19 января, воскресенье  |  Последнее обновление — 13:12  |  vz.ru
Разделы

Почему русские не обижаются

Дмитрий Грунюшкин, писатель
Национальность – это нормально. Это естественно. Плохо, когда национальность начинает считать себя нацией, оставаясь национальностью. Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

В послании Путина проявилось его мировоззрение

Сергей Худиев, публицист, богослов
Важны не только сами экономические меры (хотя их значение очень велико), но и то послание обществу, которое стоит за ними: государство осознает, что семья и дети – это огромная ценность, а родительство заслуживает самой решительной поддержки. Подробности...
Обсуждение: 66 комментариев

Германия начала борьбу за выживание в будущем миропорядке

Василий Федорцев, политолог, германист
То, что сейчас происходит между Берлином и Москвой, – это только первые признаки перемен, и российско-германский диалог, по всей видимости, в новом десятилетии станет более сложным и многогранным. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

    Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

    В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек
    Подробности...

    Извержение вулкана Тааль на Филиппинах

    12 января на Филиппинах начал извергаться вулкан Тааль, расположенный посреди одноименного озера в 100 километрах от столицы страны Манилы. В результате местные сейсмологи объявили четвертый, предпоследний, уровень опасности
    Подробности...

    Австралию охватили неукротимые лесные пожары

    Австралию охватили самые мощные за всю историю страны лесные пожары – их площадь составляет уже 10 миллионов гектаров. Это стало результатом рекордной засухи, притом что обычно этот сезон приходится на декабрь – март. 28 человек погибли, среди них трое пожарных, разрушено около шести тысяч зданий. Ущерб экономике страны оценивается в 3 млрд долларов США
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В Германии заявили о попытке Меркель не допустить «триумфа России» в Ливии

        Главная тема


        Запущен процесс развала Британии

        «внешнее кураторство»


        Тимошенко заявила о начале «ликвидации» Украины

        «утраченные из-за СССР»


        Пушкинский музей ответил на претензии Польши на картины

        «рады предложить услуги»


        Латвия похвасталась технической возможности для поставок нефти в Белоруссию

        Видео

        поставки газа


        Германия начала сражение за «Северный поток – 2»

        «демографический пакет»


        Путин вступился за семьи перед «моральными уродами»

        группа граждан


        Коммунисты и либералы не захотели величия России

        «принципы децентрализации»


        Меркель перевела Украину на ручное управление

        Признаки перемен


        Василий Федорцев: Германия начала борьбу за выживание в будущем миропорядке

        Новая эра


        Владимир Можегов: Русская мечта как мировоззрение

        Колоссальные средства


        Ирина Алкснис: России осталось решить одну большую проблему

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        Каким будет новый премьер-министр Мишустин?

        Тайский массаж мозга

        В прокат выходит триумфатор Каннского кинофестиваля – «Дядюшка Бунми, который вспоминает свои прошлые жизни»

        29 апреля 2011, 23:18

        Текст: Дмитрий Дабб

        Версия для печати

        За свою жизнь дядюшка Бунми убил очень много коммунистов и садовых вредителей, чем и испортил себе карму. Теперь, умирая от почечной недостаточности, он делит свой стол с шабашником из Лаоса, призраком умершей жены и сыном, который женился на обезьяньем призраке и сам стал обезьяньим призраком. Причем единственным сотрапезником дядюшки, вызывающим недоумение у гостей, является шабашник из Лаоса.

        Прошлогодний конкурс Канн был относительно слаб, зато эклектичен – присутствовали и михалковские «Утомленные солнцем – 2», и гениальная «Поэзия» Ли Чан Дона, и «Красата» (sic!) Гонсалеса Иньярриту, и «Счастье моё» Лозницы, где эксплуатируется модная ныне (прежде всего, в самой России) тема русофобии. В таких условиях жюри под председательством Тима Бертона приняло единственно возможное решение – политическое. «Пальмовая ветвь» досталась Апичатпонгу Верасетакулу – режиссеру-гомосексуалисту из Таиланда, знающему толк в защите нелегальных иммигрантов. В том же «Дядюшке Бунми» одна из первых реплик главного героя являет собой правозащитную матрицу: «лаосцы гораздо трудолюбивее, чем мы, тайцы», и нужную пару заменителей («таджики-русские», «арабы-французы», «турки-немцы», «мексиканцы-англосаксы») вам подскажет ваше гражданство.

        В принципе, в случае с «Бунми» можно заподозрить вообще что угодно. Восточные сказки давненько нам строят глазки, но культурный код тайцев, их традиции, буддийская школа Тхеравада в замесе с деревенскими суевериями – всё это для европейца так же непролазно, как тайские джунгли, а ведь есть еще и загадочная «тайская масс-культура», отсылками к которой Верасетакул также не гнушается пользоваться. То есть ничто не помешало бы ему свести свою картину к чистому надувательству, в котором неискушенный зритель-фаранг и политкорректное жюри фестивалей искали бы скрытые подсмыслы. Равным образом туристов разводят заклинатели змей, выпивая на их глазах яд только что подоенной кобры. Равным образом туристов разводит сам Таиланд, презентуя в своих курортных зонах сосредоточение порока и оставаясь при этом страной с весьма патриархальными нравами.

        Однако принять версию о надувательстве как базовую мешает тот простой факт, что снят «Бунми» с явной авторской любовью и сентиментальной нежностью. Другое дело, что данная история о смерти и распараллеленных реальностях, рассказанная вопреки всем правилам внятного рассказа, не отменяет и ироничного заигрывания с синефилами как Европ, так и Азий. Ближе к титрам режиссер вообще соскакивает на фотофильм – демонстрацию слайдов, но если в фильмах-метафорах из Вьетнама или Китая эти слайды обычно показывают зверства какой-нибудь военщины, то у Верасетакула военщина показана в обнимку с пойманным йети.

        Посему этот до крайности незрелищный фильм про дядюшку-визионера может быть рекомендован к просмотру не только начитанному по верхам «небыдлу», которые смотрят подобное кино для того лишь, чтобы казаться умнее (хотя им – в первую очередь). Не только тем, кому для понимания метафоры о Платоновой пещере, ограниченности восприятия и «глазах, что должны привыкнуть к темноте» не требуется Википедия. Не только преданным фанатам Верасетакула и его «Тропической болезни». Но и тем, кому настроение фильма важнее, чем его содержание. Аналогично можно получить удовольствие от разговора с умным, но иноязычным собеседником, где значение отдельных слов компенсируется интонацией. И тебе не принципиально, что выступает этот умный собеседник как Капитан Очевидность, рассказывая нафталиновые истины про «внутреннюю красоту, которая важнее, чем внешняя», про «земные проблемы, смешные перед лицом вечности» и про «сов, которые не то, чем они кажутся».

        Хочется надеяться, что именно этим и руководствовалось каннское жюри. Этим, а не тезисом «искусство не нуждается в разъяснениях» (потому что тогда в разъяснениях не нуждается и фаллос на Литейном). Этим, а не тем же, чем руководствуется букеровский комитет, награждая замешанную на африканских верованиях «черную прозу» (потому что снисходительное поощрение экзотики – тоже разновидность расизма). Этим, а не модой на «шокирующую Азию», связанную, в том числе, с кризисом христианской идентичности.

        В конце концов, сам Верасетакул, заикнувшись о «переоцененности небес» и отдав должное Родине «музыкой джунглей», заставил-таки своего персонажа – буддийского монаха – сменить сангати на футболку и кеды, а на титрах зарядил бодрый и вполне себе современный рок.

        То есть, прошел вершину творчества, держа курс на Запад.

        Если не считать, конечно, что вершина была пройдена Верасетакулом еще в 2003-м, и вершина эта – мюзикл «Приключения железной киски», развязный трешак про трансвестита – секретного агента спецслужб.

        Лично я – считаю.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............