Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Как России трактовать сирийский опыт

Умение признавать, что события развиваются подчас нежелательным для России образом, как в случае с Сирией, должно сочетаться с полной готовностью к продолжению борьбы и уверенностью в нашей стратегической дееспособности.

0 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Из Сирии торчат уши не только Турции, но и Франции

Страны еще недавно находились если не на грани войны, то на пороге большого геополитического столкновения в Восточном Средиземноморье. Французов, судя по действиям их военных кораблей у берегов Ливии, обеспокоила активность и успехи турок. В Ливии игроки поддерживали разные противоборствующие лагеря. Не говоря уже о том, что внешнеполитические концепции Турции и Франции входят в прямое противоречие. Но, похоже, игроки отложили противоречия в сторону.

7 комментариев
Илья Ухов Илья Ухов Как полонофилия разбудила декабристов

Император Александр I был известным полонофилом – любителем всего польского. В результате польский вопрос и непропорциональные привилегии Варшаве порождали множество вопросов в среде русского офицерства.

18 комментариев
19 сентября 2012, 18:45 • Экономика

«Сечин хочет создать нефтяной Газпром»

Роснефть ищет деньги для покупки доли BP в ТНК-BP

«Сечин хочет создать нефтяной Газпром»
@ РИА "Новости"

Tекст: Ольга Самофалова

Игорь Сечин, президент Роснефти, готовит плацдарм для воплощения в жизнь сделки по покупке доли BP в ТНК-BP. Он уже обратился в банки с просьбой предоставить кредит на 15 млрд долларов, а накануне Владимир Путин встречался с главами Роснефти и BP. Некоторые считают, что Игорь Сечин лелеет мечту создать из Роснефти подобие Газпрома, только в нефтяной сфере.

Крупнейшая нефтяная компания России «Роснефть» обратилась к банкам, чтобы обсудить условия получения кредита на около 15 млрд долларов. Деньги необходимы для финансирования покупки 50-процентной доли BP в компании ТНК-ВР, передает Bloomberg со ссылкой на источник, знакомый с условиями сделки. Британская компания может получить доступ к российскому арктическому шельфу. Это будет часть сделки по продаже Роснефти своей половины в ТНК-BP, сообщает агентство.

Сделка по продаже доли BP в ТНК-BP Роснефти будет включать в себя 15 млрд долларов наличными, 10 млрд долларов акциями и доступ к Арктике

В настоящее время по 50% ТНК-ВР принадлежит британской ВР и российскому консорциуму AAR. AAR подконтролен «Альфа-группе» Михаила Фридмана (25%), «Ренове» Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника (по 12,5%).

Не исключено, что условия сделки обсуждались накануне вечером во время встречи президента Владимира Путина с главой Роснефти Игорем Сечиным, председателем совета директоров британской BP Карлом-Хенриком Сванбергом и главным управляющим Робертом Дадли. Официально на встрече обсуждались вопросы, связанные с продолжением и расширением присутствия BP на российском рынке, заявил накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

В конце июля Боб Дадли заявил, что план по продаже доли в ТНК-ВР не означает, что компания намерена покинуть Россию. «BP надеется играть важную роль в энергетическом секторе России еще многие десятилетия», – заявил Дадли.

Справедливая цена всей компании ТНК-BP составляет 50–60 млрд долларов, а стоимость 50-процентного пакета BP – 25–30 млрд долларов, указывает аналитик «ИФД Капиталъ» Виталий Крюков. «Вероятно, сделка будет сложнее, чем просто выкуп доли за счет привлеченных 15 млрд долларов наличными. Часть сделки Роснефть может оплатить своими акциями. На балансе Роснефти имеется 12,6% выкупленных собственных акций. Кроме того, BP может быть предоставлено право доступа на арктический шельф, о чем ранее компании вели переговоры. Все эти опции будут учитываться в оценке пакета BP в СП», – отмечает Крюков.

Похоже, что сделка по продаже доли BP в ТНК-BP Роснефти будет включать в себя 15 млрд долларов наличными, где-то 10 млрд долларов акциями и доступ к Арктике, соглашается лондонский аналитик Investec Securities Стюарт Джойнер. По его мнению, это предложение будет выгодным для BP, британская компания может стать достойным партнером Роснефти в Арктике.

Впрочем, директор аналитического департамента «Компания Альпари» Александр Разуваев оценивает половину ТНК-BP в 20–25 млрд долларов, при этом сделка, по его мнению, пройдет ближе к нижней оценке.

«Естественно, за кэш никто ее реализовывать не будет, вероятно, будут задействованы акции, как казначейские бумаги, так и возможна дополнительная эмиссия, которая ограничена только сохранением госконтроля в Роснефти», – считает эксперт. Кроме того, он не исключает, что «каким-то боком будет задействован кэш «Сургута», который сейчас превышает 30 млрд долларов», так как «именно «Сургут» в свое время дал Роснефти кэш на покупку «Юганска».

Беспокойные отношения

Отношения BP с российскими партнерами в ТНК-ВР – консорциумом AAR – изначально не задались. В 2008 году Дадли был вынужден уйти с поста главы предприятия и покинуть Россию после нескольких месяцев борьбы между акционерами по поводу стратегии. Миллиардер Михаил Фридман покинул пост главного управляющего директора ТНК-ВР в этом году. Он должен был остаться у руля компании до конца 2013 года.

В прошлом году AAR через суд заблокировал сделку BP по обмену акциями с Роснефтью и совместной разработке арктического шельфа Карского моря. Сделка оценивалась в 7,8 млрд долларов. Однако по акционерному соглашению BP не может участвовать в российских проектах без своего партнера. AAR воспользовался этой лазейкой и расстроил сделку, выиграв иски в Лондонском и Стокгольмском судах. В итоге Роснефть поменяла BP на Exxon Mobil.

На фоне обострившегося корпоративного конфликта BP в июле заявила, что готова продать свою долю в российском СП. Российский консорциум AAR высказал заинтересованность в покупке половины 50-процентного пакета акций ВР: 25% компании примерно за 10 млрд долларов. В это же время Роснефть 24 июля заявила, что тоже вступила в переговоры с британской компанией с целью купить долю в ТНК-BP, но уже все 50% акций BP в СП.

В конце июля российские акционеры ТНК-BP заявили, что не против владеть компанией на паритетных началах вместе с Роснефтью.

Однако в начале сентября президент Роснефти Игорь Сечин сказал, что компания взяла паузу относительно покупки доли BP в ТНК-BP, пока британская компания ведет переговоры со своими российскими партнерами – консорциумом AAР. «Есть ограничения, соглашение акционеров, которые не позволяют третьим сторонам совать нос», – сказал Сечин.

Акционерное соглашение ТНК-BP не раскрывается, однако, по неофициальной информации, у AAR есть преимущественное право выкупа доли BP в СП. Кроме того, BP не может в 90-дневный или 135-дневный период вести переговоры по сделке со своими акциями.

Встреча Путина с представителями BP и Роснефтью и поиски Роснефтью 15 млрд долларов в банках не означают, что AAR полностью вышел из игры и готов уступить, считает Виталий Крюков. «Но это говорит о том, что у Роснефти есть интерес к сделке. Понятно, что пока Роснефть не может открыто об этом говорить и вести прямые переговоры с BP, чтобы не наступить на те же грабли, что и раньше. Пока еще не истек формальный срок, когда AAR по акционерному соглашению имеет право первым выкупить долю партнера. По истечении срока Роснефть активизирует переговоры с BP, а сейчас, видимо, готовится почва: привлекаются кредиты и прорабатывается схема сделки», – считает Виталий Крюков.

Нефтяной Газпром

Роснефть заинтересована, с одной стороны, заполучить ТНК-BP, которая обладает крупными месторождениями, а с другой – воспользоваться опытом BP и разделить риски с английской компанией в арктических проектах.

ТНК-BP, созданная в 2003 году, владеет такими крупными месторождениями, как Верхнечонское месторождение в Восточной Сибири, нефть с которого подается в ВСТО, а также Уватское и Каменное в Западной Сибири. «Компания также владеет лицензиями на освоение Сузунского, Тагульского и Руссо-Речинского месторождений, расположенных недалеко от принадлежащего Роснефти Ванкора, и для них будут установлены те же налоговые ставки, что и для близлежащих месторождений Роснефти», – указывает старший аналитик «КапиталЪ Управление активами» Виктор Марков.

Понятно, что ААР также хочет увеличить свою долю в перспективном активе, который длительное время будет создавать денежные потоки.

Александр Разуваев считает, что Сечин хочет создать нефтяной Газпром. «О том, что в российском нефтяном секторе грядут новые сделки, стало ясно, когда Игорь Сечин возглавил компанию. Он всегда был сторонником создания нефтяного Газпрома, предполагая консолидировать на базе Роснефти «Сургут», ТНК-BP, Зарубежнефть и, возможно, даже Транснефть. Теперь Сечин, вероятно, начал реализовывать данную идею. Думаю, что Роснефть хочет выкупить всю компанию. В свое время Абрамович продал Газпрому Сибнефть, и сейчас, видимо, (российские акционеры AAR) пойдут тоже этим путем. Нет такого олигарха, который бы не мечтал о национализации на рыночных условиях», – говорит Александр Разуваев.

Впрочем, попытка Роснефти выкупить долю AAR в СП с BP уже предпринималась. После того как в начале 2011 года AAR заблокировал сделку по созданию стратегического альянса между Роснефтью и BP, последние предложили AAR продать свою долю в ТНК-BP. Британская BP готова была дать 8 млрд долларов наличными и 9 млрд долларов своими акциями, а Роснефть – еще 15 млрд долларов. Однако тогда договориться с AAR не удалось.

..............