Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Нужно ли отгородиться от Центральной Азии

Страны Центральной Азии – это колоссальный резервуар человеческих ресурсов, отгораживаться от которого, изображая из себя прибалтов, было бы недальновидно. С другой стороны, Центральная Азия подвержена внешнему воздействию экстремистов и спецслужб стран Запада.

15 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Дугин объяснил саморазрушение Запада

Главный вопрос Такера Карлсона Александру Дугину был сформулирован предельно четко: почему западная цивилизация вдруг ополчилась на саму себя и занялась саморазрушением? Ответ Дугина был столь же предельно четким.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Особая речь Путина

Прямая трансляция благодарственного молебна в ходе инаугурации президента – это ведь не только обозначение курса и смыслов следующих шести лет. Это главная присяга, выше которой нет, Тому, кто спрашивает особым спросом.

11 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Дело доктора Буяновой – важный прецедент

Оскорблять вдову павшего воина было бы совершенно вопиющим, бессовестным поступком – по любым человеческим меркам. Для врача это было бы, к тому же, проявлением полной профнепригодности. Это заслуживало бы увольнения с волчьим билетом. Но преследовать человека по уголовной статье за слова, предположительно сказанные с глазу на глаз – значит, полагать начало совершенно новой практике.

39 комментариев
30 сентября 2011, 11:20 • Авторские колонки

Наталья Радулова: Сестры Шекспира

Наталья Радулова: Сестры Шекспира

Очередной мужчина в своем блоге стал обвинять женщин в тупости и безынициативности – они, мол, ничего не добились за все существование человечества ни в литературе, ни в физике, ни в мотогонках. Даже премию Дарвина редко берут.

Про премию Дарвина я сама добавила. Но мысль, которую пытался высказать этот парень, оставила без изменений: мужчины умнее и морально сильнее женщин, поэтому среди них всегда было больше гениев в различных областях. Может, и пьяниц, преступников тоже было больше, но уж если приходилось штурмовать вершину, это делал мужчина. Пока слабые девушки нерешительно мялись у подножия.

Мужчина, если проявляет характер в бизнесе или в политике, – он не истеричка и не сучка, он поступает по-мужски

Девушки блогеру пытались возразить – трудно добиваться профессиональных успехов, когда тебе даже присутствовать в высших учебных заведениях запрещено. Еще Вирджиния Вульф как-то рассуждала, что могло бы произойти, будь у Шекспира такая же одаренная, как он, сестра. «Она была такая же авантюристка, такая же выдумщица и путешественница в душе, как ее брат. Но в школу ее не отдали. У нее не было возможности учить грамматику и логику, читать Горация или Вергилия. Возьмет, бывало, книгу, скорее всего, брата, прочтет две–три страницы, и вдруг входят родители и говорят: «Чем мечтать над книжками, поштопай-ка чулки или посмотри жаркое». Они были, вероятно, к ней строги – для ее же блага, ибо люди были здравые, понимали, что такое жизнь женщины, и дочку свою любили – отец, наверное, в ней души не чаял. Кто знает, может, забравшись на чердак, тайком ото всех она и царапала какие-то странички, а после со всей предосторожностью прятала их или сжигала. Но вот ее, несовершеннолетнюю, просватали за сына торговца шерстью из их округи. «Мне ненавистен брак!» – крикнула она отцу, за что была им жестоко бита. Потом, правда, он перестал бранить ее. Умолял пощадить, не позорить старика своей строптивостью. Он ей юбку тонкую подарит или бусы, говорит ей, а у самого на глаза навертываются слезы. Как она может его не слушаться? Как может терзать родительское сердце?»

«Ну, это когда было! – возражал светоч мировой литературы, физики и мотогонок, временно подрабатывающий менеджером по продажам. – Ладно, я согласен, были времена, когда женщинам не разрешали учиться, распоряжаться деньгами и вообще выбирать судьбу. Но ведь за последние сто лет все изменилось. У вас даже паспорта появились. Так что ж вы не успели отхватить себе половину Нобелевских премий за это время?»

Как бы ни возмущались барышни в комментариях, но в общем и целом этот мужчина прав. Не успели. Конечно, женщины добились за сто лет многого. Там, где как-то можно совмещать семью и работу, они царят – у того же среднего бизнеса в России вообще, как мне кажется, женское лицо. Но на самых вершинах женщин действительно по-прежнему мало.

Почему? Безусловно, стеклянный потолок – барьер, ограничивающий продвижение женщин по служебной лестнице по причинам, не связанным с их профессиональными качествами, – существует. Просто так группа топ-менеджеров конкурента в юбке в свой клан не пустит, в этом случае мужская солидарность проявится, как никогда. В США, к примеру, несмотря на то что женщины составляют значительную часть всех сотрудников, около 84% топ-менеджеров 500 ведущих компаний страны являются мужчинами. На директорских должностях в этих компаниях мужчины составляют 88%. Не думаю, что в России ситуация принципиально иная. Довольно распространенная картина для нашей страны: полный офис женщин, которыми руководит парочка мужчин.

Женщинам все еще приходится прилагать раза в два больше усилий, чтобы достичь того же, что и мужчина. И стеклянный потолок, и сексизм – все это присутствует.  Стоит женщине совершить хоть малейший промах, как все коллеги, друзья и недруги тут же вспоминают ее пол: «Ну понятно, баба!» И этой бабе придется все время преодолевать невероятное сопротивление, если она хочет закрепиться среди топ-менеджеров.

Но есть кое-что еще. Общественное мнение. Уверенность общества в том, что семья – это исключительно женская забота. И это не изменилось с веками. Во всяком случае, в России. Если женщина попробует поступать по-мужски – думать только о карьере, ее одернут, тут и сомнений нет.  Да и все ее жизненные устои будут бунтовать против нее самой. Все то, что ей внушали с детства, начнет мучить ее: «Какая я мать! Какая я жена! Мой муж позабыт-позаброшен, сам готовит ужин, а я все еще на работе». Женщине придется воевать не только с обществом, но и с самой собой. И этот бой будет трудным самым.

В школе и в вузах девочки учатся в целом лучше мальчиков. Они более инициативные, успешные. Куда же они потом деваются? Известно куда. Кто пойдет в отпуск по уходу за ребенком? Кто, если в семье заболеет ребенок, останется с ним дома? Кто ляжет с ним в больницу? Кто вздрогнет от шепота за спиной: «Карьера этому родителю важнее, чем дети»? Кто будет терзаться чувством вины? Кто не станет засиживаться в лаборатории до утра, когда дома семья?

Если по какой-то причине общество забудет высказать женщине свое осуждение, то она сама с этим отлично справится. Подгоняемая мыслями «я плохая мать, я плохая жена» среднестатистическая женщина постарается поскорее сбежать из своей лаборатории. Постарается поскорее скомкать свою блестящую карьеру, остановившись на среднем варианте – он не требует такой отдачи, такого полного самоотречения. А в топ-менеджерах и в гениях пусть мужчины ходят. Их за это никто не ругает.

Науке, бизнесу или творчеству надо отдаваться полностью. И хорошо бы, чтобы рядом был человек, который не то что палки в колеса не вставляет, а поддерживает тебя полностью. Берет на себя все бытовые вопросы, обеспечивая все условия для спокойной работы. Но много вы знаете мужчин, способных стать такими помощниками для своих жен? Готовых стать их тенью, героем поговорки «за каждой великой женщиной стоит заботливый муж»?

Нет, я не прошу сдавать кровь, как это делала жена одного известного художника, чтобы купить ему в советское время краски. Но как насчет кашки с утра? Триста шестьдесят пять раз в год встать пораньше и приготовить? Как насчет того, чтобы гладить жене блузки и штопать колготки, если понадобится? Как насчет того, чтобы отказаться от собственных профессиональных устремлений, перейдя в неприметные середнячки, чтобы было время заниматься детьми, хозяйством или секретарскими делами своей великой супруги? Кто-то же в семье должен этим заниматься, пока другой на Нобелевку идет...

Я ни к чему не призываю – только задуматься. Задуматься над тем, что мужчину редко осуждают, если он сосредоточен на карьере. Если проявляет характер в бизнесе или в политике – он не истеричка и не сучка, он поступает по-мужски. Если его вторая половина жизнь положила на то, чтобы обеспечить ему тыл. Мужчину редко осуждают, если он полностью отдается работе, подзабивая на родительские обязанности... Женщину за такие вещи осуждают всегда. И она сама уверена – так и надо.

..............