Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.
12 комментариевСМИ: Минобороны и Минфин разошлись в оценках средств бюджета на ГПВ 2018–2025 годов
Минфин и Минобороны по-разному оценили объемы финансирования госпрограммы вооружения (ГПВ) на период 2018–2025 годов; финансовый блок правительства согласен заложить на новую ГПВ 12 трлн рублей, в то время как военные рассчитывают получить около 24 триллионов, сообщают СМИ.
Вопрос финансирования ГПВ-2025 обсуждался 28 июня на заседании Военно-промышленной комиссии (ВПК) под руководством президента России Владимира Путина, сообщил «Коммерсант».
Снять имеющиеся разногласия сразу не удалось, поэтому стороны будут готовить свои аргументы и объяснять позицию
Президент заявил, что военным и промышленности важно сохранить набранный темп, верстать планы еще более четко и скоординированно, а также принимать во внимание все возможные факторы (от потенциала оборонных предприятий до финансовых возможностей России).
«Сейчас правительство приступило к формированию федерального бюджета на новый трехлетний период,– напомнил президент.– Нужно учитывать, что 2018 и 2019 годы станут первыми годами реализации новой госпрограммы вооружения». Далее министр финансов Антон Силуанов рассказал об основных финансово-экономических параметрах программы.
Позиция Минфина, изложенная в закрытой части заседания, вызвала острую дискуссию среди членов ВПК. В частности, по данным издания, господин Силуанов огласил предельный объем финансирования проекта ГПВ: не более 12 трлн рублей на 2018-2025 годы.
Цифра не устроила многих, в том числе министра обороны Сергея Шойгу и вице-премьера по ОПК Дмитрия Рогозина, утверждают источники издания, близкие к аппарату правительства и администрации президента.
По их словам, военные прямо заявили, что для гарантированного обеспечения национальной безопасности требуется вдвое больше, то есть 24 трлн рублей. Представитель Минфина, в свою очередь, утверждал, что бюджет на столь стремительный рост оборонных расходов попросту не рассчитан. «Снять имеющиеся разногласия сразу не удалось, поэтому стороны будут готовить свои аргументы и объяснять позицию»,– говорит федеральный чиновник.
- Путин: Уровень перевооружения армии и флота к концу 2016 года достигнет 50%
- Росгвардия решила подготовить изменения в госпрограмму вооружения до 2020 года
- Путин: Россия не втягивается в гонку вооружений
- Путин: Почти все задания гособоронзаказа 2015 года выполнены в полном объеме
- Путин: Необходимо совершенствовать систему контроля за исполнением гособоронзаказа
- На развитие ОПК до 2020 года Россия вложит 23 трлн рублей
- Минобороны: Опыт операции в Сирии будет учтен в новой госпрограмме вооружений
Напомним, что изначально ГПВ-2025 должна была вступить в силу в 2016 году, однако из-за нестабильной экономической ситуации президент России перенес ее принятие на два года.
Минобороны и Минфин давно спорят об объемах финансирования программы перевооружения. Действующая ГПВ-2020 изначально оценивалась в 36 трлн, однако под давлением финансово-экономического блока правительства и его куратора, занимавшего тогда пост вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, ее стоимость была снижена до 23 трлн рублей, из которых 19 трлн получало Минобороны.
Эти деньги в своей основной массе должны были пойти на укрепление стратегических ядерных сил (восемь подводных ракетоносцев «Борей» с МБР «Булава», ракетные комплексы «Ярс», «Рубеж» и «Баргузин», жидкостную тяжелую ракету «Сармат», новый стратегический бомбардировщик, системы ПРО и многое другое).
В 2010 году запросы военных во многом были удовлетворены: высокая цена на нефть позволяла сделать финансирование десятилетней ГПВ рекордной в российской истории.
Спустя шесть лет ситуация совершенно иная. Бюджетные проектировки, датированные 27 июня – датой начала работы правительства над бюджетом на 2017-2019 годы, – не содержат предложений кратного увеличения трат по закрытой части бюджетных расходов ни в 2017, ни в 2018, ни в 2019 годах. Военные расходы Минфин предложил номинально снизить на 2,6% по непрограммным мероприятиям и на 4,4% по госпрограммам, тогда как в целом номинальные расходы казны должны сохраниться на уровне 15,8 трлн рублей в каждый год «трехлетки».
Минфин, по оценкам, представленным министром в Госдуме 29 июня, ожидает, что падение номинальных доходов бюджета продолжится и в 2017 году. В условиях обсуждаемого сейчас приоритета социальных расходов казны в ближайшие годы это означает, что все остальные госрасходы придется уложить в меньшую сумму, чем это запланировано на 2016 год.
Кроме военных, возможность меньшего сокращения финансирования своих программ (в сравнении с проектировками Минфина) отстаивают практически все федеральные органы власти: госинвестиции на 2017-2019 годы, не укладывающиеся в заданные ограничения, составляют два «листа ожидания» по 1,5 трлн рублей в год.
По данным издания, кроме Минобороны, с нынешними ограничениями не согласны МВД, Минздрав, Минкавказ, Минвостокразвития. Однако межведомственная комиссия Минэкономики, призванная свести программные расходы министерств с требованиями Минфина, прямо посоветовала им заявлять претензии уже правительственной бюджетной комиссии (ее возглавляет премьер Дмитрий Медведев).
Позиции военных и промышленности в споре за увеличение объема финансирования ГПВ-2025 сильны, даже несмотря на экономические сложности в стране, говорит источник издания в правительстве. Причин для этого, по его словам, достаточно: на западных границах России наращивается инфраструктура НАТО, нужно поддерживать ядерный паритет с США, запустить в серийное производство новую военную технику на замену советских проектов, а также довести до ума опытные работы, в которые уже были вложены миллиарды рублей. Сами военные в 2014 году официально говорили, что им за счет унификации изделий удалось снизить стоимость ГПВ-2025 с 55 трлн до 30 трлн рублей.
Однако пойти на уступки Минобороны Минфин может, только увеличив «очереди» в объеме (то есть профинансировав Минобороны за счет коллег по правительству) или наращивая бюджетный дефицит, необходимостью зафиксировать который на уровне 3% ВВП и объясняется вся жесткость бюджетной политики.
При этом внешние эксперты говорят о том, что проблемы у Минфина могут возникнуть уже в 2017 году – и даже независимо от того, удастся ли ему выдержать давление коллег в процессе ограничения их трат.
По данным Счетной палаты, сокращение доходов уже за январь–май 2016 года к тому же периоду 2015 года составило 13,4%. Сам Минфин опасается, что спад номинальных доходов продлится и в 2017-м.
Аналитики же S&P его опасения подтверждают, сомневаясь в реалистичности привлечения правительством уже включенных в доходные проектировки на 2017 год 1,5 трлн рублей средств от приватизации и прибылей госкомпаний.
Время на дискуссию еще есть, утверждает источник издания в правительстве: госпрограмма должна быть принята не позднее декабря 2017 года, до этого момента стороны будут вести межведомственные консультации. «Окончательное слово останется за президентом»,– добавил собеседник издания.
Напомним, стоимость госпрограммы вооружения на 2011-2020 годы составляет порядка 20 трлн рублей. Планируется, что почти 80% средств пойдут на закупку высокотехнологичного оружия. К основным приоритетам действующей госпрограммы относятся стратегические ядерные силы, космические средства и средства разведки, связи.
Президент Владимир Путин заявил, что Россия не втягивается в гонку вооружений, а просто наверстывает упущенное в предыдущие годы.