8 декабря, воскресенье  |  Последнее обновление — 06:10  |  vz.ru
Разделы

Зеленский везет в Париж свою формулу

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга
Задача Зеленского – достичь прекращения активных боевых действий (развод войск, обмен пленными, частичное восстановление экономических связей), но не допустить выполнения Минских соглашений и прекращения западных санкций против России. Подробности...
Обсуждение: 22 комментария

Христианская риторика мажора Жукова выглядит грубой подделкой

Максим Соколов, публицист
Потрясаться словом Е. С. Жукова можно разве что при полном незнанье своей страны. Когда холодную, искусственную риторику нам объявляют словом, исполненным искренней сердечной боли, немудрено, что против подмены восстают и самые деликатные люди. Подробности...
Обсуждение: 84 комментария

Пусть всю оставшуюся жизнь ходят и оглядываются

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Россия никак не сможет изменить то, что Запад навесит на нее очередное обвинение, даже если оно совершенно огульно. Но один плюс во всем этом есть безусловно – укрепление за Россией той самой репутации государства, которое охотится на террористов, игнорируя границы, писаные правила и проходящие годы. Подробности...
Обсуждение: 32 комментария

    Меланья Трамп показала рождественский интерьер Белого дома

    Первая леди США Меланья Трамп показала, как украсила к Рождеству и Новому году свою резиденцию. «Дух Америки сияет в Белом доме», – написала Меланья в своем Twitter. Длина всех гирлянд, развешанных по дому, превысила 240 метров
    Подробности...

    Россия построила свою часть автомобильного моста в Китай

    На Дальнем Востоке построили первый в России трансграничный мост – он соединил Благовещенск с китайским Хэйхэ. Подготовка к строительству шла почти 20 лет, стартовало оно в 2016 году. Тогда стоимость проекта оценивали в 19 млрд рублей
    Подробности...

    Путин открыл скоростную трассу Москва – Петербург

    Путин открыл движение по новой скоростной трассе М-11, соединившей Москву и Петербург. Максимальная скорость движения по трассе сейчас – 110 км/ч. В будущем скорость повысится на 20 км. Это первая автодорога, объединяющая две столицы, построенная в новейшей истории России
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Соловьев напомнил предупреждение Путина о последствиях эскалации в Донбассе

        Главная тема


        Россия готова прийти на переговоры с США с «Кинжалом»

        «Не просим ничего»


        Лукашенко назвал условие интеграции с Россией

        проект о бюджете


        Стало известно о решении США по санкциям против «Северного потока – 2»

        «вера в насилие»


        Адвокат студента ВШЭ Жукова признался в финансировании ВСУ

        Видео

        «Турецкий поток»


        Российский газ для Венгрии и Сербии застрял в Болгарии

        специальная акция


        «Поздравить страну!» Газета ВЗГЛЯД объявляет сбор новогодних видеообращений читателей

        гонка вооружений


        Удастся ли американской ракете догнать российский «Кинжал»

        Мифология Запада


        КГБ приписывают еще одно знаковое убийство

        Оборонный потенциал


        Сергей Мардан: История Великой полярной армады началась 60 лет назад

        Репутация государства


        Ирина Алкснис: Пусть всю оставшуюся жизнь ходят и оглядываются

        Последнее слово


        Максим Соколов: Христианская риторика мажора Жукова выглядит грубой подделкой

        викторина


        Знаменитые цитаты – фейк или не фейк?

        на ваш взгляд


        Чем для вас является YouTube?

        И Даррен в области балета

        В прокат выходит «Черный лебедь» Аронофски – один из главных фильмов года, если судить по номинациям на «Оскар»

        4 февраля 2011, 16:15

        Текст: Дмитрий Дабб

        Версия для печати

        В балетном триллере «Черный лебедь» тема «изящнейшего из танцев» подана через литры крови и бесконечное самоистязание. И так убедительно подана, что становится понятно, почему балет в России считается чуть ли не национальным видом искусства, а путч 1991-го прошел на фоне «Лебединого озера».

        Режиссера Даррена Аронофски можно любить, можно не любить, но просто необходимо ценить за то, как красиво он развел эстетствующих снобов и прочее «небыдло». Снобы им долго восхищались и аттестовали «культовым», пока вдруг не заметили, что фильм «Реквием по мечте», например, числится «любимым» на Вконтакт-страничках почти всех подростков, кто слово «нравится» с мягким знаком пишет.

        На том был проклят Аронофски. Для снобов смотреть те же ленты, что и условный «народ», это как на одну скамейку с прокаженным присесть – табу, харам, зашкваришься. Говорите, «Черный лебедь» вам понравился? Так пойдите же прочь из тонкого мира чувственных интеллектуалов! В деревню, в глушь, в Саратов!

        Не очень-то и хотелось, между прочим. А посему – браво, Даррен! Тролли и дальше почтенную публику, которую ты нагло кинул, «из одного корыта с плебсом» заставил жрать. Ведь Аронофски отнюдь не «испортился», он всегда таким был. «Особое видение»  особым видением, но сюжеты-то пошлейшие, характеры-то прозрачнейшие. Зато единство музыки и действия, актеры с харизмой, «народу нравится». «Черный лебедь» это ведь почти «Терминатор». Просто без роботов. И про балет.

        «Терминатор» хороший фильм? О том и речь.

        Нью-Йорк – высокие здания, высокие стремления, высокое искусство. Нетривиально гетеросексуальный хореограф Лерой открывает новый сезон «Лебединым озером», а под закрытие старого отправляет на пенсию свою prima ballerina assoluta. На роль новой примы более других подходит Нина (Натали Портман) как самая техничная и бесконечно преданная балету даже на ручку слива в туалете она нажимает ногой. Одна беда: ангельское создание прекрасна как белый лебедь – Одетта, но никак не тянет на черного – Одилию, ибо безгрешна. Лерой решает поправить положение и, произнеся слово «трансцендентальность», лезет к новой приме под пачку – к пороку приучать.

        Параллельно в труппе обживается новенькая – разбитная чертовка Лили, а ее плохому учить не нужно, ученая. Боясь, что конкурентке отдадут роль черного лебедя (а значит и белого), Нина скатывается в паранойю, в манию преследования и, разумеется, в раздвоение личности, которое в кино встречается много чаще, чем в психиатрии. С тех самых пор уже не разобрать, что в кадре – реальность, а что – галлюцинации и горячечный бред.

        Сравнивать «Черного лебедя» с предыдущей работой Аронофски «Рестлером»  значит банальничать, но без этого сравнения, увы, никак: сам режиссер заявлял, что это диптих и что оба фильма надо оценивать вкупе. Тема вроде бы одна на двоих – саморазрушение человека через преданность профессии и, как это обычно у Аронофски, разрушение показано буквально, физиологически: пальцы ног мокры от крови, с кровью же вырваны заусенцы, из нервных расчесов на лопатках тоже проступает кровь. Однако зрительский потенциал у «Черного лебедя» много выше, он уже собрал в прокате в три раза больше, чем «Рестлер», и вполне понятно, почему. Кассу фильму делают не критики и не эстетствующие снобы, кассу делает народ. А реслинг – зрелище сугубо мужицкое, на него жену-подругу не затащишь, чем ты это мясо ни приправь.

        Балет, в общем и целом, «из той же оперы», единству полов не способствует: многие мужчины (если они, конечно, не из Питера родом) идут в бенуар как на Голгофу. С одной лишь мыслью идут – не захрапеть бы. Аронофски решил вопрос в лоб, визуализировав все желанные для них сексуальные подтексты (например, раскрыл тему лесбийского секса) и убрав все нежеланные (в кадре – ни единого гея). Тут уж если и спать, то спать и видеть: чтобы сделать белого лебедя черным ака грязным хореограф Лерой предлагает героине Портман практиковать по утрам мастурбацию.

        Потому-то и много поклонников у фильмов Аронофски, что любую немассовую тему он делает вполне опереточной. Так было в дебютном «Пи» с модной в среде высоколобых кабалистикой. Так было в «Реквиеме по мечте» с наркотиками – на тот момент уделом «альтернативного кино». Так в «Черном лебеде» с сексуальными комплексами и балетом – высоким искусством, поданным через триллер и танцевальные сцены типа клип: современный техноритм сочетается с Чайковским столь ярко, что хоть сейчас на MTV показывай. Подобного с балетом в кино не делал, пожалуй, еще никто, и есть риск, что многие оценят. Лови тогда па-де-дё и антраша в новогоднюю ночь на Первом где-то между оливье и Галкиным, а сбоку – одно из двух: либо Басков будет петь, либо Билан.

        Клипами Аронофски не ограничился и запихнул в свой фильм все связанные с балетом стереотипы (кроме геев, как выше сказано). Имена Нина и Лили. Еврейских актрис российского происхождения (и Портман, и ее врагиня Мила Кунис «из наших» будут). Ревность матери-неудачницы. Музыкальную шкатулочку с вращающейся танцовщицей. Байки Дягилевских сезонов о страстях внутри труппы, когда конкуренткам в обувь толченое стекло подсыпают. Наконец, рингтоном на мобильнике Нины служит понятно какая музыка понятно какого композитора. А у Якубовича на мобильнике заставка «Поля чудес» стоит, не иначе.

        К слову, о страстях. Страсти у Аронофски щедро сдобрены оккультизмом, начиная с разбитого зеркала – спутника всего фатального, заканчивая талисманами – косметикой бывшей примы, которую Нина крадет из гримуборной «на удачу». Стоит ли говорить, что все хорошие герои тут в белом, все плохие – в черном, что спина злодейки украшена татуировкой в виде сатанинских крыльев и что вокруг отражения Нины то и дело проступает нимб.

        Весь фокус, однако, в том, что родня Аронофски, конечно, не Басков и не Волочкова, ибо последовательность строго обратная – не свести высокий жанр к пошлости, а довести пошлые приемы до уровня искусства. Родня ему Пол Верховен – великий окультуриватель балаганщины и счастливый раб своих сексуальных страстишек. Аронофски даже выше: полюбить «Шоу Герлз» нельзя, а «Черного лебедя» можно. И не просто можно, а хочется. Ну очень хочется плюнуть на все условности, нырнуть в эту пошлость с головой и стоя присоединиться к гулу аплодисментов за кадром, которым фильм, разумеется, закончится, ведь иначе закончиться не мог.

        Интеллектуальным снобам не понять, но как иначе, если не стоя? Режиссура – блеск, картинка – ах, актеры – ах три раза. В их числе – многоликий Венсан Кассель (Лерой), кочующий из фильма в фильм не так, будто его для новой роли гримируют, а так, будто разных мужиков гримируют под Касселя.

        Другой вопрос, что у Аронофски всегда дают Актер Актерыча и разбиваются в лепешку. Потому что ценят. Невозможно не ценить волшебника в голубом вертолете. Он и кино покажет, и всем раздаст по эскимо – Джареда Лето выведет в люди, Эллен Бёрстин вернет любовь критики, Хью Джекману позволит поиграть лицом, а не мускулами. Микки Рурка вообще достал чуть ли не с того света, а Натали Портман, судя по всему, введет в свет высший – «оскаровский». Если же с «Оскаром» не срастется, так не на одну же голову валить столь безграничное счастье – на съемочной площадке Портман и мужа нашли, и детскую мечту осуществили. Балериной хотела быть? Получите. За такое не жалко, если тебя на сцену пару раз уронят с криком «вот зе фак!» И ведь уронят: балет – искусство высокое. Интеллигентное очень.

        Напоследок – мораль. Считается, что в фильмах Аронофски обязательно должна быть мораль. В случае диптиха «Рестлер» плюс «Черный лебедь» мораль, наверное, выглядит так: дорогие родители, пожалейте детей, не отдавайте мальчиков в секцию единоборств, а девочек – в балетный класс.

        Птичек жалко.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............