Стратегия демократов кажется уже вполне ясной: продолжать заливать в уши американцам амфетаминовый сироп «энергии радости», не давая прийти в сознание, и в атмосфере «шоу должно продолжаться» рисовать Камале «полный успех» до тех пор, пока выборы не окажутся в кармане.
4 комментария«Просто дело громкое»
Арест Владимира Евтушенкова вызвал бурную реакцию
Домашний арест Владимира Евтушенкова в связи с делом о незаконной приватизации Башнефти вызвал крайне эмоциональную реакцию как рынка, так и бизнес-сообщества. Появились даже обвинения в адрес Роснефти, якобы захотевшей заполучить Башнефть. Вся эта шумиха не должна мешать объективному расследованию уголовного дела.
Более 5,5 млрд долларов капитализации потеряли публичные компании АФК «Система», подконтрольные Владимиру Евтушенкову. Акции компаний начали резкое падение в среду на открытии торгов, после новостей о том, что бизнесмена посадили под домашний арест. Торговля акциями АФК «Система» даже была приостановлена в 10.24 мск после падения их стоимости более чем на 20% в течение десяти минут подряд.
Если от приватизации крупнейшего в республике нефтехимического комплекса бюджет не получил ни копейки, это вызывало и вызывает озабоченность
В итоге сама АФК к 12 мск на Лондонской бирже подешевела на 32%, до 6,8 млрд долларов. Компания потеряла около 3,4 млрд капитализации. Сотовый оператор МТС на последней торговой сессии в Нью-Йорке подешевел на 4,5%, это потеря 806 млн долларов капитализации. Башнефть рухнула на торгах Московской биржи на 14%. Это минус около 1,3 млрд долларов рыночной стоимости.
Евтушенков, чье состояние Forbes оценивает в 9 млрд долларов, является председателем совета директоров и крупнейшим совладельцем «Системы». Он обвиняется по делу о незаконной приватизации предприятий башкирского ТЭК, которые сейчас входят в состав Башнефти (86,7% акций принадлежит АФК «Система»). Причем бюджет республики не получил от этой приватизации ни копейки.
При чем тут Евтушенков?
Эта история уходит корнями в конец 1990-х годов. Именно тогда Урал Рахимов (сын бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова) начал приватизацию башкирского ТЭК и завершил ее к августу 2003 года. Еще тогда Счетная палата выявила, что эта приватизация является «беспрецедентным случаем похищения активов из госсобственности». Правда, сначала расследование ничем не закончилось, но в апреле этого года оно было возобновлено: Басманный суд Москвы арестовал акции Башнефти в качестве обеспечительной меры по делу о нарушении при приватизации.
По данным следствия, Рахимов с рядом лиц, используя положение своего отца – президента Республики Башкортостан, и при поддержке, предположительно, бизнесмена армянского происхождения Левона Айрапетяна похитил контрольные пакеты акций ряда АО на 130 млрд рублей, а потом продал эти акции АФК «Система» и другим юрлицам всего за 2,5 млрд долларов. АФК «Система» через два года после завершения приватизации (в 2005 году) выкупила у компании Рахимова предприятия башкирского ТЭК за 600 млн долларов (сделки окончательно завершены в 2009 году). Оставшиеся части были переданы в благотворительные фонды.
Эта схема вызвала вопросы у нового главы республики Рустэма Хамитова, так как от приватизации крупнейшего налогоплательщика и работодателя региона бюджет Башкирии не получил ни копейки. «Я как руководитель республики, безусловно, заинтересован в справедливом рассмотрении всех этих дел. Если от приватизации крупнейшего в республике нефтехимического комплекса бюджет не получил ни копейки, это вызывало и вызывает озабоченность», – говорит Рустэм Хамитов. «Я уверен, что следствие разберется, и в конечном итоге республика, может быть, получит то, что ей причитается», – добавил глава Башкирии.
В рамках расследования уголовного дела в отношении экс-главы Башнефти Урала Рахимова министерство земельных и имущественных отношений республики уже предъявило гражданский иск о компенсации 209 млрд рублей.
Сначала Евтушенков никак не был задействован в этом деле. Однако теперь следствие подозревает, что с помощью сделки по покупке приватизированных предприятий башкирского ТЭК Евтушенков похитил и легализовал денежные средства, полученные преступным путем.
Накануне ему предъявлены обвинения в хищении и легализации акций компании «Башнефть» и в отмывании денежных средств. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 1 млн рублей. Бизнесмен был помещен под домашний арест до 16 ноября по месту прописки в Московской области. На него надет электронный браслет.
- На Евтушенкова надет электронный браслет
- Один из богатейших людей России попал под арест
- Из России за год незаконно вывезли 1 трлн рублей
- Торги привилегированными акциями Башнефти приостановлены
- Роснефть назвала заявления Ходорковского бредом
Менеджмент АФК считает, что сделка по приобретению группы «БашТЭК» была законна и прозрачна, компания сотрудничает со следствием и намерена использовать все законные средства для отстаивания своей позиции, говорится в заявлении АФК «Система». Сам Евтушенков также «не признает своей вины и отвергает все обвинения в свой адрес», сообщил источник, близкий к следствию, передает «Прайм».
Эмоциональная реакция
Это дело ожидаемо вызвало бурную реакцию. Накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорил, что рынок может эмоционально отреагировать на предъявление обвинения владельцу АФК «Система». Однако, по его словам, это не повод для того, чтобы правоохранительные органы не могли выполнять необходимые следственные действия».
Громкое дело вызвало массу предположений и неоднозначную реакцию у бизнеса, в СМИ началась настоящая полемика. Так, экс-глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский в интервью газете «Ведомости» связал уголовное дело в отношении Евтушенкова с конфликтом с Роснефтью. Он предположил, что Роснефть нацелилась на приобретение Башнефти, уступить которую на предложенных ему условиях Евтушенков отказался («уперся»). В этой связи он также упомянул собственный уголовный процесс, хотя и заявил о различиях в подоплеке двух дел.
В свою очередь Роснефть уверила, что никогда не вела переговоры по покупке Башнефти, это «дезинформация». «А какие у кого планы психоделические существуют – извините, я за это не отвечаю», – сказал пресс-секретарь Роснефти Михаил Леонтьев.
Также стали появляться параллели с делом ЮКОСа. В Роснефти считают недопустимым сравнивать все экономические дела, включая ситуацию вокруг главы АФК «Система», с делом ЮКОСа, при этом обвиняя в этом компанию, сказал Леонтьев.
«Он сравнивает это с ЮКОСом. Я уважаю Владимира Петровича Евтушенкова, давно его знаю. По моим сведениям, в АФК «Система» никого не убивали. В отличие от компании Михаила Борисовича. Как минимум. Про остальное не знаю, компетентные органы разберутся. Но как минимум он приписывает АФК «Система» поведенческие повадки ЮКОСа, за нею не отмеченные. Не надо так», – сказал Леонтьев РИА «Новости».
Ходорковский также высказал мнение, что президент России теряет управление. «Я вижу в этом полную потерю управления со стороны президента, который просто не видит, что творится у него под носом. Я сомневаюсь, что, если бы он это видел, чтобы он оценивал это неадекватно, чтобы дать такую команду, такое разрешение. А он, видимо, просто не видит, что у него под носом творится. У него другие дела. А это очень плохо», – подчеркнул Ходорковский.
Однако пресс-секретарь президента, предвосхищая вопросы, еще накануне ответил на них. По словам Пескова, президенту было доложено о предъявлении обвинений бизнесмену сразу после того, как было принято решение поместить Евтушенкова под домашний арест.
Все попытки окрасить ситуацию вокруг основного акционера АФК «Система» Владимира Евтушенкова «в какой-либо политический цвет» или провести параллели с делом ЮКОСа являются неверными и абсурдными, считают в Кремле, сообщил Дмитрий Песков.
По его словам, президент РФ Владимир Путин рассчитывает, что следствие получит от главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова все ответы в результате следственных действий в строгом соответствии с законом «и невзирая ни на имена, ни на должности».
На практике очень часто за гораздо менее масштабные обвинения и тяжкие дела сразу применяют обычный арест со всеми вытекающими: СИЗО, наручники, камера, сокамерники
При этом Путин подчеркнул, что «никто не вправе вешать ярлык «виновен» на кого бы то ни было до того, как будет выполнено беспристрастное судебное разбирательство и вынесен соответствующий вердикт суда».
Бизнес возмущается
Между тем бизнес-сообщество приняло в штыки обвинение Евтушенкова и меру пресечения. Так, руководитель Роснано Анатолий Чубайс, коллега Евтушенкова по бюро правления РСПП, заявил, что не понимает текст обвинения. «Не понимаю, как можно всерьез говорить об отмывании денег Евтушенковым, не понимаю, как можно его привязывать к сделкам по приватизации Башнефти, к которым он вообще не имел никакого отношения», – заявил Чубайс «Интерфаксу» в среду утром.
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин тоже считает, что приватизация Башнефти и продажа компании – это «две разных сделки». «Если приватизация прошла с нарушениями закона, то это не значит, что АФК «Система» была недобросовестным приобретателем», – сказал Шохин.
При этом арест Евтушенкова, по словам Чубайса и Шохина, наносит серьезный удар по бизнес-климату России. К слову, Ходорковский тоже сказал, что сложно найти более неудачный момент для таких действий.
В РСПП также считают, что домашний арест – это избыточная мера. «Владимир Евтушенков не отказывался от общения со Следственным комитетом. Могли быть другие меры», -– считает Шохин.
Не видит целесообразности в домашнем аресте и зампред комитета Госдумы по безопасности Александр Хинштейн («Единая Россия»). «Если он собирался скрыться из страны, наверное, он это мог сделать многократно», – сказал он.
Суд мог бы не ограничивать свободу основного акционера АФК «Система», учитывая его вес и авторитет в предпринимательском сообществе, считает также и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Хотя он и признал, что мера пресечения выбрана в соответствии с законом.
«Просто дело громкое»
На самом деле с точки зрения права домашний арест – это вообще мягкое решение. «А для такого дело оно особенно мягкое», – говорит газете ВЗГЛЯД адвокат компании «Налоговик» и руководитель направления по защите прав предпринимателей центра «Общественная Дума» Сергей Варламов.
Управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «СБП» Кира Гин-Барисявичене тоже не понимает, почему сторонникам Евтушенкова домашний арест представляется строгой и существенной мерой. «На практике очень часто за гораздо менее масштабные обвинения и тяжкие дела сразу применяют обычный арест со всеми вытекающими: СИЗО, наручники, камера, сокамерники и прочее», – говорит Гин-Барисявичене.
Варламов поясняет, что человека арестовывают в тех случаях, когда он подозревается в совершении преступления, за которое по закону положено больше трех лет лишения свободы. При этом по каждой из трех статей обвинений Евтушенкову предусматривается срок лишения свободы больше трех лет. Поэтому ничего из ряда вон выходящего тут нет.
С другой стороны, Кира Гин-Барисявичене соглашается с РСПП в том, что приватизация Башнефти и продажа компании АФК «Система» – это две разные сделки. «Поэтому в такой ситуации следственным органам придется как-то доказать вину Евтушенкова в форме умысла. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях. Предстоит доказать событие преступления – время, место, способ, виновность лица в совершении преступления, форму его вины и мотивы», – говорит Гин-Барисявичене.
В любом случае, пока бизнесмена арестовали, следствие ищет доказательства. «Арест Евтушенкова и предъявление ему обвинений может означать, что СКР подозревает или нашел какие-то связи Евтушенкова с незаконной приватизацией Башнефти, с незаконной ее покупкой или с незаконными сделками с акциями компании, – говорит Сергей Варламов. – Евтушенков может быть замешан, потому что он руководитель и основной владелец компании, причастной к сделке с Башнефтью, т. е. следствие может считать, что именно он и осуществлял все незаконные действия, контролировал и оплачивал их».
Теоретически Евтушенкова могут позже как отпустить за отсутствием улик, так и предъявить доказательства и судить. «Его арест и проходящее следствие еще не означает, что его осудят или что его скоро не освободят и не снимут подозрения. Это обычная практика следствия. Просто дело громкое», – говорит Варламов.
Сейчас только идет следствие и собираются доказательства, затем пройдет суд, который уже решит, обоснованы ли обвинения и доказательства, собранные следствием, и виновен ли Евтушенков. «Но и до суда еще надо дойти, поскольку не все уголовные дела передаются в суд. Часть из них закрывают по различным причинам, например из-за недостаточности улик, из-за отсутствия состава преступления и т. д.», – отмечает юрист.
Следственный комитет в свою очередь уже призвал не делать поспешные выводы о виновности или невиновности Евтушенкова. Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин рассказал, что следователи изъяли большое количество документов, необходимых для расследования дела в отношении миллиардера, предстоит их экспертный анализ. «Впереди у следователей огромная работа, и делать какие-то выводы о виновности или невиновности слишком преждевременно», – сказал он, пообещав объективное расследование.