Взгляд
29 мая, понедельник  |  Последнее обновление — 10:59  |  vz.ru
Разделы

Почему российскому спорту не нужно идти в Азию

Денис Миролюбов
Денис Миролюбов, Главный редактор InVoice Media
Азия – это не другая галактика и даже не «анти-Европа», а точно такая же часть общей планеты. И в ней не получится найти тихую гавань ни в спорте, ни в политике, ни в экономике. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Битва за Черноморский флот в девяностые позволила вернуть Крым

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
28 мая 1997 года Россия и Украина окончательно поделили Черноморский флот. Этот спор тянулся долгие годы. Призом победителю были не просто корабли, инфраструктура и влияние на морях. Речь в конце концов шла о целом регионе, населенном русскими людьми. Подробности...

НАТО лишает Европу мирного будущего

Алексей Ярошенко
Алексей Ярошенко, политолог
С начала 2000-х годов Россия пыталась создать триединую западную интеграцию, включающую англосакский мир, континентальную Европу и Россию. Но США саботировали все усилия России по нормализации отношений с Западом. Подробности...

Санкт-Петербург с размахом отмечает 320-летие

В субботу Санкт-Петербург отмечает 320-летие. За выходные в городе пройдут праздничные мероприятия, центром которых станут Петропавловская крепость на Заячьем острове, где начинался город, а также Сенатская и Дворцовая площади
Подробности...

Разведывательный корабль «Иван Хурс» вернулся в Севастопольскую бухту

Разведывательный корабль «Иван Хурс» вернулся в Севастополь для пополнения запасов. Ранее корабль отразил атаку беспилотными катерами вооруженных сил Украины примерно в 140 км к северо-востоку от пролива Босфор. На Украине утверждали, что «Иван Хурс» якобы сильно поврежден, но эти утверждения оказались ложными
Подробности...

В школах России начались последние звонки и выпускные вечера

По всей России начались последние школьные звонки и выпускные для учеников 9 и 11 классов. В этом году торжества проходят с особым размахом, потому что прошлые три года существовали коронавирусные ограничения. Для многих завершение учебы в школе – это один из самых трогательных моментов в жизни
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Губернатор Гладков предложил решение проблемы с обстрелами Белгородской области

    Главная тема


    На выборах в Турции победила Россия

    русофобские высказывания


    МВД объявило в розыск американского сенатора Линдси Грэма

    исторический регион


    Румыния осудила президента Венгрии из-за слов о Трансильвании

    «стесняться не надо»


    Специально упавший в грязь перед бойцами офицер привел в восторг пользователей интернета

    Видео

    битва кланов


    Как Зеленский оказался наследником Брежнева

    второй тур


    Главной угрозой для Эрдогана стали курдские резервы

    главком ВСУ


    «Воскрешение Залужного» добавило загадок в украинской политике

    падение экономики


    Германия реализовала план Маршалла наоборот

    отпор врагу


    Российская тероборона готова взять в руки оружие

    желание вернуться


    Максим Соколов: «Почетное звание» иноагента сделалось позорным клеймом

    противостоянии с Россией


    Глеб Простаков: Россия должна дать закипеть антиевропейским настроениям в Польше

    только победа


    Геворг Мирзаян: Экзистенциальная война не терпит заморозок

    карикатура


    Зеленский спел Байдену песню про F-16

    Живое молчание Бергмана

     Режиссер Ингмар Бергман
      
    6 августа 2007, 20:29
    Фото: Reuters
    Текст: Олег Рогов

    Еще один разговор о нем, о нас, о его фильмах, их сквозных мотивах и центральной проблематике, старомодности и актуальности.

    «Папа поговорил со мной!» – этим восторженным восклицанием подростка заканчивается фильм Бергмана «Сквозь тусклое стекло». А ведь всего несколько часов назад в жизни этого парня так много произошло: он (может быть) переспал со своей сестрой, ей явился Бог в образе паука и ее увезли с острова на вертолете в психиатрическую больницу. Но всё это не имеет значения по сравнению с самим фактом общения с отцом. Вернее, это общение и произошло благодаря предыдущим событиям.

    Возможность разговора

    Герои рассуждают о поисках Бога и богооставленности просто и обыденно, как будто говорят о погоде или ценах на рынке

    Общение с Бергманом, с его фильмами – феномен такого же рода. Бергман принадлежит к поколению киноотцов для нас, 30- и 40-летних, да и для всей киножизни. Гриффит, Эйзенштейн, Ланг, Мурнау, Вине – конечно, не отцы, а седобородые деды, которых мы не так хорошо помним, оставившие сундуки с сокровищами киноприемов, щедро и бескорыстно одарившие будущие поколения.

    Бергман – наверное, больше «отец», чем Антониони, Феллини, Висконти. Близкий и в то же время отстраненный, погруженный в свой мир, который приоткрывает нам. В этом мире бывает очень холодно и неуютно, как в настоящем взрослом мире, когда дети поймут, что там, у взрослых, есть не только право ложиться после полуночи.

    Но папа поговорил с нами. Мы, может быть, настраивались на совсем другой разговор, доверительный, но простой, а нам говорят не то, что мы хотели бы услышать. Ребята, которые оправдывают ожидания разговора или просто хорошие рассказчики, живут по соседству, в деревне под названием Голливуд. Бергман же знает что-то такое, что очень нам когда-нибудь пригодится, и, пусть даже мы не всё поняли, этот разговор останется с нами навсегда.

    Чтобы этот разговор состоялся, с нами должно что-то произойти, как с тем парнем из его фильма. Пусть даже не такое фатальное, но что-то выбивающее из привычной жизни. Если этого с нами еще не произошло, разговор всё равно состоится, но будет преждевременным, и нам придется возвращаться к нему снова. Благо кино стало предельно демократичным, и нам не надо «ловить» фильмы в кинотеатрах, а достаточно купить кассету или диск.

    Смерть автора – явление еще и текстологическое, именно она придает законченность корпусу текстов и оформляет его в одно целое. Бергман пытался сделать это еще при жизни, завершив свои кинотруды фильмом «Фанни и Александр», своего рода opus magnum режиссера. Однако возвращался на съемочную площадку, делая куда более камерные телевизионные ленты – послесловия к ранним работам («Сарабанда», в которой ему снова захотелось встретиться с героями «Сцен супружеской жизни») или переосмысление намеченных в прежних фильмах сюжетных линий.

    Мы видим сейчас, как оформился корпус его фильмов. Как сквозь ранние, во многом проходные ленты он шел к своему стилю, как пытался отступать от него, пробуя себя в другой манере (или в другом, непривычно солидном бюджете, как, например, в «Змеином яйце»), и как эти неудачи или полуудачи упорно возвращали его к своей дороге.

    Возможность молчания

    Одна из главных тем фильмов Бергмана – молчание Бога
    Одна из главных тем фильмов Бергмана – молчание Бога

    У этой дороги есть свои приметы. Бергман любил неявные сквозные мотивы, присутствующие в разных его лентах. Помимо традиционной актерской команды – Биби Андерсон, Лив Ульман, Эрланд Джозефсон, Ингрид Тулин, Макс фон Зюдов (где они еще так играли, как у Бергмана?), верного и гениального оператора Свена Нюквиста, Бергман нанизывал разные фильмы, как бусины, на одну ленту, давая отрицательному герою одну и ту же фамилию («Лицо», «Змеиное яйцо», «Фанни и Александр»). Или соотнося следующие фильмы с предыдущими более изощренно: в «Лице» (1958) главный герой, актер Фоглер, притворялся немым, актриса с таким же именем в «Персоне» (1966) выбирает молчание как жизненный принцип. А фильм, снятый в промежутке между этими двумя, так и назывался: «Молчание» (1963). Мальчик из него, кстати, не только «перебежал» в «Персону», но и прихватил с собой ту же книжку – почему-то Лермонтова. Добавим, что есть еще одни актер Фоглер – в фильме «После репетиции».

    Какими бы ни были сквозные мотивы в фильмах Бергмана (почти во всех, где есть эта тема) – несчастливые отношения родителей и детей («Корабль плывет в Индию», «Земляничная поляна», «Сквозь тусклое стекло», «Молчание», «Персона», «Осенняя соната», «Фанни и Александр», «Сарабанда»), странствующие актеры («Вечер шутов». «Лицо». Седьмая печать»), женские дуэты («Молчание», «Персона», «Осенняя соната») и квартеты («Шепоты и крики»), – они всегда органичны и не столь явны. Бергман как бы не может не повторять сказанного (или не напоминать о нем), но делает это исподволь, вскользь, позволяя нам самим вспоминать и сравнивать, соединяя разные фильмы в своего рода единство.

    Одна из главных тем фильмов Бергмана – молчание Бога – решена на удивление буднично. Чего-чего, а пафоса и романтики у Бергмана не встречается… Герои рассуждают о поисках Бога, о богооставленности и экзистенциальном холоде просто и обыденно, как будто говорят о погоде или ценах на рынке. Конечно, всё это уже стало общим местом, растаскано по другим фильмам, многажды процитировано.

    «Да-да, молчание Бога, Бергман, мы это уже проходили», – говорит одна из героинь Вуди Аллена. Игра со Смертью в шахматы, данс макабр из «Седьмой печати», утешение мертвой в «Шепотах и криках» или слияние лиц героинь в «Персоне» – предельно узнаваемые и растиражированные образы. Другое дело – каковы эти образы и почему всем так запомнились именно они. Ведь они не прекрасны, не оптимистичны, скорее, в них есть вызов и опасность. Но именно они – визитка Бергмана, к которой зрители и критики сами подобрали изображение.

    И кстати, что мы хотели бы услышать в этом молчании? И услышим ли мы именно то, что хотели? А если Бог тоже явится нам в виде паука? И так ли невыносимо для нас это молчание? Ведь именно оно позволяет нам говорить, говорить без умолку, как сестра Альма при молчаливой пациентке в «Персоне».

    …Я прочитал на одном сайте около полутораста зрительских отзывов на «Седьмую печать» и несколько десятков статей об этом фильме. Многие считают и визуальный ряд, и проблематику ленты старомодными или устаревшими.

    Даже если для кого-то это и так – почему бы и нет?

    Если вопрошания рыцаря в молчаливое внутреннее небо остаются без ответа, если дверь не отпирается, то – опять же, для кого-то – это может означать возможность поискать другую дверь, или найти другой ключ, или воспользоваться отмычкой.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •