Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
2 комментарияДмитрий Галковский: Судебный произвол присяжных
С начала перестройки сотрудники тайной полиции, коммунистические агитаторы, аферисты, уголовники, представители националистического андеграунда*, дети партийной номенклатуры и тому подобная публика, пропагандировала введение суда присяжных.
Суд ввели. Ягодок ещё нет, а цветочки налицо. Например, весной этого года в одном из московских ресторанов взяли за шкирку теплую компанию: оправданных судом уголовников, их адвоката и… присяжных заседателей, поспособствовавших счастливому окончанию судебного процесса. На днях суд присяжных признал невиновным вора в законе Япончика, давно ставшего на Западе символом российской преступности. Вне всякого сомнения, впереди нас ожидают еще более красочные последствия мудрого решения, по которому Особо Важные преступления должны рассматриваться судом присяжных, или, как его называли в XIX веке, «судом улицы».
Важнейшие уголовные дела выведены из обычного судопроизводства «под сень струй» - в область закулисного кулачного права, где кто палку взял, тот и капрал
Смысл введения суда присяжных в современной России ясен и ребенку. Уголовные тяжеловесы - воры в законе, крупные казнокрады, наркобароны - не хотят быть судимыми вообще. В ПРИНЦИПЕ. Им нужен ИММУНИТЕТ. Поэтому 1% уголовных дел, а именно наиболее крупные дела по наиболее опасным преступлениям, отданы на откуп «улице». С другой стороны, власти хотят иметь механизм для беспроблемной расправы над кем угодно. В результате важнейшие уголовные дела выведены из обычного судопроизводства «под сень струй» - в область закулисного кулачного права, где «кто палку взял, тот и капрал». С одной стороны «авторитеты», с другой - полуазиатская власть, а между ними - 12 растерянных обывателей-соучастников, испуганно наблюдающих за «битвой титанов».
Тут дело ясное, и об этом не стоило бы писать отдельную статью. Хочется поговорить о другом: о суде присяжных как таковом. Что это за странный (чтобы не сказать больше) институт.
Обычно считается, что суд присяжных есть неотъемлемая принадлежность демократического общества. Вроде простые граждане осуществляют непосредственное правосудие поверх бюрократических препон, руководствуясь здравым смыслом и ограничивая всевластие государственных чиновников. Суд присяжных – это школа демократии, вовлекающая граждан в процесс управления обществом и т.д. и т.п.
Теперь посмотрим, что суд присяжных означает НА ДЕЛЕ.
Япончик |
Что делают присяжные заседатели? В своих решениях они не руководствуются законом. «Суд улицы» может признать доказанного убийцу невиновным. Без объяснения причин. ПРОСТО ТАК. ХОЧУ И ВСЁ. Именно так была оправдана в XIX веке растленная террористка Засулич, что послужило прямой провокацией революционного террора. Менее вопиющий, но, на мой взгляд, более зловещий пример – одновременная с делом Засулич волна оправдательных приговоров проституткам во Франции. «Суд улицы» был на стороне, говоря современным языком, клофелинщиц, убивавших своих клиентов. Присяжные заседатели сочувствовали картинно рыдающим «падшим созданиям», и единодушно отвергали приговор судьи. Последствия можно себе представить.
Т.о. суд присяжных – это СУДЕБНЫЙ ПРОИЗВОЛ.
2. Обыватель редко сталкивается с преступниками. Он постоянно получает информацию о мрачном, но занимательном мире уголовников, но это художественное преображение реальности. Кинозлодеи ходят с пиратскими повязками на глазах и разговаривают на фантастическом жаргоне. Однако в реальности большинство преступников внешне обычные люди. Серийный маньяк может оказаться застенчивым очкариком, трамвайный воришка – простодушным толстяком. Не так редко случается и обратное. Брутальный тип, повязанный на месте преступления – лишь случайный прохожий, имевший несчастье оказаться в неправильное время в неправильном месте.
У судьи есть особый склад характера, профессиональные знания и бесценный опыт, позволяющий в большинстве случаев отличить видимость от действительности. Присяжный заседатель - это случайный человек, часто попавший на суд в первый раз в жизни. Предполагается, что он силен числом, - присяжных заседателей много. Однако научное знание на протяжении веков ожесточенно боролось с бесчисленными присяжными заседателями, отстаивая абсурдную для толпы истину: земля круглая, земля вращается вокруг солнца, звезды - это не гвозди и т.д. Сколько раз науськанная демагогами-адвокатами толпа сжигала на костре истину. Даже умный человек в незнакомой ситуации будет вести себя глупо, а объединенный в многоголовую толпу – превратится в барана.
Т.о. суд присяжных – это, используя самое мягкое выражение, СУД ДИЛЕТАНТОВ.
3. Граждане Советского Союза имели массу прав. Например, право служить в Советской Армии. Право одновременно было и почетной обязанностью, что давало повод бесчисленным партийным пропагандистам идиотничать на предмет «диалектического единства» прав и обязанностей при социализме. «Право» быть присяжным заседателем из той же оперы. Это тяжелая повинность, унижающая честь и достоинство свободного гражданина. Если это и «школа», то школа не демократии, а подлости и хамства. Нормальный человек естественно ограждает себя от мира нравственной и физической грязи. К сожалению, в эпоху массовых армий граждане цивилизованных государств вынуждались «по совместительству» быть пушечным мясом. Но зачем обычному человеку в мирное время якшаться с уголовниками, сидеть и часами выслушивать детальные описания убийств, изнасилований и тому подобных подлостей и мерзостей? Вероятно, и даже наверняка, есть люди, которым это интересно, или которые хотят лично принять участие в искоренении язв человеческого общества. Так пускай и занимаются этим профессионально. Зачем же постороннего человека выдергивать из привычной обстановки и обязывать отрабатывать энное количество часов в морге?
Думаю, этого достаточно. Можно еще говорить об угрозе безопасности присяжных заседателей, не умеющих защищаться от уголовного мира и, по сравнению с судьями, защищаемых государством в неизмеримо меньшей степени (впрочем, в РФ, как известно, убивают и судей). Можно говорить о неоправданных судебных издержках, о дезорганизации основной работы, от которой отвлекаются присяжные, о неизбежной судебной волоките, связанной с подбором кандидатур и т.д. и т.п. Но это уже частности, меркнущие перед основным вопросом: «Как же западный мир дошел до такого оскотинивания?»
А так, дошел. Судебное дело крайне архаично. В Англии существует серьезная полемика по поводу покроя судейских париков, недавно произошла целая революция. Объемные парики заменили на каракулевые «коровьи лепешки», в результате чего судья внешне стал напоминать не столько дурака, сколько подлеца. В некоторых странах запрещено фотографировать суд и существует целый клан сверхбездарных паразитов, в начале XXI века рисующих в газетах аляповатые картинки судей и подсудимых. Суд присяжных – это сложный атавизм западной судебной системы, результат политической борьбы XIX века. Худо-бедно, интегрированный в нормальный механизм судопроизводства, он со всеми огрехами, скрипом и вихлянием работает. Работает плохо, затратно, наконец, ГЛУПО. Но работает. Есть система нейтрализаторов и противовесов, кое-где подсыпают демагогии, выталкивают на обочину, не брезгуют «ловкостью рук». Машина сложная, старая – перестраивать радикально себе дороже. «Выросло и ладно».
Ну а почему «чужому дерьму» радуются в РФ, смотри выше. Впрочем, многое и от элементарной глупости. Мантии, в которых русский судья чувствует себя дурак-дураком, уже ввели. Глядишь, еще и парики сошьют.
---------------------------------------
(*т.е. националисты экзотических этнических групп, в общей сложности составляющие несколько процентов от численности населения: японцы, коми, ассирийцы, цыгане и т.д.)