Главная проблема отношений между Россией и странами Центральной Азии – это пока неспособность найти свой, третий путь, который бы отличался от уже невосстановимой советской модели, но не повторил бы печальный опыт европейцев и их бывших колоний.
0 комментариевУпражнения в рецессии
Улюкаев: Риск наступления рецессии в России существует
В России снова зазвучало слово «рецессия». Крайне слабые показатели роста ВВП во втором квартале заставили произнести его Алексея Улюкаева. По его мнению, отечественная экономика в стагнации, риск впадения в рецессию имеется. Но во втором полугодии все изменится к лучшему, верит он.
Слово на букву «р»
В понедельник, отвечая на вопрос, есть ли угроза рецессии в России, министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил: «Она существует». «Риск такой существует, но задача экономической политики – это правильные учеты риска. Надеюсь, мы такой ответ представим», – заявил он.
Риск такой существует, но задача экономической политики – это правильные учеты риска
По предварительным данным Росстата, рост ВВП России во втором квартале составил 1,2%. Это неожиданно оказалось гораздо ниже прогноза Минэкономразвития РФ, которое планировало, что во втором квартале рост ВВП составит 1,9%. В первом квартале рост ВВП составлял 1,6%.
По прогнозу МЭР, по итогам года рост ВВП ожидается на уровне 2,4% против 3,4% в 2012 году. По словам замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, в конце августа МЭР может пересмотреть прогноз по этому показателю. Кстати, 2,4% – это уже пересмотренный прогноз, до апреля текущего года прогноз роста ВВП на 2013 год министерства составлял 3,6%. «1,2% роста во втором квартале – это ниже нашего прогноза, и это аргумент в сторону снижения (прогноза на год)», – цитирует Клепача «Интерфакс». И Улюкаев, и Клепач охарактеризовали сложившуюся ситуацию термином «стагнация».
Тем не менее Улюкаев отверг возможность пересмотра прогноза. «Есть много факторов, которые позволяют говорить, что результаты (во втором полугодии – ВЗГЛЯД) будут лучше, чем в первом полугодии, благодаря показателям промышленного производства. Относительно 2,4%: я не вижу оснований пересматривать эти показатели, у нас возможности есть», – приводит слова Улюкаева ПРАЙМ.
Что же касается рецессии, то разговоры о ней он назвал «статистическими упражнениями». «Это такие статистические упражнения, которые не меняют принципиальной оценки того, что во втором полугодии показатели будут лучше, чем в первом», – отметил Улюкаев. Показатели улучшатся, по мнению министра, «из-за эффекта базы, из-за сельскохозяйственного года и исходя из курсовых соотношений более слабого рубля, из-за кредитной активности».
Центробанк занят другим
Что касается действий, которые могли бы взбодрить экономику, то экспертов удивило то, что на прошлой неделе в пятницу Банк России сохранил ключевые ставки на прежнем уровне. Ставка рефинансирования как была 8,25%, так и осталась. А ведь от Центробанка требовали в правительстве смягчения денежной политики и более активного участия в стимуляции роста. Ожидалось, что Эльвира Набиуллина, новый глава ЦБ, бывший министр экономического развития, примет соответствующие меры. Но этого не произошло.
- МЭР назвало пять мер стимулирования роста экономики
- Наталья Орлова: У экономики РФ есть два фактора поддержки
- Триллиона рублей может недосчитаться российский бюджет
- Минфин и МЭР спорят об уровне нагрева экономики
Алексей Улюкаев объяснил действия ЦБ тем, что достижение показателей инфляции важнее и что есть надежда улучшить показатели экономики и без помощи ЦБ. «У нас довольно амбициозные цели по инфляции на следующий год, и нужно думать о том, чтобы те шаги, которые будем делать сегодня, не помешали в будущем. У нас неплохие шансы улучшить ситуацию во втором полугодии. Это чувствительный вопрос – изменение ставок, – сказал министр. – Сейчас существует разрыв между потенциальным и фактическим ростом, и в этом смысле смягчение денежной политики возможно. Но необходимо ли оно? Я понимаю логику коллег вполне и не хотел бы в нее вмешиваться».
Меры стимулирования
Ранее Улюкаев уже представлял обширный пакет мер для стимулирования роста экономики России. Первый блок – это стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Второй блок мер касается повышения инвестиционной активности, включая финансирование инфраструктурных проектов из средств ФНБ и пенсионных накоплений в ВЭБе. Третий блок мер – это повышение доступности банковского кредитования. Еще один блок мер – это улучшение делового климата через реализацию дорожных карт, как уже принятых, так и тех, которые предстоит разработать. Последний блок направлен на решение отдельных отраслевых проблем, связанных со вступлением России в ВТО.
В понедельник он подробнее остановился на некоторых из них. Улюкаев предлагает увеличить объем кредитов, выдаваемых малому и среднему бизнесу, на 500 млрд рублей за счет субсидирования процентной ставки путем размещения через ВЭБ 100 млрд средств Фонда национального благосостояния. «Нам необходимо создать федеральный гарантийный фонд и укрепить региональные гарантийные фонды. За счет комфортной системы рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу, которые будут выдавать банки, по моим расчетам, вполне возможно примерно на 400–500 млрд рублей в год увеличивать объем кредитного портфеля», – сказал он. Он подчеркнул, что в этом случае кредиты будут доставаться малому бизнесу по ставке не выше 10% годовых.
По его мнению, «вместе с нефинансовыми мерами это станет мощным механизмом, реально востребованным бизнесом». Улюкаев подчеркнул в интервью газете «Коммерсант», что госбанки могут распространить модель «кредитной фабрики», аналогичную розничному кредитованию, на малый и средний бизнес.
«Предложения Минэкономразвития – шаги в безусловно верном направлении, но ставка в 10% по-прежнему высока», – комментирует заявление Улюкаева сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка. По его словам, ставка должна быть 6–7%, а сегодня малый и средний бизнес кредитуется под 14–15%, вплоть до 20%, передает ИТАР-ТАСС.
«Основные инструменты стимулирования экономики в данном случае и при существующих в России условиях – это, в первую очередь, снижение ставки рефинансирования и ставки по кредитам, в том числе коммерческими банками, с которыми чаще всего работает бизнес. Кроме того, следует увеличить государственное финансирование инфраструктурных проектов, что приведет в действие мультипликатор и будет способствовать росту экономики в целом, а также повышению инвестиционной привлекательности России на мировой арене», – сказал газете ВЗГЛЯД Александр Удодов, частный инвестор, вице-президент МГК «Итера» по непрофильным активам компании.
«Я не ожидаю, что Минэкономразвития будут предприняты какие-либо действия, которые способны кардинально в краткосрочной перспективе повысить темпы роста российской экономики», – отметил в свою очередь аналитик Инвесткафе Тимур Нигматуллин. По его мнению, Улюкаев может действительно рассчитывать на рост во втором полугодии, но главным фактором здесь станет динамика экспорта, который в июне 2013 года вырос на 3,4%, показав самый значительный месячный прирост с начала 2013 года.
«Дело в том, что основной причиной замедления темпов роста российской экономики стала рецессия в еврозоне. Еврозона является основным внешнеторговым партнером России. Поэтому снижение совокупного российского экспорта в первом полугодии 2013 года на 2,7% год к году до 254 млрд долларов и оказало столь негативное влияние на темпы роста ВВП России», – отметил он. Постепенный выход еврозоны из рецессии с лагом в два–три месяца даст положительный эффект и для экономики России.