Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

0 комментариев
Андрей Колесник Андрей Колесник Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

0 комментариев
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

4 комментария
21 декабря 2009, 18:10 • Культура

Сталин, пеши исчо!

Открылась выставка хулиганских автографов Сталина

Сталин, пеши исчо!
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ян Шенкман

В понедельник стукнуло 130 лет со дня рождения Сталина. Кем был юбиляр? Эффективным менеджером? Спасителем Отечества? Уголовником? Общественный консенсус по этому вопросу не достигнут. Если же верить рисункам со скабрезными сталинскими автографами, выставленным в галерее Гельмана, генералиссимус был безобидным старикашкой, веселым пошляком. Ведь так мило, так остроумно − написать на рисунке Серова: «Голой ж… не сиди на камнях! Иди в комсомол и на рабфак!»

Не так уж важно, подлинные это автографы или очередная концептуальная провокация. Перформанс, акция, надувательство. С одной стороны, организаторы выставили вместе с экспонатами копию почерковедческой экспертизы. С другой, все равно выглядит глуповато: вдруг откуда ни возьмись появляется на свет божий папка с рисунками Репина, Серова и Иванова. Как раз к юбилею появляется.

Имя владельца не оглашают. Интересно, почему? Может, он боится кражи? Или преследований со стороны антисталинистов?

Рисунки учебные, из фондов Императорской академии художеств, насколько можно судить по штампу. По содержанию – обнаженная натура. Мужчины и женщины, принимающие позы античных статуй. Все как обычно. Кроме одного − надписей.

Рядом с тщедушным бородатым мужиком накарябано: «Что такой худой Михал Иваныч? Работой занимаюсь. Ананизм – не работа. Марксизмом займись! Хе-хе! И. Сталин». Шутка в духе ЖЖ. Даже междометье это – «хе-хе» − сейчас вошло в обиход наряду с «пеши исчо», «убей себя апстену» и «выпей йаду».

Еще сюжет: над лежащей девушкой стоит натурщик и задумчиво чешет в затылке. Сталин возмущается: «Дурак!!! Совсем забыл, что делать?» Рядом с другой обнаженной нимфой, что стоит спиной к зрителю, прямо написано, что с ней делать. Для пущего колорита – по-грузински.

И так далее. В надписях упоминаются Радек, Горький, Плеханов. Для каждого Сталин находит по грубоватой остроте. Вероятно, он решил, что Репин, Иванов и Серов рисовали карикатуры. Как говорится, с кем не бывает.

В самом факте подписей нет ничего странного. Писал же Иосиф Виссарионович на полях платоновских рассказов. Правда, не так остроумно, но тоже как на заборе: «мразь», «ничтожество», «подлец». Это нормально. Другое дело, станет ли нормальный человек подписывать текст: «Выдайте парню трусы»? Не станет. Между тем под этой сакраментальной строчкой красуется подпись «И. Сталин».

По словам организаторов, автографы можно датировать концом сороковых. Ориентировочно 1948−1949 годы. Если это так, тогда возникают дополнительные вопросы. Ни Горького, ни Радека, ни Плеханова давно уже нет в живых. А Сталин продолжает с ними полемизировать. Ругается, острит, издевается. Нет ли в этом анахронизма?

И еще. Друг физкультурников действительно держал руку на пульсе. Много читал, смотрел, слушал. Был в курсе современного художественного процесса. Но Иванов и Репин-то тут причем? Вряд ли претенденты на Сталинскую премию. Тем более речь идет даже не о картинах, а обо всеми забытых учебных рисунках. Пропагандистского значения они не имеют, а все остальное Сталина волновало мало.

Как нас уверяют, папка с рисунками была украдена кем-то из офицеров охраны. Зачем? На что угодно позарится офицер охраны, только не на репродукции с голыми мужиками. Потом, если верить организаторам, все это попало в частные руки. Какие именно, неизвестно. То есть известно, но имя владельца не оглашают.

Но все это, повторимся, неважно. Даже если автографы подлинные, суть от этого не меняется. Нам в очередной раз представили Сталина в качестве Бивиса и Батхеда своего времени. Всерьез такого человека способен принять только «Московский комсомолец», написавший по поводу сталинских автографов: «Может быть, это не цинизм монстра, а юмор гения?» Ну конечно! Как мы не догадались…

А вот какие впечатления остались у посетителей выставки: «Мы начинаем узнавать о Сталине не только как об авторитарной личности, но и как о человеке, у которого есть свои пристрастия и интересы в этой жизни. Член Союза писателей РФ Филимонов».

Словом, выставка вполне вписывается в процесс десакрализации Сталина, начатый еще в перестройку. Помните веселые картины на эту тему художников Комара и Меламида? А «Черную розу эмблему печали», где Сталин придирчиво рассматривает свои экскременты? Или фильм по рассказу Искандера «Сандро из Чегема», где друг физкультурников чавкал курочкой?..

Цель всего этого понятна: представить монстра, наводившего ужас на весь мир, самым заурядным ничтожеством. Дело хорошее, с одной стороны. Но есть и другая.

Сталин писал стихи. Гитлер − пейзажи. Бонни и Клайд были романтичной влюбленной парочкой. Отлично! Правда, как-то упускается из виду, что они еще людей убивали. Но это, наверное, пустяки.

В новостных лентах читаем: многие россияне относятся к Сталину с уважением и симпатией. Да и как не симпатизировать такому милому старикашке? Он ведь не делал никаких ужасных вещей, не так ли?

..............