Андрей Новиков-Ланской Андрей Новиков-Ланской Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

9 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

11 комментариев
11 марта 2014, 11:30 • Авторские колонки

Иерей Димитрий Фетисов: Последний шанс

Иерей Димитрий Фетисов: Последний шанс

Нынешний кризис, пока еще внешнеполитический, – это последний шанс, который дан нам для того, чтобы призадуматься и, не откладывая в долгий ящик, понять свою личную ответственность перед сдерживанием хаоса.

Нет худа без добра, говорит народная пословица, и те события, которые сейчас происходят на Украине, не исключение, как бы это цинично ни звучало. Дай Бог, чтоб войны не было и те многочисленные жертвы, погибшие от рук бандитов на улицах мятежного Киева, были бы последними.

#{image=786731}Остаётся надежда на то, что для нашего народа в целом и его интеллигентствующей части в частности эти жертвы и эти уроки не пройдут даром.

Кризис – это всегда вынужденная переоценка ценностей. В том-то и есть религиозный, провиденциальный смысл войны и других страшных катаклизмов, которые попускаются Богом для отдельных народов.

Господь не виноват в кровопролитиях и насилии, Он просто оставляет людей с их свободной и страшной волей, таким образом давая нам возможность оценивать (пока, в случае с Украиной, ещё со стороны) – каково это: жить в аду – месте, где нет Бога, но лишь одна зависть, злоба и самоутверждение мелких и горделивых людей.

Дело даже не в том, что на пробу наша элита оказалась не такой уж и продажной, раз не побоялась потерять свои активы на Западе, а президент, выходит, не находится в полной и кабальной зависимости у олигархов.

И даже не в том, что теперь неизбежно лучшей части интеллигенции будет уже несколько стыдно всё время ссылаться на «а у них там, в Америке» и, быть может, произойдёт политическое убийство секулярных и неоязыческих мерзостей типа гей-парадов и ювенальной юстиции, раньше так агрессивно и небезуспешно навязываемых нам «оттуда», где всё «как у людей».

Пожалуй, самое главное – это то, что глядя на наших соседей, у которых «и.о. президента» стал пастор (интересно, где либеральный вой по этому поводу – о том, что государство-де светское, и забавно представить, что бы началось во всём мире, если бы эту должность занял православный священник московского патриархата), люди не только задумались о самобытном пути России, но и о личной ответственности каждого гражданина перед своей Родиной и семьей.

Не люблю громких слов, но могу засвидетельствовать: у нас сейчас небывалый патриотический подъём, которого я за свой в общем-то короткий век никогда не видывал.

Дай-то Бог, чтобы он не сошёл на пшик и люди поняли, что от них лично зависит очень и очень многое. И каждому из нас надо перестать ссылаться на кого-либо, будь то президент, правительство или шеф на работе, и чётко ответить себе на вопрос: а что я, кроме брюзжания и почти честного отчисления налогов, сделал для того, чтобы моя Родина процветала?

Где она – моя лепта, где мой кирпичик, которым я хоть что-то созидал в этой нашей хаотичной российской действительности?

Скорее всего, нынешний кризис, пока ещё внешнеполитический, – это последний шанс, который дан нам для того, чтобы призадуматься и, не откладывая в долгий ящик, понять свою личную ответственность перед сдерживанием того хаоса, который ещё, уверен, коснётся нас непосредственно.

И, быть может, идея о личной ответственности и есть та практическая и универсальная для всех часть национальной идеи, так тяжко и бесперспективно искомая нами в последние десятилетия?

..............