Игорь Караулов Игорь Караулов В наперстках «мирных планов» – пустота

Нам важны не территории, а люди. Неважно, как пройдет будущая граница, если за этой границей сохранится режим, пытающийся превратить свой народ в антироссийских зомби и камикадзе.

11 комментариев
Андрей Перла Андрей Перла Почему арабо-израильская война так важна для России

Наши противники утверждают (сами, их никто за язык не тянул), что сражаются против нас на двух фронтах – в Палестине и на Украине. И разница в образе действий Израиля и России на этих фронтах настолько очевидна, что делает изоляцию России со стороны большинства населения планеты просто невозможной.

4 комментария
Владимир Добрынин Владимир Добрынин Человек не имеет к глобальному потеплению никакого отношения

Советуя человечеству дышать через раз, чтобы уменьшить углеродный «выхлоп», подумайте, заметят ли это вулканы. И вообще, углекислый газ – не вредное вещество, синтезируемое человечеством в процессе своей индустриальной и аграрной деятельности, а газ, созданный природой и используемый ею в процессе фотосинтеза.

15 комментариев
11 апреля 2006, 12:39 • Культура

Русский Sotheby’s в Нью-Йорке

Русский Sotheby’s в Нью-Йорке

Tекст: Игорь Шевелев

С молотка уйдут 770 лотов с произведениями живописи, фотографии, прикладного искусства на предполагаемую сумму 35 млн. долларов. Это именно те деньги, которые были выручены на аналогичных прошлогодних торгах, ставших сенсацией.

При этом организаторы надеются на приятные сюрпризы и неожиданности и в этом году. Для таких ожиданий у них есть все резоны.

Один Маковский спешит сменить другого

Главный успех в этом сегменте XIX века ожидается от картины Алексея Боголюбова (1824–1896) «Копенгагенская гавань»
Главный успех в этом сегменте XIX века ожидается от картины Алексея Боголюбова (1824–1896) «Копенгагенская гавань»
Хитами торгов 2005 года стали две фарфоровые вазы начала XIX века, которые были проданы за 3,9 млн. долларов, и огромное полотно Константина Маковского (1839–1915) «Суд Париса», ушедшее за 2 млн. долларов. Организаторы аукциона вздохнули легко: риск «русского Sotheby’s» оправдался. А значит, продолжение следует.

К русскому искусству в аукционном доме всегда подходили с определенной осторожностью. Раньше в нем был небольшой отдел русского прикладного искусства, в основном серебряных изделий, куда входили и иконы с окладами. Только после того, как произведения русских художников XIX века стали уходить дороже, чем аналогичные картины их западноевропейских коллег по академической живописи, на них обратили внимание и возник специальный отдел русского искусства.

Особый всплеск интереса к нашему искусству вызвала выставка «Russia!» в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, куда все время ее работы стояли огромные очереди. Именно после нее в аукционный дом Sotheby’s стали в больших количествах звонить местные потомки русских эмигрантов, интересуясь, сколько могут стоить те или иные произведения, доставшиеся им от бабушек и дедушек. В связи с чем число лотов на нынешних торгах вдвое превысило прошлогоднее. А звонки продолжаются, создавая перспективу на будущее.

На днях в Москве прошла презентация каталогов будущих торгов. Это три увесистых тома. Конечно, будут непременные Айвазовский с Верещагиным и Рябушкин с передвижником Владимиром Маковским.

Но главный успех в этом сегменте XIX века ожидается от картины Алексея Боголюбова (1824–1896) «Копенгагенская гавань», происходящей из собрания императора Александра III, чьим личным другом был художник. Картина, купленная цесаревичем в 1868 году за 250 рублей и висевшая в столовой Царскосельского дворца, нынче предлагается за 300-400 тыс. долларов.

Ну и конечно, прошлогодний «чемпион торгов» неоакадемист Константин Маковский. Он представлен огромным полотном «Туалет Венеры» (750-1100 тыс. долларов), которое в свое время написал для особняка барона фон Дервиза на Английской набережной в Петербурге. Когда особняк перекупили, незадолго до Первой мировой, новый хозяин предложил Маковскому подписать свою работу. Художник запросил за подпись 100 рублей. Владелец не согласился. На нынешних торгах это произведение не вызывает сомнений и без подписи. Салонное неорококо именно то, что так подходит к новым русским деньгам.

В качестве хита ожидается продажа коллекции небольших картин и рисунков Ивана Похитонова (1850–1923). Их полтора десятка плюс отдельный лот с более чем сотней фотографий из семейного архива художника.

Чем хорошо расширение географии продаж русского искусства на Америку, это тем, что из бабушкиных сундуков извлекаются совершенно неожиданные объекты.

Взять, к примеру, лот № 42, куда входят три тома коллекции русского графического дизайна – 2350 авторских программок, меню, этикеток, приглашений XIX – начала ХХ веков (150-200 тыс. долларов). Или картина Константина Коровина «Вид из мастерской художника в Гурзуфе», происходящая из коллекции Федора Шаляпина и более 80 лет пребывавшая за границей России (400-600 тыс. долларов).

Филонов и другие

Устроители ждут подлинной сенсации от картины Павла Филонова и Алисы Порет «Нищие»
Устроители ждут подлинной сенсации от картины Павла Филонова и Алисы Порет «Нищие»
Изучая каталоги, можно только поражаться, каким образом с 10 утра до 2 часов дня 26 апреля будут представлены первые 180 лотов.

Переходим к ХХ веку – это и Сарьян, и Фешин, и Бурлюк, и Анисфельд. Картины последнего были представлены в Нью-Йорке еще на выставке авангардного русского искусства в 1918 году.

Или работы Бориса Григорьева, ставшие недавно открытием для многих американских коллекционеров. Между тем его выставка в Бруклинском музее имела сенсационный успех еще в 1923 году. Оттуда происходит картина «Сбор урожая», первоначальная цена на которую предполагается в размере 300-400 тыс. долларов.

Выставлен на торги и ныне модный Петр Кончаловский, причем крайне редкого для себя «фовистского» периода 1910 года – большинство работ тех лет художник уничтожил, пребывая в творческом кризисе. Несколько картин художника в качестве пробы предлагаются и из коллекции семьи П. П. Кончаловского.

Эксперты аукционного дома Sotheby’s сегодня делают ставку не только и даже не столько на классическое русское искусство XIX века, сколько учитывают сдвиг интереса коллекционеров в сторону ХХ века, углубляясь в него вплоть до преддверья наших дней.

Кроме работ Фалька, Пуни, Маревны, Марии Васильевой (1884–1957), Александра Яковлева (1887–1938), Альтмана и других, устроители ждут подлинной сенсации от картины Павла Филонова и Алисы Порет «Нищие».

Ученица Филонова, любимая женщина Хармса, Алиса Порет (1902–1984) писала эту работу вместе с Татьяной Глебовой для выставки 1927 года в Ленинградском доме печати. Необычайно мощная живопись дает возможность считать, что Павел Филонов сильно приложил к ней руку, тем более что во время работы умер муж Алисы Порет и она писала картину, «мешая льющиеся слезы с красками на палитре», как вспоминала ее подруга. Когда Алиса уезжала в Москву, они с Т. Глебовой разделили картину надвое. Вторая часть находится в знаменитой коллекции Тиссен-Борнемиса, а первая предлагается по начальной цене 1-1,2 млн. долларов. У «Нищих» есть еще и коллекционная история. У Михаила Макаренко, который впервые выставил картину в 1967 году в Новосибирске, ее похитили, вывезли за границу, где продали на том же Sotheby’s в 1973 году. В начале перестройки Макаренко ее отсудил, и вот теперь она вновь выставляется на торги, но уже по совсем иным, нежели прежде, ценам.

В общем, судя по каталогам, продается огромная художественная выставка первоклассного русского искусства. Взять хотя бы целый раздел эротической живописи и рисунка, куда входят произведения Бориса Кустодиева, Константина Сомова, того же Петра Кончаловского.

Или девять скульптур из бронзы, мрамора и гипса Наума Аронсона (1872–1943), о котором стыдливо упоминали в советское время, поскольку он сделал бюст Ленина из музея вождя в Москве, встретившись с ним в Париже, где оба, естественно, были эмигрантами.

Даже выдающиеся произведения, которые будут продаваться 26 и 28 апреля в Нью-Йорке на Sotheby’s, трудно перечислить. Понятно намерение устроителей аукциона впредь выставлять избранные работы в Москве, чтобы с ними могли ближе познакомиться будущие возможные покупатели. Глаза действительно разбегаются. Но нельзя не упомянуть чайно-кофейный сервиз из 34 предметов работы Овчинникова 1890-1900 годов, из позолоченного серебра с эмалью, на котором изображены райские птицы, морские коньки, насекомые (начальная цена 500-800 тыс. долларов).

Впервые будет представлен на торгах в качестве пробы раздел современной фотографии. А галерея Stella Art представит девять работ современных российских художников, средства от продажи которых вернутся в Россию для помощи ВИЧ-инфицированным детям.

Одновременно с торгами на Sotheby’s пройдет выставка-продажа произведений современных русских художников. Во-первых, это будет одно из мероприятий Недели России в Нью-Йорке, которая должна возбудить интерес американцев к русской культуре как таковой. Во-вторых, это пробный камень, чтобы выяснить, будут ли иметь коммерческий успех торги картинами нынешних художников, наподобие того, что случилось в Москве в 1988 году.

..............