Взгляд
7 июля, четверг  |  Последнее обновление — 08:29  |  vz.ru
Разделы

Зачем России Монголия и Узбекистан

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Современная международная политика – это настолько неблагоприятная среда для выживания небольших стран, что способность Монголии и Узбекистана вести взвешенную внешнюю политику уже сама по себе выглядит феноменальной. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Почему Россия не присоединила ЛНР сразу после освобождения

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Территория Луганской народной республики зачищена от украинских войск. Это открывает путь к официальному воссоединению региона с Россией. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Торговые пути определяют центры силы на планете

Герман Садулаев
Герман Садулаев, писатель, публицист
После полноценного запуска магистрали «Север-Юг» через Волго-Балт и Каспий, Евросоюз, скорее всего, начнет стремительно нищать и приходить в полное запустение. Такое уже случалось в истории много раз. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Представлена новая купюра 100 рублей

Банк России представил модернизированную сторублевую банкноту. Подход к оформлению купюры изменен – городскую тематику сменила региональная. Новые сторублевые купюры в течение 10 лет заменят собой в обращении банкноты предыдущих модификаций
Подробности...

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека
Подробности...

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В США допустили возможность исчезновения Украины с карты мира

    Главная тема


    Британия требует отставки главного русофоба Запада

    английская разведка


    Заместитель посла Британии задержан в Иране за шпионаж

    «тупиковый подход»


    Янукович призвал Киев перестать врать о победах

    противостояние с военкомом


    Женщины Закарпатья выступили против мобилизации мужей в армию

    Видео

    Кризис на фронте


    Украинцев насильно гонят «воевать с Россией»

    рецессия в США


    Антироссийские санкции довели экономику США до шоковых сценариев

    «План Маршалла»


    Запад нашел предлоги для отказа в помощи Украине

    деоккупация донбасса


    На Украине назрела новая стадия российской спецоперации

    служба в армии


    Как лучший вратарь России стал рядовым Военно-морского флота

    Жертвы пропаганды


    Михаил Диунов: Краткая история украинского сепаратизма

    Обыкновенный терроризм


    Сергей Козлов: Украина переходит к диверсиям

    Фига в кармане


    Ольга Андреева: Как определить бездарного режиссера

    на ваш взгляд


    Вы служили в армии?

    Слово и жест, цвет и рифма

    Так называемый синтетический театр становится все более популярным
       26 июля 2007, 16:19
    Фото: chekhovfest.ru
    Текст: Алиса Никольская

    Так называемый синтетический театр становится все более популярным. Режиссерам, как молодым, так и со стажем, нравится создавать спектакли, где практически не используется текст, зато в изобилии другие средства. Здесь пение и пластика, цирковые фокусы и пантомима, куклы и игра со светом…

    Таким образом, отпадает надобность в закрепленном сквозном сюжете: достаточно смысловых связок между эпизодами. Смотреть такие спектакли всегда интересно, тем более что привозимые образцы – хорошего качества. А у нас такому театру только учатся.

    Ускользающая любовь

    Вот толпа людей со стрелками вместо лиц изображает стремительное движение – будто никто не замечает, что не сходит с места

    Француз Филипп Жанти столицу посещает периодически. Первый раз это было еще в восьмидесятые, последний раз – год назад, в рамках фестиваля «Другой театр из Франции», проводимого Театром Наций.

    Каждый раз режиссер показывал что-то принципиально новое, и те, кто посещали спектакли впервые, могли не узнать его работы при новой встрече. Героем для Жанти может стать что или кто угодно; кукольник и иллюзионист, он виртуозен и прост, как всякий великий сказочник.

    На Чеховском фестивале спектакль Жанти «Край света» показывался на огромной сцене Театра Моссовета. Что немного обеднило восприятие: некоторые придумки можно было разглядеть только из первых рядов, поэтому зрители, сидевшие дальше, печалились, что спектакль воспринимался «как по телевизору».

    Но, несмотря на это, «Край света» оказался чудесным зрелищем, пленительным и печальным. Любитель разглядывать мир через хитросплетения психоанализа (недаром один из его спектаклей называется «Проделки Зигмунда»), Жанти делает основной темой «Края» стремление мужчины к женщине, не удовлетворенное до конца. Он соединяет внятность мысли и причудливость сна – на что, как не на сон, похож его спектакль?

    Вот толпа людей со стрелками вместо лиц изображает стремительное движение – будто никто не замечает, что не сходит с места. Вот любовно выстроенный крошечный городок с башенками под печальное пение уплывает в неизвестном направлении.

    Вот две огромные куклы, мальчик со змеей в штанах и девочка с ногами-ножницами, безрезультатно пытаются узнать друг друга. Бесконечные перемещения, превращения делаются так быстро, что еле успеваешь следить.

    И несложно окажется вычленить из этого многообразия историю двоих. Он и она, попавшие в круговорот, стремятся друг к другу – и сами же ускользают. Прячутся за множество масок, превращаются в призраков и чудовищ, отчаянно боятся одиночества – но в одиночестве и оказываются.

    Режиссер не оставляет им шанса, но при этом так нежно сочувствует, что в горле встает ком. И понимаешь, что вот это томление, погоня за неизвестным и желанным и составляет суть человеческого существования.

    Смерть в порту

    Окружающий мир столь многообразен, что для сценических рассказов о нем уже мало слов и психологических переживаний
    Окружающий мир столь многообразен, что для сценических рассказов о нем уже мало слов и психологических переживаний
    Аргентинское танго – музыка безумно привлекательная. И поклонников у знойного танца множество, в том числе и у нас. Поэтому спектакль «Тангера. Любовь и смерть в Буэнос-Айресе», поставленный на основе танго, да еще и на его родине, стал одним из самых желанных в афише Чеховского фестиваля.

    И ожидания оправдались. Несмотря на довольно скромный внешний антураж: порт обозначается помостом и стрелой крана, кабаре – несколькими столиками и лестницей в глубине, улица – стеной и балконом. Собственно, можно было бы обойтись и вовсе без декораций, поскольку на них никто не смотрит. Главное и единственно достойное внимания здесь – танец. Далекий от распространенного спортивного эквивалента, где точность движений важнее энергетики.

    Жанр спектакля обозначен как мюзикл, но пения здесь мало. Хотя низкий хрипловатый голос иногда появляющейся печальной дамы, выводящий томные мотивы о любви и одиночестве, впечатляет. Большего и не требуется: сюжет внятно излагается за счет пластики.

    История, если ее рассказывать, кажется банальной мелодрамой: девушка Жизель приезжает в Аргентину, влюбляется в портового работника Лоренцо, но поддается силе головореза Гауденсио, увлекшего ее в мир кабаре. В итоге она станет звездой «местного разлива», а возлюбленный погибнет от руки злодея. Накал страстей и печальная развязка вполне соответствуют настроению танго.

    А танцевальных вариаций здесь – множество. Дуэты-признания, дуэты-объяснения, дуэты-ненависть и дуэты-чувства. Несколько эпизодов танцуют мужчины: это как раз соответствует истории танго, изначально бывшего мужским танцем.

    Отточенность каждого па сочетается у исполнителей с упоением танцем, что передается зрителям.

    В глубину сознания

    Легендарный японский режиссер Тадаси Судзуки в Москве – свой человек. Постоянный гость Чеховского фестиваля, он еще и много работает с русскими режиссерами и актерами, участвующими в его знаменитых тренингах в Центре исполнительских искусств в Сидзуоке.

    В МХАТ им. Чехова несколько лет назад Судзуки поставил «Короля Лира», а в наступающем сезоне выпустит «Электру» в Театре на Таганке. Поэтому его визит на нынешний фестиваль – одновременно радость и закономерность.

    В этот раз Судзуки решил пойти необычным путем: соединил в один вечер свой спектакль «Бог вина Дионис» и программу буддийской ритуальной музыки. И обе истории слились воедино мгновенно и точно.

    Надо сказать, что воспринимать ритуальную музыку непросто. Настолько размеренный у нее ритм, что неподготовленного слушателя может начать клонить в сон.

    Однако для того, чтобы войти в ритм, требуется лишь несколько минут – и организм перестраивается с дикого темпа окружающей жизни на неторопливую медитативность.

    Шестеро монахов-певцов (группа Сингонсеме) сидят на круглых платформах, а внизу расположилась известнейшая перкуссионистка Мидори Такада. Она поочередно работает с гонгами, барабанами разной величины, а также извлекает звуки из воды, металлических цепей и экзотического фонаря.

    Сочетание нежного, волнами поднимающегося звучания инструментов и обволакивающего, гулкого пения завораживает. Кажется, что голоса заполняют все вокруг, настраивая организм на особенные вибрации, позволяя заглянуть за пределы реальности.

    «Бог вина Дионис», хотя и сделан в традиционной для Тадаси Судзуки манере, напоминает продолжение ритуала. Нас словно бы ввели в транс, а потом показывают возможные последствия.

    Другую версию «Диониса» Чеховский фестиваль когда-то показывал; сейчас спектакль видоизменился. Стал жестче, трагичнее. Нарочито замедленные, плавные, невесомые движения и резкая, нервная подача реплик делают атмосферу «Диониса» уплотненной до предела. Если бы не текст, «Дионис» напоминал бы балет – настолько важную роль играет движение.

    Ключевая сцена спектакля – убийство молодого царя Пенфея жрецами Диониса, когда шесть безликих фигур медленно идут вокруг него, потом их движения ускоряются и завершаются невероятно мощным смертельным ударом. Режиссеру не нужна на сцене фигура самого бога. Ибо рассказывает он о людях. Павших жертвой собственной слепоты.

    Окружающий мир столь многообразен, что для сценических рассказов о нем уже мало слов и психологических переживаний. И режиссеры, понимая это, осваивают самые разные умения. Однако все познается в сравнении: и синтетические спектакли могут стать однообразными, не будь у них «традиционной» альтернативы.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •