуатацию новая судопогрузочная машина «Нева-1500», первая в своем классе, причем спроектированная и изготовленная в России.

        Запуск нового перевалочного комплекса позволил нарастить грузооборот Мурманского порта сразу в полтора раза – до 33,4 млн тонн, при этом сам «Норд» за 11 месяцев принял порядка 7,42 млн тонн нефти, за счет чего Мурманск вошел в первую десятку российских портов по перевалке наливных грузов. Это не предел. Перспективы дальнейшего увеличения перевалки нефти связаны с планами компании «Совкомфлот», которая заказала три танкера ледового класса для доставки в Мурманск черного золота с Обской губы и платформы «Приразломная». Еще три судна заказала компания «Газпром нефть». Головное судно серии «Штурман Альбанов» дедвейтом 41,5 тыс. тонн было спущено на воду в прошлом марте и приступило к перевозке нефти в сентябре. Главная уникальность этого танкера в том, что он имеет высокий ледовый класс Arc7, способен ломать толстый лед и тем самым доставлять нефть в условиях круглогодичной навигации в Арктике при температурах до минус 45 градусов. 

        Двузначные темпы прироста (21,6%) показал в прошлом году и арктический нефтепорт Варандей в Ненецком автономном округе, переваливший 8 млн тонн. Еще в 2014 году ЛУКОЙЛ, которому принадлежит этот терминал, сообщил о планах нарастить его грузооборот до 10 млн тонн, прежде всего за счет увеличения добычи на расположенных поблизости месторождении имени Требса и месторождении имени Титова, которое холдинг Вагита Алекперова разрабатывает совместно с Башнефтью. В результате за два года прирост объемов нефти, переваленной через Варандей, увеличился почти на 3 млн тонн.

        Расширение угольного «окна»

        Второй по значимости вклад внес Дальний Восток, где общий грузооборот морских гаваней вырос на 8,3% до 185,5 млн тонн. Здесь также был зафиксирован определенный прирост перевалки наливных грузов (+2,1% до 74,5 млн тонн), но объем сухих грузов вырос значительно больше: на 13% до 111 млн тонн.

        В качестве важнейшего экспортного продукта дальневосточных портов в 2016 году утвердился уголь. Например, порт Ванино в Хабаровском крае уже по итогам девяти месяцев сообщал о том, что наибольший рост – почти в полтора раза – показала именно перевалка угля на экспорт. Угольный порт Посьет в Приморском крае, входящий в структуру холдинга «Мечел», увеличил перевалку на 37,2% с 5,1 млн тонн в 2015-м до 7 млн тонн в 2016-м.

        Одним из факторов увеличения грузопотока стало открытие доступа к мощностям порта сторонним экспортерам угля в конце 2015 года. В результате Дальний Восток смог внести заметный вклад в увеличение экспорта российского угля – по итогам 11 месяцев 2016 года он увеличился на 13,2% к январю – ноябрю 2015-го (до 149,5 млн тонн), что связано прежде всего с восстановлением цен на мировом рынке.

        После того как будет завершено строительство ряда новых угольных терминалов, объемы отгрузки российского угля через дальневосточные порты вырастут еще более значительно. 2016 год оказался весьма урожайным на подобные проекты. Так, в Приморском крае о планах развития угольного терминала «Север» в порту Восточном сообщила группа «Сумма» Зиявудина Магомедова. О готовности достроить третью очередь своего терминала уже в 2017 году заявил другой оператор Восточного: Управляющая портовая компания. В Хабаровском крае строящиеся в бухте Мучке порта Ванино угольные терминалы компаний «Дальтрансуголь» и «Сахатранс» смогут направлять на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 24 млн тонн угля в год.

        Кстати, в октябре АО «Дальтрансуголь», входящее в холдинг СУЭК, отгрузило на флот 100-миллионную тонну угля, установив рекорд дальневосточных портов за последние восемь лет. В общей сложности грузооборот порта Ванино, по данным Ассоциации морских портов России, в прошлом году вырос на 11,6%, перешагнув рубеж в 30 млн тонн.

        Экспорт подстегивает рост

        По мнению руководителя исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, основным источником роста грузооборота российских портов станет дальнейшее наращивание экспорта. Потребность в этом формирует упавший курс рубля – увеличение объемов экспорта позволяет поддерживать его стоимость.

        Как будет выглядеть Керченский мост
        Как будет выглядеть Керченский мост
        Хорошие перспективы Безбородов видит прежде всего в угольном сегменте и в перевалке контейнеров, которая в 2016 году почти достигла уровня 4 млн TEU (условных контейнерных единиц), что превышает показатель 2015 года на 1,4%. Однако в весе контейнерный оборот вырос сразу на 2,5 млн тонн, причем груженый оборот рос, а порожний падал.

        При этом в экспорте наливных грузов ожидается определенная стабилизация в связи с обязательствами России по сокращению добычи нефти, однако может произойти и перераспределение потоков в направлении Китая, от чего опять же выиграют порты Дальнего Востока. Такая тенденция наблюдалась уже в 2016 году, когда значительно (на 32,3%) упала перевалка нефтепродуктов в порту Санкт-Петербурга, в связи с чем его общий грузооборот сократился на 5,6% до 48,6 млн тонн. В то же время значительно выросла перевалка нефти в порту Де-Кастри в Хабаровском крае, грузооборот которого прибавил 10,4%, составив 11,5 млн тонн (по итогам 11 месяцев прошлого года этот порт занял восьмое место в России по перевалке наливных грузов).

        Наконец, четвертый год подряд российский портовый рынок может рассчитывать на такой важный драйвер, как паромная переправа через Керченский пролив, также показавшая в прошлом году приличный прирост. Грузооборот порта Кавказ, откуда отправляются паромы в Крым, в 2016 году увеличился на 8,8% (до 33,2 млн тонн), а порта Керчи – на 22,4% (до 9,6 млн тонн). Однако уже через пару лет, с открытием моста в Крым, столь высокая динамика в этих портах исчезнет естественным образом, напоминает Безбородов.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............